Рекомендации по педагогической практике




Педагогическая практика представляет собой целостный процесс. Основная функция педагогической практики - развивающая, развитие студента является приоритетной целью по отношению к целям обучения и воспитания;

Формы учебной и воспитательной работы как компоненты производственной практики начинают выступать не в качестве целей, а в качестве педагогических средств развития профессиональных умений, психических и личностных свойств и качеств;

Усиление самостоятельности студента в развитии педагогических умений (как одно из важнейших условий производственной практики) предполагает не только самоконтроль и самооценку своих действий, но и самодиагностику, самоанализ достигнутых результатов, что способствует формированию и развитию у студентов таких профессионально значимых свойств и качеств, как педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, мотивация профессиональной деятельности и др.

Организация педагогической практики предусматривает составление каждым студентом индивидуальной программы саморазвития.

Основным содержанием производственной практики является педагогическая деятельность, в которой с позиции деятельностного подхода основными компонентами выделяют исходное состояние, цель, средство, условия, результат.

Группа гностических умений:

- умения изучать учебные возможности обучающихся педагогическими средствами (анализировать письменные, практические работы и устные ответы детей, определять уровни их обученности, развитости и воспитанности, уровни отношения к различным учебным дисциплинам, к различным видам работы на занятиях

- умения изучать программные и учебно-методические материалы (оп­ределять ведущие идеи, концепции, научные подходы, глобальные цели и задачи изучения конкретного учебного предмета, раздела, темы; находить критерии оценки результатов изучения учебного предмета для той или иной ступени образования; определять основные элементы знаний (по­ня­тия, теории, закономерности, факты и пр.) и предметные умения в рамках учебного курса, раздела, темы; определять основные формы учебной информации в учебной литературе (тексты, иллюстрации, вопросы, задания, образцы выполнения учебных действий и др.); анализировать образовательные технологии и определять их реальную применимость в конкретных условиях);

- умения изучать собственные педагогические способности (пользо­ваться диагностическими тестами, рефлексировать, определять положительные и негативные стороны собственной педагогической деятельности - особое внимание уделять выявлению у себя коммуникативных и организаторских умений, способности к фасилитации; давать самооценку);

- умения анализировать лекцию/семинар/практическое занятие (проводить самоанализ и анализ занятий своих коллег, пользоваться разными видами анализа);

- умение обосновать свой выбор учебной информации, методов и форм обучения и др.;

- умение объяснить свои действия во время занятия;

- умения оценить ход и результаты учебной деятельности (проанализи­ровать или прокомментировать ответ обучающегося, определить ошибки и недочеты в учебных действиях и их результатах, применять критерии оценок).

- умения определять и формулировать цели предстоящей деятельности:

· по отношению к занятиям (цели обучения, цели воспитания, цели развития);

· по отношению к отдельным этапам и аспектам занятия (учебные задачи, цели самостоятельной работы, цели практической работы и т.д.);

- умение определять логику и последовательность работы над новым учебным материалом;

- умение связывать способы работы с учебным материалом и типичные затруднения обучающихся;

- умение продумать возможные варианты вопросов к студентам для включения их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность на уроке;

- умение заранее предусмотреть контрольные микроэтапы в занятии;

- умение продумать методическую структуру занятия, разные ее варианты для одного и того же занятия;

- умение определить вероятностные педагогические задачи в занятии, а также соответствующие им учебные задачи;

- умение предусмотреть типичные ошибки и недочеты в работе обучающихся;

- умение заранее подготовиться к применению разных подходов к объяснению нового материала.

Группа конструктивных умений:

- умения подбирать готовую учебную информацию (тексты, иллюстрации, схемы, таблицы, вопросы и задания к учебному материалу);

- умения создавать свои варианты учебной информации;

- умения разрабатывать, создавать наглядные и дидактические пособия;

- умения разработать конспект занятия;

- умения выбирать методы и приемы обучения, формы и специальные средства обучения;

- умения разработать контрольные тексты (сформулировать вопросы, задания, задачи, примеры, упражнения, тесты и пр.);

- умения составлять опорные конспекты (для себя и для студента).

- умения предъявлять студентам дисциплинарные требования;

- умения объяснять учащимся цели предстоящей работы, создавать целевые установки, ставить учебные задачи;

- умения создавать ситуацию, стимулирующую студентов к самостоятельной постановке учебных задач;

- умение обеспечить внимание студентов;

- умения организовать групповую работу студентов на занятии;

- умения организовать дискуссию на занятии;

- умения организовать и провести на уроке дидактическую игру;

- умение проинструктировать обучающихся в связи с практическим заданием;

- умения оценить ответы студентов (дать качественную словесную оценку, поставить отметку, прокомментировать оценки и пр.);

- умение стимулировать обучающихся к постановке ими вопросов, дополнениям, исправлениям, замечаниям;

- умение организовать взаимопомощь среди студентов, взаимный контроль выполненной работы;

- умение распределить задания среди студентов;

- умение объединить обучающихся в группы для выполнения заданий;

- умение совместно с обучающимися составить план работы;

- умение своевременно внести коррективы в намеченный план занятия в зависимости от сложившейся ситуации;

Группа коммуникативных умений:

- умение сообщить информацию;

- умение выслушать ответ студента;

- - умение предупредить конфликт;

- умение разрешить конфликтную ситуацию;

- умение определить настроение тудента, изменить его (улучшить);

- умение обеспечить фасилитацию (выразить собственную позицию, уверенность в возможностях обучающихся и пр.);

- умение установить благоприятные взаимоотношения;

- умение создать ситуацию успеха;

- умение тактично реагировать на ответы обучающихся, комментировать их, использовать для решения педагогических задач;

- умение реагировать на эмоции студентов, на проявление отношений между ними;

- умение использовать высказывания обучающихся (казалось бы, не имеющие отношения к теме урока) в педагогических целях;

- умение реагировать на ошибки в ответах обучающихся.

 

Уровни развития умений

Вариант 1:

1-й уровень - студент не владеет умением;

2-й уровень - студент действует неуверенно, с помощью наставника;

3-й уровень - студент действует правильно, уверенно и самостоятельно.

Вариант 2:

1-й уровень - эмпирический (действия по организации педагогического процесса недостаточно осознаны, выполняются без опоры на теоретические знания, методом проб и ошибок),

2-й уровень - сознательный (действия осуществляются с учетом конкретных учебно-воспитательных задач, и конкретных условий их реализации),

3-й уровень - творческий (предполагает научное обоснование, анализ и обобщение практической работы с позиции педагогической теории).

Вариант 3:

1-й уровень (нулевой) - студент не владеет дидактическими умениями, пытается интуитивно осуществить профессиональные действия, но безуспешно;

2-й уровень (репродуктивный) – студент сознательно стремится применить знания на практике, допускает ошибки и недочеты, свидетельствующие об отсутствии системности и гибкости мышления, в целом действует на основе примеров и образцов;

3-й уровень (продуктивный) – студент проявляет самостоятельность в выборе и осуществлении профессиональных действий на основе теоретических знаний и практических образцов, в целом успешно справляется с основными профессиональными действиями;

4-й уровень (творческий) – студент стремится осуществлять профессиональную деятельность на основе собственных моделей, может научно обосновать свои действия, демонстрирует свободное владение дидактическими умениями.

 

Примерная номенклатура целей (для определения программы саморазвития):

- сформировать у себя определенные умения (даются конкретные названия умений);

- развить определенные умения;

- научиться применять определенные умения в реальной практике;

- проверить эффективность умений (уже сформированных у меня) в реальных педагогических ситуациях;

- научиться рефлексировать в реальном педагогическом процессе (осознавать свое эмоциональное или физическое состояние, осознавать собственные побуждения, понимать реакцию учащихся на свои действия и слова и др.);

- сформировать у себя определенные качества педагогического мышления (например, гибкость, мобильность, системность и т.д.);

- развить учебную и профессиональную мотивацию (например, определить цель своей профессиональной деятельности для стажерского периода (по окончании вуза) или усилить заинтересованность научной стороной деятельности педагога);

- сформировать (развить) профессионально значимые качества (например, терпение, отзывчивость, доброту и др.);

- научиться управлять собственными эмоциональными состояниями в процессе общения с детьми, с их родителями, с коллегами и др.

Достижение поставленных студентом целей осуществляется в процессе учебно-профессиональной деятельности, организованной с помощью комплекса заданий:

 

Первая неделя практики - задания по самодиагностике своей готовности к педагогической деятельности.

Опираясь на результаты самодиагностики, каждый студент составляет индивидуальную программу саморазвития и приступает к ее выполнению на второй недели практики. В программе указываются конкретные цели развития, задания, направленные на достижение поставленных целей и учитывающие особенности развития студента. Кроме этого, в программе намечаются консультации с преподавателями кафедр, необходимые для оказания помощи в актуализации теоретических положений и выполнения заданий. В течение первой недели студень выполняет индивидуальные задания преподавателя кроме того, студент посещает два занятия ведущих преподавателей с последующим анализом по предложенной схеме.

Вторая неделя практики- самостоятельное проведение занятий со студентами. Это может быть 2 лекции или два семинара, либо лекция, практическое занятие.(в зависимости от программы дисциплины.

В течение двух недель студент обязан посетить не менее двух занятий у своих однокурсников также с последующим анализом.

В качестве отчетных материалов выступают:

1) дневник педагогической практики. В нем студенты отражают выполненные виды работы по самодиагностике готовности к педагогической деятельности во время первой недели практики, результаты самодиагностики, индивидуальную программу саморазвития, результаты выполнения выбранных заданий (и разработанных дополнительно к предлагаемым), кроме конспектов занятий, наглядных пособий (эти материалы для удобства проверки преподавателями оформляются отдельно);

2) характеристика педагогической деятельности студента, составленная преподавателем кафедры. Для составления характеристики используются данные наблюдений за педагогической деятельностью студента, результаты выполнения заданий, а также беседы со студентом

3) характеристика педагогической деятельности, составленная студентом на основе самооценки результатов выполнения заданий (оформляется на отдельном листе)..

 

Модель педагогической практики

(организационный аспект)

- диагностика и самодиагностика готовности к педагогической деятельности;

- составление студентом индивидуальной программы саморазвития (под руководством преподавателей кафедры)

-выполнение заданий преподавателя (разработка наглядных пособий, презентаций и др.)

- выполнение студентом намеченной программы (проведение занятий в соответствии с заданиями);

- текущий самоанализ своих действий;

- консультации с преподавателями кафедр и учителями

- самоанализ и самооценка результатов выполнения программы студентом;

- подведение итогов практики;

- определение преподавателями кафедр достигнутого студентом уровня педагогической деятельности и развития

 

 

1. Для развития гностических умений.

Проанализируйте самостоятельную работу студента и выявите допущенные им ошибки и недочеты. Какой отметки заслуживает эта работа?

Проанализируйте результаты педагогического тестирования и определите уровень усвоения знаний и умений.

Оцените результаты контрольной проверки усвоения знаний и умений.

Проанализируйте фрагмент занятия, на котором изучается новый материал, и предложите свои варианты его организации, ориентируясь на свой опыт. Сколько вариантов вы можете предложить? А какие еще возможны, но вы пока не в силах их осуществить?

Во время наблюдения занятия попробуйте определить в какой-то момент, сколько минут осталось до конца (или сколько минут прошло от начала). Сделайте сначала предположение, а затем проверьте его по часам. Насколько точным оказалось ваше «чутье» времени?

2. Для развития проектировочных умений.

Составьте перечень вероятностных педагогических задач, связанных с функцией обучения.

Составьте перечень вероятностных педагогических задач, связанных с функцией развития.

Составьте перечень вероятностных педагогических задач, связанных с функцией социализации.

Составьте перечень вероятностных педагогических задач, связанных с отдельными этапами занятия.

Разработайте замысел проблемного занятия.

Разработайте замысел интегрированного занятия.

Разработайте проект расположения наглядных пособий и записей на доске для конкретного занятия. Разработайте замысел групповой работы учащихся на уроке.

Разработайте замысел занятия (или фрагмента занятия) с применением только: а) наглядных пособий; б) технических средств обучения; в) раздаточного дидактического материала; г) всех названных средств в комплексе.

Разработайте замысел самостоятельного задания, связанного с занятиями разных видов (традиционный комбинированный, занятие -лабораторная работа, проблемный, интегрированный, компьютерный и т.д.).

Назовите типичные затруднения преподавателя, возникающие на занятии, и возможные способы выхода из затруднительных ситуаций.

3) Для развития конструктивных умений.

Разработайте занятие(фрагмент занятия) объяснительно-иллюстративного типа.

Разработайте занятие (фрагмент занятия) проблемного типа.

Разработайте занятие(фрагмент занятия) программированного типа.

Разработайте занятие(фрагмент занятия) с применением компьютера.

Разработайте интегрированное занятияе.

Разработайте занятие с применением технических средств обучения.

Разработайте фрагмент занятия с использованием какого-либо способа создания проблемной ситуации.

Составьте беседу в разных вариантах: а) репродуктивную; б) эвристическую; в) контролирующую и др.

Разработайте сюжетно-ролевое занятие.

Разработайте занятие с использованием инсценировок.

Разработайте занятие с использованием групповой формы обучения.

Создайте наглядное пособие для занятия (по выбору).

Создайте наглядные пособия по системе у занятий.

Составьте варианты тестов.

Составьте групповые задания по одной теме.

Составьте задания для разных этапов одного занятия.

Составьте индивидуальные или дифференцированные карточки с заданиями, упражнениями, примерами и пр. для разных этапов занятия.

Разработайте проблемную задачу или проблемное задание.

Разработайте на материале конкретной темы кроссворд.

Сформулируйте вопросы к тексту учебника.

Предложите свои (или подберите) примеры, иллюстрирующие новые знания (применительно к фрагменту любого учебника).

4. Для развития организаторских умений.

Подберите все возможные обращения преподавателя к студентам для установления дисциплины, способы управления дисциплиной и примените их на своих занятиях. Какие из них оказались эффективными?

Подберите приемы, с помощью которых преподаватель может обеспечить внимание на занятии а) в начале занятия; б) при изучении новой темы; в) на этапе закрепления нового материала, г) при объяснении самостоятельного выполнения задания; е) при оценивании работы и ее результатов. Примените известные вам приемы и способы, определите, какие из них оказались эффективными.

Подберите способы активизации мыслительной деятельности учащихся. Примените их на своих занятиях. Какие способы целесообразнее? Почему?

Предложите свои варианты организации работы студентов по обобщению знаний и умений, полученных на отдельных этапах урока. Используйте их и проверьте их эффективность.

Продумайте возможные приемы организации этапа подведения итогов занятия. Что является главным при подведении итогов? Примените известные вам приемы подведения итогов занятия.

5. Для развития коммуникативных умений.

Проанализируйте занятия преподавателей, своих товарищей и определите их стиль педагогического общения. Что характерно для коммуникативной деятельности каждого?

Проанализируйте какое-либо занятие и оцените коммуникативную деятельность преподавателя на разных этапах занятия (На каком этапе эта деятельность была, по-вашему, наиболее эффективной? Благодаря чему?

Приведите примеры создания ситуаций успеха для учащихся из практики (по материалам педагогической практики).

Используйте в своей педагогической деятельности известные вам способы создания ситуации успеха.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: