Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||
I. Постановка учебной задачи | – Сегодня нам предстоит выяснить, что такое стили речи, и узнать, в чем особенность каждого из них. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы должны будем разделиться на группы | Внимательно слушают. Делятся на группы. Каждая группа собирается в кружок | Принимают и сохраняют учебные задачи | ||
II. Работа по теме урока. 1. Работа с опорной схемой. | – Давайте вспомним, что мы узнали о тексте на предыдущих уроках.
На доске появляется опорная схема, учитель предлагает группам подготовить ответ на вопрос с опорой на схему.
Опорная схема
Текст – это два и более предложения, связанных…
| Выполняют задание. Рассказывают о тексте, опираясь на схему. Примерный вариант ответа: Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Это единство темы поддерживается лексикой на одну тему, повторами, однокоренными словами, синонимами, наличием заголовка. Тема – это то, о чем говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме. Грамматическая связь создается благодаря определенному порядку предложений, порядку слов, интонации, трехчастной структуре. Представители каждой группы зачитывают свои ответы | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками, навыками работы со справочной литературой, а также навыками групповой работы. Формулируют ответы на вопросы | ||
2. Работа с материалом учебника | – Посмотрите на схему на с. 47. Расскажите об известных вам стилях речи. При подготовке рассказа пользуйтесь справочными материалами. (См. Ресурсный материал.) | Внимательно слушают. Работают со справочной литературой. Выполняют задание, отвечают на вопрос. Рассказывают о стилях речи по группам | Владеют способами конструктивного взаимодействия, навыками работы со справочной литературой | ||
3. Систематизация и обобщение знаний | – Ребята, познакомьтесь с докладом Вани (упражнение 84). Как вы думаете, почему его доклад не понравился жюри? – Какие изменения надо было бы в него внести? Организует работу с упражнениями 85–87 | Отвечают на вопросы, выполняют задания | Владеют способами конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на вопросы | ||
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Какие стили речи мы сегодня успели повторить? – С каким стилем речи познакомились? – Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: выполнить упражнение 87, обсуждение которого прошло на уроке | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Стили речи
Научный | Публицистический | Официально-деловой | Художественный | Разговорный | |
Сфера использования | Наука, техника, образование | Средства массовой информации, публичные выступления | Законодательство, делопроизводство | Искусство, художественная литература | Повседневное общение |
Основная цель речи | Сообщение, фиксация знаний | Сообщение и воздействие | Сообщение, констатация факта, установление административно-правовых отношений | Воздействие через образное моделирование мира | Установление межличностных контактов |
Характерные черты стиля | Строгая логичность изложения, доказательность, смысловая точность, обобщенность | Образность, эмоциональность, оценочность | Точность, стандартизованность, отсутствие средств выразительности | Образность, широкое использование средств других стилей, средств выразительности | Непринужденность, минимальная забота о форме изложения мысли, особая роль жестов, мимики, интонации |
Жанры | Монография, диссертация, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа и др. | Очерк, статья, интервью, фельетон, репортаж, эссе, выступление по радио (телевидению), дискуссия и др. | Законодательные документы (конституция, устав, кодекс), деловые бумаги (приказ, протокол, договор, справка и т. п.) | Роман, повесть, рассказ, поэма, лирическое стихотворение и т. д. | Бытовая беседа, просьба, извинение, комплимент и др. |
Языковые средства | Однозначные слова, термины, абстрактная лексика; причастия и деепричастия, указательные и определительные местоимения; вводные конструкции, сложные и простые осложненные предложения, прямой порядок слов; минимум средств выразительности (сравнение, реже – метафора) | Общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика, фразеологизмы; неполные предложения, вводные конструкции, восклицательные предложения; разнообразие средств выразительности | Официальная и канцелярская лексика и фразеология, использование аббревиатур; преобладание существительных над глаголами, стандартные обороты, страдательные конструкции, неопределен- но-личные и безличные предложения | Возможно использование любых лексических единиц (синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, просторечные и разговорные слова, диалектизмы и др.); разнообразие синтаксических конструкций; широкое употребление тропов и стилистических фигур | Бытовая, разговорная и просторечная лексика, эмоционально-экспрессивная лексика; обилие частиц, вводных слов, междометий; бессоюзные, неполные предложения |
Урок 22. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ (с. 49–50)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи:создать условия для актуализации знаний обучающихся об официально-деловом стиле речи; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: задания для игры «Редактор», образец заявления |