Громова О.Е., Соломатина Г.Н.
Г87 Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет: Мето-; дическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128 с. — (Логопед вДОУ). ISBN 5-89144-651-0
В книге впервые представлены конспекты логопедических занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для проведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов. Содержание занятий соответствует основным требованиям к развитию речи детей с задержкой речевого развития и является логическим продолжением методики логопедической работы по формированию начального детского лексикона О.Е. Громовой.
В зависимости от уровня психического и речевого развития данные занятия могут быть адресованы также и детям раннего возраста с нормальным речевым онтогенезом.
Книга предназначена педагогам, методистам, логопедам дошкольных образовательных и медицинских учреждений.
ББК 74.102
Громова Ольга Евгеньевна Соломатина Галина Николаевна
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Методическое пособие
Главный редактор В.В. Дремова
Редактор Е.А. Львова
Художник обложки Е.В. Кустарова
Корректоры Т.Н. Николаева, Л.Б. Успенская
Компьютерная верстка С.Н Гамзиной
Оригинал-макет и диапозитивы текста
изготовлены в «ТЦ Сфера»
Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05. от 28.02.2005 г.
Подписано в печать 20.10.05. Формат 60 х 90'/|6.
Усл. печ. л. 8,0. Тираж 6000 экз. Заказ № 5655.
Издательство «ТЦ Сфера».
Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.
Тел.: (095) 656-75-05, 656-72-05, 107-59-15
Отпечатано с готовых диапозитивов на ФГУП ордена «Знак Почета»
Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова.
214000, г. Смоленск, просп. им. Ю. Гагарина, 2
|
ISBN 5-89144-651-0 © ООО «ТЦ Сфера», 2005
От автора
В последние годы наиболее перспективным направлением развития логопедии является совершенствование методов оказания логопедической помощи детям раннего и младшего дошкольного
возраста.
Представленные в книге конспекты логопедических занятий отражают разработанную С.А. Мироновой систему развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов.
Задачи развития речи на логопедических занятиях решаются параллельно с задачами ознакомления с окружающим миром, поскольку окружающая действительность является источником не только познания, но и развития речи детей. Организация коррекционно-логопедической работы способствует также развитию всех психических процессов.
Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего возраста разрабатывались на основе общедидактических и специфических принципов обучения. Одним из основных принципов является воспитывающий характер обучения. Занятия по развитию речи формируют у детей не только различные нравственные качества, такие как добросовестность, усидчивость, способность работать в коллективе, но и приучают их к дисциплине, общепринятым нормам поведения. Принцип доступности обучения определяет поступательный характер педагогического процесса и означает, что обучение должно быть на таком уровне трудности, который находился бы в «зоне ближайшего развития». Одним из наиболее важных принципов является принцип индивидуального подхода. В работе с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, которые определяются на основе предварительного обследования. Для его проведения в логопедических группах отводится специальное время — первые две недели сентября.
|
Основой обучения детей в раннем и младшем дошкольном возрасте является принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами, занимающий особое место при решении коррекционных задач. Наглядный материал должен быть достаточно крупным, свободным от лишних деталей. Практическая деятельность детей с реальными предметами способствует более прочному усвоению речевого материала.
Принцип целостного построения коррекционно-воспитательного работы предполагает такую организацию, при которой отработке определенных умений и навыков проводится во всех видах детское деятельности.
Принцип коррекционно-развивающего обучения заключается в том, что в условиях специального коррекционного обучения необходимо развивать познавательную деятельность детей. Обучение детей с речевой патологией не должно сводиться к выработке механических, рефлекторных речевых навыков.
Коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи учитывает постепенное усложнение речевых задач от однословных ответов до развернутых высказываний, направленных на развитие умения детей взаимодействовать с окружающими.
Основные задачи, решаемые на занятиях по развитию речи — развитие словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.
|
Развитие словаря происходит за счет обогащения (количественного накопления слов, неизвестных детям), уточнения значений слов (наполнения содержанием слов, известных детям) и активизации словаря (перевода лексики из пассивного в активный словарь детей). Основной принцип проведения словарной работы состоит в том, что наименования изучаемых предметов и явлений вводятся в сначала в пассивную, затем в активную речь детей в процессе систематического ознакомления их с окружающим миром. Словарный запас детей обогащается за счет разнообразных частей речи, прежде всего за счет существительных, глаголов и прилагательных. В словарь детей постепенно вводятся слова, обозначающие элементарные родовые понятия, что возможно только при овладении детьми практическими навыками группировки изучаемых объектов.
При обучении детей с речевой патологией особого внимания требует глагольный словарь. Для этого на каждом занятии уделяется внимание упражнениям, направленным на активизацию наиболее употребительных глаголов.
Задачи формирования грамматического строя речи решаются в процессе многосторонней речевой практики детей. Поэтому в систему обучения включены разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций. Такими являются упражнения на согласование различных частей речи, образование наиболее продуктивных словообразовательных моделей, построение простых предложений.
Для развития связной речи необходимо формировать у детей умение понимать обращенную речь, вступать в диалог со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы. Для детей раннего и млад-
шего дошкольного возраста наиболее доступна диалогическая речь, поскольку в естественных условиях воспитания овладение языком идет именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребенка со взрослым и при помощи взрослого (А.М. Леушина, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.). Поэтому особое место в системе работы по развитию речи детей этого возраста занимают литературные произведения устного народного творчества, писателей и поэтов России. В содержание занятий включены упражнения, приучающие слушать и следить за развитием действия в литературном произведении, понимать и устанавливать причинно-следственные связи.
Логопедические занятия, представленные в данной работе, были апробированны в дошкольных учреждениях Москвы. Авторы выражают глубокую благодарность администрации и педагогическим коллективам ГОУ № 58 (заведующий Л.В. Купцова), ГОУ № 815 (заведующий Р.И. Тюркина), ГОУ № 1708 (заведующий Т.Н. Новикова), ГОУ № 1880 (заведующий А.Е. Бармина), Центра медико-социального сопровождения «Малыш» (заведующий О.В. Гундарева).
Срок | Темы занятий | ||
проведения | |||
Сентябрь, 3-я неделя | Семья | ||
Тема «Состав семьи» | Тема «Я и моя семья» | Тема «Занятия членов семьи» | |
Цель: расширение пассивного и активного словаря, формирование простого предложения | Цель: активизация словаря по теме, формирование простого предложения | Цель: расширение глагольного словаря и активизация словаря при- знаков «большой» — «маленький», практическое использование простого предложения | |
Сентябрь, 4-я неделя | Человек. Части его тела | ||
Тема «Я и моя кукла» | Тема «Части тела и их действия» | Тема «Качественные признаки частей тела» | |
Цель: активизация словаря по теме, развитие зрительного и слухового восприятия, формирование элементарных математических представлений о парных частях тела | Цель: активизация глагольного словаря по теме, практическое усвоение простого предложения | Цель: активизация словаря признаков по теме, практическое усвоение простого предложения | |
Октябрь, 1 -я неделя | Дом | ||
Тема «Дом и его части» | Тема «Какие бывают дома» | Тема «Теремок» | |
Цель: знакомство с названиями частей дома, формирование простого предложения | Цель: активизация словаря по теме, практическое употребление существительных в правильной грамматической форме | Цель: обучение детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по ее содержанию. | |
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятия проводятся не реже трех раз в неделю в групповой форме. Поэтому на изучение каждой темы отводится три занятия. На первом занятии происходит знакомство с предметом. При этом широко применяются наглядные методы обучения — демонстрация предметов и их изображений, действия с предметами, а также игры-занятия типа «Оденем куклу на прогулку», «Угостим кукол чаем» и т.п.
На следующих двух занятиях происходит углубление знаний детей о предметах, ознакомление с их качествами и свойствами. Дети получают целостное представление о предмете, его назначении, видовых особенностях.
Для комплексного решения задач развития речи предлагается комплекс разнообразных приемов, адекватных раннему и младшему дошкольному возрасту.
1. Выполнение действий с предметами — основной прием обучения, поскольку, действуя с предметом, ребенок опирается на различные анализаторы (тактильный, вибрационный, кинестетический), что облегчает усвоение речевого материала. Отработанные действия дети переносят в самостоятельные игры, что также способствует закреплению речевых навыков.
2. Выполнение просьбы, поручения не только помогает проверить понимание ребенком обращенной речи и способствует активизации собственной речи детей, но и способствует формированию у детей ориентировки в окружающем мире.
3. Многократное проговаривание речевого материала используется для того, чтобы привлекать внимание детей к изменению слов в различных словосочетаниях и в разных формах.
4. Комментирование действий используется для развития восприятия речи детьми. Многократно слушая речь педагога, ребенок готовится к последующей ступени речевого развития, например построения предложений более сложной конструкции, составления рассказа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ