Конспект теоретического материала.




Дисциплина: ОП.11 Основы предпринимательства и управления в Образовании

Преподаватель: Карасева Елена Геннадьевна

Группа: 131, 132, 133

Дата занятия по расписанию: 132 гр.-12.02.21

И 133 гр. -15.02.21

Тема: Менеджмент как наука и практика управления.

Количество часов:2

Способ коммуникации: flower.elen.ru@gmail.com

Срок выполнения: 15.02.21

Теоретический блок

Содержание управленческой деятельности

В современной теории менеджмента не сложилось единых под­ходов к определению содержания деятельности руководителя. В научном анализе состава деятельности руководителя прослежи­ваются три подхода - функциональный, содержательный, интегративный.

Функциональный подход предполагает, что процесс управле­ния — это выполнение субъектом деятельности ряда последо­вательных операций. Данный подход раскрывается в работах В. Г.Афанасьева, А. И. Китова, Б.Ф.Ломова, М.Мескона, Г.Х. По­пова, А. М. Омарова, П. И. Третьякова и др.

Сторонники этого подхода подчеркивают взаимозависимость функций управления и направленность их последовательной реа­лизации на достижение целей управления.

Функция вид деятельности, основанный на разделении и коопера­ции управленческого труда, характеризующийся разнородностью, опре­деленностью, сложностью и стабильностью.

Впервые функции управления были выделены А.Файолем в начале XX в. (планирование, организация, координация, распо­рядительство и контроль). В дальнейшем набор функций управле­ния дополнялся, расширялся, уточнялся и сегодня существует мно­жество различных их классификаций.

Одной из наиболее распространенных является классифика­ция, которая предложена М. X. Месконом, М.Альбертом, Ф.Хе-доури, -- планирование, организация, мотивация и контроль, где:

планирование — набор действий и решений, предпринятых ру­ководством, которые ведут к разработке специфических страте­гий, предназначенных для помощи организации в достижении своих целей1;

организация — процесс создания структуры предприятия, ко­торая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей2;

мотивация процесс побуждения себя и других к деятельно­сти для достижения личных или организационных целей3;

контроль процесс обеспечения достижения организацией сво­их целей4.

Определяя содержание управления с позиций функциональ­ного подхода, мы можем столкнуться с рядом трудностей.

Во-первых, бесконечное дробление процесса управления (в некоторых классификациях выделяется до 15 — 20 управленчес­ких функций) значительно затрудняет целостное восприятие про­цесса управления.

Во-вторых, преувеличение значения той или иной функции для достижения результатов управленческого труда (например, отечественные ученые в 30-е гг. XX в. ключевой функцией в управ­лении считали функцию планирования, в 70-е гг. первостепенное значение отводили функции контроля) приводит к искаженному восприятию управленческого процесса.

Содержательный подход исходит из классификации основных направлений деятельности руководителя (объектов управления). Содержание деятельности руководителя может быть структуриро­вано по следующим направлениям: техническое (управление про­изводством), кадровое (управление персоналом организации), финансовое (управление финансовыми ресурсами), правовое (управление правовым обеспечением управленческой деятельно­сти) и др. в зависимости от специфики деятельности организации. Например, в 1980-е гг., рассматривая деятельность руководителя школы с позиций содержательного подхода, М. И. Кондаков вы­делял следующие направления его деятельности: политическое, педагогическое, административно-хозяйственное1. Реализован дан­ный подход и в структурировании управленческого процесса в ДОУ. Так, в исследовании С. В. Савиновой определены основные направления деятельности руководителя ДбУ: охрана и укрепле­ние здоровья детей, кадровое обеспечение, методическое обеспе­чение педагогического процесса ДОУ, информационное и мате­риально-техническое обеспечение2.

Преимущество этого подхода к содержанию управленческой деятельности состоит в том, что он позволяет четко определить специфику организации, в которой осуществляется эта деятель­ность.

Интегративный подход заключается в объединении функцио­нального и содержательного подходов. Данный подход позволяет рассматривать деятельность руководителя многомерно, раскры­вая ее многообразие и сложность. Впервые применить данный под­ход в начале XX столетия попытался А. Файоль. Он обозначил основные содержательные направления (операции) деятельности руководителя предприятия и функции управления, обеспечиваю­щие их реализацию.

При описании управленческой деятельности руководителя в системе образования данный подход характерен для работ Е. П. Тонконогой, В. Ю. Кричевского (1977), А. К. Бондаренко, Л.В.Поздняк, В.И.Шкатулла (1980), П.В.Худоминского (1987), В. И. Бондаря (1987), Ю. В. Васильева (1990), Т. И. Шамовой (1991), М. М. Поташника (1991).

Так, рассматривая деятельность руководителя ДОУ, А. К. Бон-даренко с соавторами выделяет основные сферы деятельности руководителя (идейно-политическую, методическую, админист­ративно-хозяйственную, работу с родителями и общественностью) и обозначает процессуальные функции (стадии) управления: при­нятие решения и планирование, организация, регулирование и контроль1. Сегодня в результате социально-экономических преоб­разований общества изменились и сферы деятельности руководи­теля детского сада. Давайте попробуем структурировать содержа­ние управления современным дошкольным образовательным уч­реждением с позиций интегративного подхода.

Вначале необходимо выделить основные направления деятель­ности руководителя, исходя из реального состояния системы об­разования. Попробуйте сделать это самостоятельно, аргументируя свой выбор.

Основные направления деятельности руководителя ДОУ ____________________________________________________________________________________________________________________

 

Например, маркетинговое направление, которое заключается в изу­чении образовательных потребностей участников образовательного про­цесса и определении, исходя из этих потребностей, основных линий развития ДОУ. Данное направление является актуальным в связи с воз­росшей конкуренцией на рынке образования, необходимостью «выжи­вания» детских садов.

Обозначив основные сферы деятельности руководителя до­школьного учреждения, перейдем к определению действий (фун­кций), позволяющих осуществлять управленческий процесс. По­думайте, какие функции выполняет руководитель ДОУ для осу­ществления работы по выделенным направлениям. Постарайтесь определить ключевые, обосновывая свой выбор.

Руководитель ДОУ реализует следующие управленческие функции _____________________________________________________________________________________________________________

 

Определив основные направления деятельности руководителя и функции, позволяющие ими управлять, рассмотрим возмож­ность их объединения. Так, М.М. Поташник предлагает предста­вить деятельность руководителя образовательного учреждения в виде матрицы, в которой по горизонтали расположены основные управленческие действия (планирование, организация, руковод­ство и контроль), а по вертикали — направления управленческой деятельности руководителя (кадровое, методическое, норматив­но-правовое, материально-техническое, финансовое обеспечение, обеспечение маркетинговой и инновационной деятельности и т.д.). Таким образом, ячейки матрицы заполняются конкретными фун­кциями управления, получаемыми путем наложения базовых дей­ствий на объекты управления и действия с ними (например, пла­нирование инновационной деятельности учреждения, организа­ция финансовой деятельности, руководство педагогическим пер­соналом, контроль за состоянием материально-технической базы и т.д.)1.

ВОПРОСЫ(подготовьте вопросы, которые у вас возникли в результа­те изучения материала, для обсуждения в аудитории): 1.________________________________________________________

2.________________________________________________________

3.________________________________________________________

Практический блок

Конспект теоретического материала.

2. Ответить на вопросы:

2.1 Раскройте основные подходы к рассмотрению содержания управ­ленческой деятельности.

2.2 Какие содержательные направления можно выделить в деятельно­сти руководителя современного образовательного учреждения?

2.3 Приведите примеры интегративного подхода к содержанию управления в работе заведующего ДОУ (функциональный + содержательный).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: