Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | |||
I. Проверка домашнего задания | Осуществляет проверку домашнего задания (составить 5 высказываний о знаках препинания в предложениях, два из которых будут неверными) | Осуществляют взаимопроверку: обмениваются листочками с высказываниями, проставляют «+» напротив верных и «–» напротив неверных | Осуществляют контроль и оценку | |||
II. Постановка учебной задачи | Сообщает тему, формулирует задачи урока | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебную задачу | |||
III. Работа по теме урока. 1. Работа с теоретическим материалом | – Рассмотрите предложение. Прямой (тв. п., ед. ч., ж. р.) речь (тв. п., ед. ч) называться (наст. вр., ед. ч.) речь (им. п., ед. ч.) другой (р. п., ед. ч., ср. р.) лицо (р. п., ед. ч.) передаваемый (им. п., ж. р., ед. ч.) автор (ед. ч., тв. п) дословно. – Почему непонятен смысл этого предложения? – Поставьте слова в предложении в нужную форму, следуя указателям. Запишите его. – Укажите прямую речь в следующих предложениях (записаны на доске): 1. Серая Шейка с ужасом подумала: «Неужели вся река замерзнет?» 2. «Где же лучшая земля?» – мы спросили журавля. 3. Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края». – Из каких двух частей состоят эти предложения? (Прямая и авторская речь.) – Какими знаками препинания прямая речь разделяется со словами автора? А каким знаком препинания она выделяется? – Рассмотрите схемы предложений с прямой речью в упражнении 57. В каком столбике представлены схемы предложений, где прямая речь стоит перед словами автора? После слов автора? – Сформулируйте правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью | Выполняют задание. Отвечают на вопрос. В тетрадях должна получиться следующая запись: Прямой речью называется речь другого лица, передаваемая автором дословно. Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Формулируют правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью | Умеют внимательно слушать. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему | |||
2. Выполнение упражнений 55, 58 | Предлагает выполнить упражнения | Выполняют упражнения 55, 58 | Осуществляют планирование, контроль | |||
3. Подготовка к диктанту | – Рассмотрите диалог (спроецирован или написан на доске) из сказки К. И. Чуковского «Телефон».
– Что общего имеют и чем различаются предложение
– Вставьте пропущенные буквы. Объясните запятые | Читают диалог. Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Аргументируют ответы | Умеют внимательно слушать. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему | |||
4. Диктант | Диктант проводится по этому же отрывку. Учитель заранее готовит аудиозапись с диктантом: – Прослушайте первое предложение. (Читает.) – Диктую по строчкам. А потом позвонил (пауза, чтобы учащиеся успели записать) … Крокодил (пауза) … И со слезами просил (пауза) … и т. д. – Прослушайте второе предложение. (Читает.) – Диктую по строчкам. (Диктует.) – Сейчас я прочитаю текст целиком. Проверьте себя. Помните, что в первом предложении есть обращение и однородные члены. Обратите внимание на завершающий знак препинания во втором предложении | Записывают текст под диктовку. Осуществляют самопроверку | Умеют внимательно слушать. Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий. Адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников | |||
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Что вызвало у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание:выполнить упражнение 59 | Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения |
|
Урок 14. ДИКТАНТ