Организационная структура урока




Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
I. Постановка учебной задачи – Сегодня нам предстоит выяснить, что такое стили речи, и узнать, в чем особенность каждого из них. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы должны будем разделиться на группы Внимательно слушают.   Делятся на группы. Каждая группа собирается в кружок Принимают и сохраняют учебные задачи
II. Работа по теме урока. 1. Работа с опорной схемой. – Давайте вспомним, что мы узнали о тексте на предыдущих уроках. На доске появляется опорная схема, учитель предлагает группам подготовить ответ на вопрос с опорой на схему. Опорная схема Текст – это два и более предложения, связанных…
По смыслу: определенная тема (о чем говорится): лексика на одну тему, синонимы, повтор слов, однокоренные слова, заголовок, основная мысль Грамматически: последовательность предложений, порядок слов в предложении, интонация; три части: начало, развитие действия, концовка

 

Выполняют задание. Рассказывают о тексте, опираясь на схему. Примерный вариант ответа: Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Это единство темы поддерживается лексикой на одну тему, повторами, однокоренными словами, синонимами, наличием заголовка. Тема – это то, о чем говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме. Грамматическая связь создается благодаря определенному порядку предложений, порядку слов, интонации, трехчастной структуре. Представители каждой группы зачитывают свои ответы Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками, навыками работы со справочной литературой, а также навыками групповой работы. Формулируют ответы на вопросы
2. Работа с материалом учебника – Посмотрите на схему на с. 47. Расскажите об известных вам стилях речи. При подготовке рассказа пользуйтесь справочными материалами. (См. Ресурсный материал.) Внимательно слушают. Работают со справочной литературой. Выполняют задание, отвечают на вопрос. Рассказывают о стилях речи по группам Владеют способами конструктивного взаимодействия, навыками работы со справочной литературой
3. Систематизация и обобщение знаний – Ребята, познакомьтесь с докладом Вани (упражнение 84). Как вы думаете, почему его доклад не понравился жюри? – Какие изменения надо было бы в него внести? Организует работу с упражнениями 85–87 Отвечают на вопросы, выполняют задания Владеют способами конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на вопросы
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности – Какие стили речи мы сегодня успели повторить? – С каким стилем речи познакомились? – Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: выполнить упражнение 87, обсуждение которого прошло на уроке Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения.   Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

Стили речи

  Научный Публицистический Официально-деловой Художественный Разговорный
Сфера использования Наука, техника, образование Средства массовой информации, публичные выступления Законодательство, делопроизводство Искусство, художественная литература Повседневное общение
Основная цель речи Сообщение, фиксация знаний Сообщение и воздействие Сообщение, констатация факта, установление административно-правовых отношений Воздействие через образное моделирование мира Установление межличностных контактов
Характерные черты стиля Строгая логичность изложения, доказательность, смысловая точность, обобщенность Образность, эмоциональность, оценочность Точность, стандартизованность, отсутствие средств выразительности Образность, широкое использование средств других стилей, средств выразительности Непринужденность, минимальная забота о форме изложения мысли, особая роль жестов, мимики, интонации
Жанры Монография, диссертация, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа и др. Очерк, статья, интервью, фельетон, репортаж, эссе, выступление по радио (телевидению), дискуссия и др. Законодательные документы (конституция, устав, кодекс), деловые бумаги (приказ, протокол, договор, справка и т. п.) Роман, повесть, рассказ, поэма, лирическое стихотворение и т. д. Бытовая беседа, просьба, извинение, комплимент и др.
Языковые средства Однозначные слова, термины, абстрактная лексика; причастия и деепричастия, указательные и определительные местоимения; вводные конструкции, сложные и простые осложненные предложения, прямой порядок слов; минимум средств выразительности (сравнение, реже – метафора) Общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика, фразеологизмы; неполные предложения, вводные конструкции, восклицательные предложения; разнообразие средств выразительности Официальная и канцелярская лексика и фразеология, использование аббревиатур; преобладание существительных над глаголами, стандартные обороты, страдательные конструкции, неопределен- но-личные и безличные предложения Возможно использование любых лексических единиц (синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, просторечные и разговорные слова, диалектизмы и др.); разнообразие синтаксических конструкций; широкое употребление тропов и стилистических фигур Бытовая, разговорная и просторечная лексика, эмоционально-экспрессивная лексика; обилие частиц, вводных слов, междометий; бессоюзные, неполные предложения

 

Урок 22. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ (с. 49–50)

Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи:создать условия для актуализации знаний обучающихся об официально-деловом стиле речи; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы: задания для игры «Редактор», образец заявления


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: