Дисциплина: ОП.11 Основы предпринимательства и управления в Образовании
Преподаватель: Карасева Елена Геннадьевна
Группа: 131, 132, 133
Дата занятия по расписанию: 132 гр.-12.02.21
И 133 гр. -15.02.21
Тема: Менеджмент как наука и практика управления.
Количество часов:2
Способ коммуникации: flower.elen.ru@gmail.com
Срок выполнения: 15.02.21
Теоретический блок
Содержание управленческой деятельности
В современной теории менеджмента не сложилось единых подходов к определению содержания деятельности руководителя. В научном анализе состава деятельности руководителя прослеживаются три подхода - функциональный, содержательный, интегративный.
Функциональный подход предполагает, что процесс управления — это выполнение субъектом деятельности ряда последовательных операций. Данный подход раскрывается в работах В. Г.Афанасьева, А. И. Китова, Б.Ф.Ломова, М.Мескона, Г.Х. Попова, А. М. Омарова, П. И. Третьякова и др.
Сторонники этого подхода подчеркивают взаимозависимость функций управления и направленность их последовательной реализации на достижение целей управления.
Функция — вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся разнородностью, определенностью, сложностью и стабильностью.
Впервые функции управления были выделены А.Файолем в начале XX в. (планирование, организация, координация, распорядительство и контроль). В дальнейшем набор функций управления дополнялся, расширялся, уточнялся и сегодня существует множество различных их классификаций.
Одной из наиболее распространенных является классификация, которая предложена М. X. Месконом, М.Альбертом, Ф.Хе-доури, -- планирование, организация, мотивация и контроль, где:
|
планирование — набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для помощи организации в достижении своих целей1;
организация — процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей2;
мотивация — процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных или организационных целей3;
контроль — процесс обеспечения достижения организацией своих целей4.
Определяя содержание управления с позиций функционального подхода, мы можем столкнуться с рядом трудностей.
Во-первых, бесконечное дробление процесса управления (в некоторых классификациях выделяется до 15 — 20 управленческих функций) значительно затрудняет целостное восприятие процесса управления.
Во-вторых, преувеличение значения той или иной функции для достижения результатов управленческого труда (например, отечественные ученые в 30-е гг. XX в. ключевой функцией в управлении считали функцию планирования, в 70-е гг. первостепенное значение отводили функции контроля) приводит к искаженному восприятию управленческого процесса.
Содержательный подход исходит из классификации основных направлений деятельности руководителя (объектов управления). Содержание деятельности руководителя может быть структурировано по следующим направлениям: техническое (управление производством), кадровое (управление персоналом организации), финансовое (управление финансовыми ресурсами), правовое (управление правовым обеспечением управленческой деятельности) и др. в зависимости от специфики деятельности организации. Например, в 1980-е гг., рассматривая деятельность руководителя школы с позиций содержательного подхода, М. И. Кондаков выделял следующие направления его деятельности: политическое, педагогическое, административно-хозяйственное1. Реализован данный подход и в структурировании управленческого процесса в ДОУ. Так, в исследовании С. В. Савиновой определены основные направления деятельности руководителя ДбУ: охрана и укрепление здоровья детей, кадровое обеспечение, методическое обеспечение педагогического процесса ДОУ, информационное и материально-техническое обеспечение2.
|
Преимущество этого подхода к содержанию управленческой деятельности состоит в том, что он позволяет четко определить специфику организации, в которой осуществляется эта деятельность.
Интегративный подход заключается в объединении функционального и содержательного подходов. Данный подход позволяет рассматривать деятельность руководителя многомерно, раскрывая ее многообразие и сложность. Впервые применить данный подход в начале XX столетия попытался А. Файоль. Он обозначил основные содержательные направления (операции) деятельности руководителя предприятия и функции управления, обеспечивающие их реализацию.
При описании управленческой деятельности руководителя в системе образования данный подход характерен для работ Е. П. Тонконогой, В. Ю. Кричевского (1977), А. К. Бондаренко, Л.В.Поздняк, В.И.Шкатулла (1980), П.В.Худоминского (1987), В. И. Бондаря (1987), Ю. В. Васильева (1990), Т. И. Шамовой (1991), М. М. Поташника (1991).
|
Так, рассматривая деятельность руководителя ДОУ, А. К. Бон-даренко с соавторами выделяет основные сферы деятельности руководителя (идейно-политическую, методическую, административно-хозяйственную, работу с родителями и общественностью) и обозначает процессуальные функции (стадии) управления: принятие решения и планирование, организация, регулирование и контроль1. Сегодня в результате социально-экономических преобразований общества изменились и сферы деятельности руководителя детского сада. Давайте попробуем структурировать содержание управления современным дошкольным образовательным учреждением с позиций интегративного подхода.
Вначале необходимо выделить основные направления деятельности руководителя, исходя из реального состояния системы образования. Попробуйте сделать это самостоятельно, аргументируя свой выбор.
Основные направления деятельности руководителя ДОУ ____________________________________________________________________________________________________________________
Например, маркетинговое направление, которое заключается в изучении образовательных потребностей участников образовательного процесса и определении, исходя из этих потребностей, основных линий развития ДОУ. Данное направление является актуальным в связи с возросшей конкуренцией на рынке образования, необходимостью «выживания» детских садов.
Обозначив основные сферы деятельности руководителя дошкольного учреждения, перейдем к определению действий (функций), позволяющих осуществлять управленческий процесс. Подумайте, какие функции выполняет руководитель ДОУ для осуществления работы по выделенным направлениям. Постарайтесь определить ключевые, обосновывая свой выбор.
Руководитель ДОУ реализует следующие управленческие функции _____________________________________________________________________________________________________________
Определив основные направления деятельности руководителя и функции, позволяющие ими управлять, рассмотрим возможность их объединения. Так, М.М. Поташник предлагает представить деятельность руководителя образовательного учреждения в виде матрицы, в которой по горизонтали расположены основные управленческие действия (планирование, организация, руководство и контроль), а по вертикали — направления управленческой деятельности руководителя (кадровое, методическое, нормативно-правовое, материально-техническое, финансовое обеспечение, обеспечение маркетинговой и инновационной деятельности и т.д.). Таким образом, ячейки матрицы заполняются конкретными функциями управления, получаемыми путем наложения базовых действий на объекты управления и действия с ними (например, планирование инновационной деятельности учреждения, организация финансовой деятельности, руководство педагогическим персоналом, контроль за состоянием материально-технической базы и т.д.)1.
ВОПРОСЫ(подготовьте вопросы, которые у вас возникли в результате изучения материала, для обсуждения в аудитории): 1.________________________________________________________
2.________________________________________________________
3.________________________________________________________
Практический блок
Конспект теоретического материала.
2. Ответить на вопросы:
2.1 Раскройте основные подходы к рассмотрению содержания управленческой деятельности.
2.2 Какие содержательные направления можно выделить в деятельности руководителя современного образовательного учреждения?
2.3 Приведите примеры интегративного подхода к содержанию управления в работе заведующего ДОУ (функциональный + содержательный).