Тема «Качественные признаки частей тела»




Цель: активизация словаря признаков по теме, практическое усвоение простого предложения.

Оборудование: кукла, ширма, раздаточный материал (карточки с изображением куклы, у которой не нарисованы отдельные части тела), предметный материал (тарелка с водой, мел, грелка).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Дети должны вспомнить материал предыдущего занятия, ответив на вопросы: «Что мы делаем руками (ногами, головой, ртом и т.д.)?

2. Рассматривание и называние частей тела куклы.

Педагог показывает детям куклу, затем прячет ее за ширму. Из-за ширмы показывается голова куклы. Дети должны закончить пред­ложение: «Вот у куклы... (голова)».

Следующие предложения дети строят самостоятельно: «Вот у куклы руки». «Вот у куклы ноги».

3. Работа с раздаточным материалом.

Детям раздаются карточки с изображением куклы, у которой не нарисованы отдельные части тела, и педагог задает вопрос: «Что ху­дожник забыл нарисовать у куклы?» Дети отвечают на вопрос по! своим карточкам. Например: «У куклы нет руки». «У куклы нет ноги».

4. Дидактическая игра «Какие мы разные».

Педагог вызывает ребенка и предлагает ему потрогать мел.

Покажи свои руки детям. Дети, мои руки чистые, а Ва­нины руки грязные. Какие руки после мела? (Грязные.)

 

 

 

Аналогично проводятся практические задания с водой (руки мокрые - сухие) и грелкой (руки горячие — холодные).

5. Итог. Мы сегодня с вами говорили о частях тела. Всем, кто хорошо работал, я пожму... (руку).

ДОМ

Приблизительный пассивный и активный словарь: дом, гараж, этаж, лифт, лестница, комната, коридор, кухня, балкон, окно, дверь,

стена, потолок, пол, люстра, свет, плита, раковина, ванна, душ, стиральная машина, холодильник, телевизор, телефон, строить, включать, выключать, закрыть, открыть, подниматься, спускаться,

стучать, звонить, верхний, нижний, первый, второй, близко, далеко, высоко, низко, рядом, под, на.

Занятие 1 Тема «Дом и его части»

Цель: знакомство с названиями частей дома, формирование про-

простого предложения.

Оборудование: кукольный домик, картина «Дом» с изображением большого дома.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Посмотрите - здесь живет наша кукла. Кто скажет, как это называется?

2. Рассматривание кукольного домика.

Сначала называются части домика (стены, крыша, дверь, окно, труба, пол, потолок). Затем детям задаются вопросы, на которые

они должны ответить простым предложением:

Покажите, где стены? Покажите, где крыша? Покажите, дверь? Покажите, где окна? Покажите, где труба? Покажите, где потолок? Покажите, где пол? Рассматривание картины «Дом» и называние частей дома.

4. Складывание разрезной картинки из 2—3 частей каждым ребёнком.

5. Итог.

О чем мы сегодня говорили? Когда придете из детского сада

внимательно посмотрите на свой дом и его части.


Занятие 2 Тема «Какие бывают дома»

Цель: активизация словаря по теме, практическое употребление существительных в правильной грамматической форме.

Оборудование: предметные картинки с изображением разных домов частей дома; картинки с изображением трех поросят и их домиков.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог предлагает детям две картинки с изображением одно­этажного и многоэтажного дома и просит их выбрать дом, в каком они живут.

2. Рассматривание и равнение двух домов (одноэтажного и мно­гоэтажного).

При рассматривание картинок педагог выделяет общие и отли­чительные признаки.

И у одноэтажного и у многоэтажного дома есть крыша, двери, стены, окна, пол, потолок. В одноэтажном доме один этаж, в многоэтажном — много этажей. У одноэтажно го дома есть крылечко. У многоэтажного дома есть балконы. В каждом доме есть лестница, но в одноэтажном доме она маленькая, состоит из нескольких ступенек. В многоэтаж­ном доме лестница большая, ходить по ней трудно, надо идти долго и высоко. Поэтому в многоэтажном доме есть лифт, на лифте можно подняться быстро на любую высоту. Дома строят люди. Они строят прочные и красивые дома.

3. Чтение сказки «Три поросенка».

Педагог читает сокращённый текст сказки «Три поросенка», по­казывая иллюстрации к ней. Затем повторно читает сказку, делая паузы для того, чтобы дети договаривали конец предложения.

Жили-были три поросенка. Решили они построить себе... (до­мики). Первый поросенок построил дом из... (соломы). Второй поросенок построил домиз... (веточек). А третий поросенок построил дом из... (кирпича). Увидел поросят волк. Он решил их съесть, а поросята спрятались в... (домики). Волк подул на до­мик из соломы, и он сломался. Подул на... (домик) из веточек, и он упал. Подул волк на... (домик) из кирпича, а он был самый крепкий. Волк не смог его сломать. Радуются поросята.

4. Итог.

О большом доме мы говорим «дом», «домище». А о ма­леньком доме мы говорим... (домик).


Замятие 3 Тема «Теремок»

Цель: обучение детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по ее содержанию.

Оборудование: дидактическая игра «Теремок», деревянные кубики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Как вы думаете, теремок — это большой дом или ма­ленький?

2. Чтение сказки «Теремок».

Педагог читает сказку, иллюстрируя содержание показом дей­ствий с игрушками.

3. Беседа по содержанию.

Что стояло в поле? Какой был теремок по размеру? Кто пришел жить в теремок первым? Кто еще пришел в тере­мок? Кто раздавил теремок? Почему медведь раздавил те­ремок?

4. Конструирование домиков для героев сказки.

Теперь игрушкам негде жить. Что им нужно построить? (Домики.)

Дети подходят к столу и по очереди выбирают себе игрушку, называя ее («У меня...»). Затем строят для каждого зверька домик из кубиков.

Педагог задает вопросы.

Что ты строишь? Какого цвета у тебя кубики? Кто будет жить в твоем домике?

5. Итог.

Для кого вы построили домики?

ДЕТСКИЙ САД. ИГРУШКИ

Приблизительный пассивный и активный словарь: детский сад, иг­ровая комната, кухня, раздевалка, столовая, туалетная комната, спортивный зал, музыкальный зал, медпункт, воспитатель, помощ­ник воспитателя, медсестра, педагог, названия игрушек, играть, за­ниматься, гулять, петь, танцевать, бегать, прыгать, хорошо, плохо.


 




Занятие 1 Тема «Хорошо у нас в саду»

Цель: формирование представлений о помещениях детского сада их назначении; обучение употреблению притяжательных прилагательных и личного местоимения «мой».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Папа с мамой каждый день ходят на работу, старшие братья и сестра — в школу. А куда ходите вы — малыши?

2. Вступительная беседа о детском саде.

Сегодня мы с вами поговорим о детском саде. Детски сад — это наш дом. Мы в нем живем. В этом доме есть все: кухня — там готовят еду, зал — там можно петь, плясать игровые комнаты — в них дети играют. У каждой группы -своя игровая комната. В каждой группе есть спальня. В ней дети спят, отдыхают. Есть также раздевалка, где хранятся вещи. В детском саду живет много детей. Пойдемте, посмотрим наш дом — детский сад.

3. Экскурсия по детскому саду.

Детей проводят по помещениям детского сада. На месте уточняется назначение комнат, кабинетов.

4. Дидактическая игра «Где чей шкафчик».

Педагог задает всем детям вопрос: «Чей это шкафчик?» Ребенок отвечает: «Мой».

5. Итог.

Что мы сегодня смотрели?

Занятие 2 Тема «Игрушки»

Цель: развитие пассивного и активного словаря по теме, форми­рование простого предложения.

Оборудование: игрушечный грузовик, 5—6 игрушек (большой и маленький мячи, кубик, кукла, машинка, пирамидка).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог спрашивает детей, какие подарки они любят получат больше всего. Дети называют. Педагог обобщает, что это — игрушки и что их очень много в детском саду.


2. Дидактическая игра «К нам приехали игрушки».

Педагог привозит на грузовике игрушки, просит детей помочь разгрузить грузовик и назвать игрушки. Дети берут по одной иг­рушке, называя ее: «У меня зайка». Если у ребенка возникают затруднения при выполнении задания, педагог называет игрушку сам, а ребёнок должен повторить за ним.

3. Игра «Наведи порядок».

Педагог просит детей внимательно посмотреть и запомнить, в киком порядке разложены игрушки, а затем предлагает детям поиграть с ними. Пока дети играют, читает стихотворение.

А теперь ребятам нужно Убирать игрушки дружно, Убирать, а не ломать. Позже будем вновь играть!

Затем произносится фраза: «Игрушки на место!» Дети должны положить игрушки в том порядке, в каком они были.

4. Итог.

О чем мы сегодня говорили? Как это можно назвать одним словом? Пусть каждый назовет свою любимую игрушку.

Занятие 3 Тема «Магазин Игрушки »

Цель: закрепление названий игрушек, формирование простого предложения.

Оборудование: незнакомые детям игрушки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог читает двустишие.

Надо, надо поиграть, Пойдем игрушки покупать. Дети, где можно купить игрушки?

2. Дидактическая игра «Магазин».

На столе раскладываются незнакомые детям игрушки. Это — «при­бавок» магазина. Педагог — продавец, дети — покупатели. Дети при­ходят в магазин и покупают понравившуюся игрушку. Каждый ре­бенок может купить только одну игрушку. Между ребенком и педа­гогом происходит такой диалог:

Педагог. Какая игрушка тебе здесь нравится? Ребенок. Мишка.


 




Допускаются однословные ответы.

Педагог. Повтори: «Я хочу купить мишку. Дайте мне мишку, пожалуйста». Ребенок повторяет. Педагог. Скажи мне «спасибо».

3. Свободная игра.

Детям разрешается поиграть с игрушками.

4. Дидактическая игра «Какой игрушки нет?»

На столе раскладываются четыре игрушки. Дети закрывают глаза. Одна игрушка убирается. Затем детям предлагается внимательно по­смотреть и сказать, какой игрушки нет. Например: «Нет мишки. Нет куклы».

5. Итог.

Педагог читает детям любое стихотворение А. Барто из цикла «Игрушки». Спрашивает, о чем это стихотворение, подводя детей к выводу, что речь идет об игрушке.

МЕБЕЛЬ

Приблизительный пассивный и активный словарь: вешалка, стул, кровать, кресло, шкаф, стол, диван, комод, полка, открыть, зак­рыть, ставить, вешать, спать, сидеть, лежать, есть, заниматься.

Занятие 1 Тема «Предметы мебели»

Цель: знакомство с названиями предметов мебели, уточнение назначения мебели; согласование слов «один», «много» с существи­тельными в единственном и множественном числе.

Оборудование: предметы мебели, находящиеся в групповой ком­нате; предметные картинки с изображением предметов мебели.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог проводит с детьми экскурсию по группе, называя пред­меты мебели. Задает простые вопросы.

Что это? (Кровать.) Сколько кроватей? (Много.) Зачем нужна кровать? (Спать.)

Аналогично с детьми обсуждаются все предметы мебели, нахо­дящиеся в групповой комнате.

2. Беседа по теме экскурсии.


Детей просят вспомнить, какие предметы мебели они видели в группе. Дети называют предметы мебели. В это время педагог вы­ставляет картинки на наборное полотно. Затем предлагает сравнить предметы мебели, находящиеся в групповой комнате и в спальне. Дополнительные картинки, изображающие предметы мебели из спальни, также выставляются на наборное полотно. При этом педа­гог детям задает вопросы.

Какие предметы мебели есть в групповой комнате и ка­ких нет в спальне? Почему в групповой комнате не стоит кровать? Сколько столов в спальне? Сколько столов в груп­повой комнате?

3. Дидактическая игра «Что пропало?»

На наборное полотно выставляются четыре картинки с изобра­жением предметов мебели. Дети их рассматривают, называют. Педа­гог просит запомнить картинки, затем убирает одну и них, а детям предлагает вспомнить, какой картинки нет.

4. Итог.

Детям предлагается посмотреть дома, какая мебель стоит в их детской комнате.

Занятие 2 Тема «Расположение мебели в комнате»

Цель: расширение и активизация словаря по теме; обучение упо­треблению предлогов «около» и «рядом» по образцу.

Оборудование: игрушечные предметы мебели, игрушечный грузовик, картина «В комнате», предметные картинки с изображением предметов мебели, фланелеграф.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям предлагается назвать мебель, которая стоит дома в их дет­ской комнате.

2. Дидактическая игра «Расставим мебель».

У куклы Кати новая квартира. Привезли мебель. Помо­жем разгрузить машину.

Дети находят названные предметы мебели, «разгружают» грузовик. Затем педагог предлагает детям расставить мебель в «квартире» куклы. При этом он обращается к детям с инструкциями.

Лена, поставь стол посередине комнаты. Что ты постави­ла? (Я поставила стол.) Саша, поставь стул около стола. Что ты поставил? (Я поставил стул.)


 




Примечание. «Квартиру» куклы можно расположить в игровой комнате на коврике.

3. Работа с картиной «В комнате».

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку и спрашивает их, где стоит мебель? (В комнате.)

Дети называют предметы мебели, изображенные на картинке. Затем педагог просит детей запомнить картину: Запомните картину. Мы будем делать такую же.

Картину убирают. Дети должны на фланелеграфе смоделировать такую же комнату, что и на картине.

Саша, поставь стул. Куда ты поставил стул? (Около стола.)

После того как все предметы в «комнате» расставлены, две кар­тины сравниваются.

4. Итог.

Что мы сегодня делали на занятии?

Занятие 3 Тема «Назначение мебели»

Цель: расширение и активизация словаря по теме, работа над пониманием значений относительных прилагательных.

Оборудование: предметные картинки с изображением предметов мебели.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

По памяти дети должны назвать все известные им предметы мебели. После того как ребенок называет предмет мебели, педагог выставляет картинку на наборное полотно.

2. Рассматривание картинок.

Детям предлагается рассмотреть картинки, выставленные на на­борном полотне, и ответить на вопросы педагога.

Что это? (Это шкаф.) Что лежит в этом шкафу? (Кни­ги.) Значит, это книжный шкаф.

Примечание. Образование относительных прилагательных отраба­тывается в пассиве.

Аналогично рассматриваются другие картинки с изображением платяного шкафа, посудного шкафа, книжной полки. Рассматривая оставшиеся картинки, дети должны назвать назначение предмета. (На диване лежат, на кровати спят, за столом едят, на стуле сидят.)


3. Дидактическая игра «Какой предмет лишний?»

На наборном полотне располагается следующая группа картинок: стол, стул, кресло, чайник (диван, кровать, кресло, книга, шкаф, полка, вешалка, игрушечный зайка). Дети должны определить лишний предмет на основе классификационного признака. Затем предлагается более трудное задание — определить лишний предмет на основе функционального признака. Примерные группы картинок: стул, кресло, диван, стол; кровать, диван, детская кроватка, шкаф.

4. Итог.

О чем мы сегодня говорили? Посмотрите дома, в какой комнате у вас стоит платяной шкаф (посудный шкаф, книжный шкаф).

ЧАЙНАЯ ПОСУДА

Приблизительный пассивный и активный словарь: блюдце, чашка, чайная ложка, заварочный чайник, сахарница, десертная тарелка, вазочка для печенья, подуть, взять, положить, пить, крошить, растворить, размешать, сладкий, горячий, твердый, вкусно, в, из.

Занятие 1 Тема «Чаепитие с друзьями»

Цель: знакомство с названием предметов из чайного сервиза, укрепление согласования качественных прилагательных с существительными.

Оборудование: чайный сервиз (блюдца, чашки, заварочный чай­ник, сахарница, десертные тарелки, вазочка для печенья), чайные ложки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Ребята, любите ли вы, когда к вам приходят гости? Сегодня к нам в гости придут наши любимые игрушки. Да­вайте накроем стол для гостей. Чем мы будем их угощать? (Чаем и печеньем.)

2. Дидактическая игра «Накроем стол к чаю» (выполнение пору­чений).

Педагог объясняет детям последовательность расстановки прибо­ров для чаепития. Сначала надо поставить вазу с печеньем на сере­дину стола. Вокруг вазы надо поставить блюдца, а на каждое блюдце – чашку. Около каждого блюдца надо поставить десертную та­релку. В десертную тарелку каждый гость положит себе печенье. Справа от каждого блюдца надо положить чайную ложку.




Последними ста­вим сахарницу и заварочный чайник. Они тоже должны стоять на середине стола, чтобы каждому гостю было удобно взять сахар и налить чай.

Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Саша, поставь вазу с печеньем на середину стола». Все дети выполняют поручения, расставляя чайную посуду на столе. Педагог комменти­рует их действия: «Саша ставит на стол вазу с печеньем». И так далее.

Какая ваза — большая или маленькая? (Ваза большая.)

После того как накрыт стол, педагог обобщает высказывания

детей.

Посмотрите, все, что стоит на столе, — посуда. Из этой посуды пьют чай. Такую посуду называют «чайной посу­дой».

В заключение дети рассаживают за столом свои любимые игруш­ки и «угощают» их чаем.

3. Чтение потешки «Ладушки».

Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала. Даше два, Паше два, Ване два, Тане два. Хороши оладушки У нашей бабушки!

При чтении потешки можно использовать имена детей из группы*

4. Беседа по содержанию потешки.

Чем бабушка кормила деток? Какие оладушки по вкусу (по размеру)? Оладушки мягкие или твердые? Чем можно еще угощать гостей? Какую посуду надо поставить на стол, если мы собираемся пить чай с оладушками?

5. Итог.

Сегодня мы с вами угощали свои любимые игрушки чаем, Вечером помогите маме накрыть стол к вечернему чаепи­тию.


Занятие 2 Тема «Чайная посуда из разных сервизов»

Цель: закрепление названий и сравнение однородных предметов чайной посуды по форме, раскраске, размеру; закрепление согласования качественных прилагательных с существительными.

Оборудование: картинки с изображением чайной посуды разных рисунков, размеров и цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Поднимите руки, кто помогал маме ставить чайную посуду на стол. Назовите предметы, которые вы ставили на стол.

2. Называние предметов чайной посуды.

Теперь посмотрите на доску. На картинках нарисованы знакомые вам предметы. Назовите их. (Чашка, блюдце, та­релка, чайник.) Посмотрите внимательно и скажите, это посуда из одного сервиза или нет?

Педагог обращает внимание детей на форму, рисунок, цвет отдельных предметов. Например: «Эта чашка — синяя, а эта — красная. Эта тарелка с рисунком «цветочек», а рядом тарелка без рисунка».

Так дети подводятся к пониманию слов «одинаковый», «разный», «другой», «не такой».

3. Дидактическая игра «Приготовим столы к чаепитию».
Используется лото «Раздели на группы» (три большие чашки, три маленькие чашки, три больших чайника, три маленьких чайника — предметы окрашены в разные цвета). По просьбе педагога дети «накрывают стол» для взрослых (большая посуда) и для малышей (ма­ленькая посуда), «угощают» из красной чайной посуды и т.д. В заключение детям задаются вопросы.

Саша поставил одну чашку. Какая это чашка? (Чашка большая, красная.) Лена поставила один чайник. Какого цвета чайник? Что мы делали? (Накрывали столы к чаю.)

4. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

При проведении игры используются картинки из лото «Раздели на группы». Предлагаются следующие картинки: три большие чаш­ки и одна маленькая; три маленьких чайника и один большой.

5. Итог.

Сегодня мы накрывали столы для взрослых и малышей. Взрослым людям надо ставить большую чайную посуду, а малышам.. (маленькую


Занятие 3 Тема «Чайная посуда, ее свойства»

Цель: закрепление названий и назначения посулы, закрепление понятий «один» — «много» в сочетании с именами существитель­ными женского и среднего рода

Оборудование: разрезные картинки, предметы игрушечной чай­ной посуды из разных сервизов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Дети складывают разрезные картинки из 2—3 частей и называют изображенные на них предметы чайной посуды.

Каждый ребенок получает индивидуальное задание С учётом его возможностей.

2. Беседа о свойствах посуды.

Кто скажет, что будет с чашкой, если ее уронят? (Она разобьется.) А если уронить ложку? Она тоже разобьется? (Нет, не разобьется.) Правильно. Чашка разбилась, потому что она сделана из стекла, а оно хрупкое, легко бьется. Ложка сделана из металла. Металл — твердый, ложку разбить нельзя.

3. Дидактическая игра «Магазин».

Когда чашки разбиваются, надо покупать новый чайный сервиз. Куда мы пойдем за покупками? (В магазин.)

Дети играют роль покупателей, педагог — продавца. Детям пред­лагается «покупать» в «магазине» по одному предмету по одной чаш­ке, одному блюдцу и т.д.) и ставить на стол.

Надо быть очень внимательным, чтобы покупать, посуду из одного сервиза.

Дети обращаются к «продавцу» с просьбой: «Дайте мне, пожа­луйста, чашку. Мне нужна большая красная чашка». Если кто-ни­будь ошибается, педагог обращает внимание всех детей на важные отличия нужной посуды. В заключение все рассматривают «куплен­ный» чайный сервиз. Педагог спрашивает у детей, кто что купил.

4. Дидактическая игра «Чего не стало?»

На столе четыре предмета чайной посуды. Дети закрывают глаза, педагог убирает один предмет. После сигнала «открыли тачки» спра­шивает, чего не стало. Дети отвечают, какого предмета нет нa столе.

5. Итог.

Где мы сегодня были? (В магазине.) Что вы покупали в магазине? (Дети называют отдельные предметы.) Как эти предметы можно назвать одним словом? (Посуда.) Почему люди называют эту посуду чайной? (Из нее пьют чай.)


СТОЛОВАЯ ПОСУДА

Приблизительный пассивный и активный словарь: тарелка, ложка,
вилка, нож, стакан, кружка, хлебница, солонка, наливать, накла­дывать, остужать, столовая, глубокая, мелкая, маленькая, боль­шая, в, на.

Занятие 1 Тема «Готовимся к обеду»

Цель: знакомство с названиями предметов столовой посуды, их фор­мой, цветом; обучение употреблению качественных прилагательных.

Оборудование: предметы столовой посуды: тарелки (глубокая, мелкая), кружка, стакан, ложки (маленькая, большая).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Назовите, какие предметы посуды вы поставите на стол для чаепития. Как эту посуду можно назвать одним словом? (Чайная.)

2. Рассматривание предметов столовой посуды, их формы, цвета.
Детям показываются предметы столовой посуды детского сада

попарно: глубокая и мелкая тарелка, маленькая и большая ложка, кружка и стакан. Выделяются общие и отличительные признаки. На­пример: «Эти тарелки круглой формы. Эта тарелка мелкая, а эта — глубокая». В каждую тарелку можно налить воды, чтобы дети на опы­те усвоили понятия «мелкая», «глубокая».

Эта тарелка какая? (Тарелка глубокая.)

Педагог объясняет детям назначение каждого предмета столовой посуды. Далее объясняет, что все эти предметы тоже называют по­судой. Их ставят на стол, который нужно накрыть к обеду.

3. Дидактическая игра «Накроем стол к обеду».

Педагог объясняет детям последовательность расстановки прибо­ров для обеда.

Сначала надо поставить на середину стола хлебницу. Во­круг хлебницы надо расставить глубокие тарелки. Справа от тарелки надо положить большую ложку, которой мы будем есть суп. Рядом с ложкой надо положить вилку. Она понадо­бится, когда мы будем есть второе блюдо. Между глубокой тарелкой и хлебницей надо поставить стакан, из которого мы будем пить компот.


Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Саша, поставь хлебницу на середину стола». Все дети выполняют поруче­ния, расставляя столовую посуду на столе. Педагог комментирует их действия: «Саша ставит на стол хлебницу». И т.д.

После того как накрыт стол педагог обобщает выполненное детьми.

Посмотрите, все, что стоит на столе, — это посуда. Такая посуда называется столовая.

Примечание. Как пользоваться ножом и вилкой, дети учатся в более старшем возрасте.

4. Итог.

Каждый ребенок приносит из группы свою любимую игрушку, сажает за стол и желает ей приятного аппетита.

Занятие 2 Тема «Кукла ждет гостей»

Цель: закрепление употребления названий предметов столовой посуды в единственном и множественном числе.

Оборудование: картинки с изображением предметов столовой по­суды, наборное полотно, игрушечная столовая посуда.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

На наборное полотно выставляются картинки с изображением предметов столовой посуды. Дети называют изображенные предметы.

2. Называние картинок.

На наборное полотно выставляются парные картинки: одна лож­ка — две ложки, одна тарелка — две тарелки и т.д. Педагог просит детей назвать картинки, закончив фразу, которую он начинает: «Это одна тарелка, а это две... (тарелки).»

3. Дидактическая игра «К кукле пришли гости».
Педагог показывает детям куклу.

Кукла ждет гостей на обед. Поможем ей красиво накрыть стол.

Дети расставляют игрушечную посуду для 3—4 персон и отвеча­ют на вопросы, относящиеся к названиям предметов посуды.

4. Итог.

Дети сажают кукол за стол. Педагог читает детям потешку.

Мы кормим нашу Машу.

Маша, Маша, кушай кашу. После занятия детям дается время поиграть с куклами. В заклю­чение педагог спрашивает детей, с какой посудой они играли — чайной или столовой.


Занятие 3 Тема «Столовая посуда»

Цель: закрепление названий предметов столовой посуды; согла­сование прилагательных «грязный», «чистый» с существительными; обучение пониманию прошедшего и настоящего времени глаголов.

Оборудование: игрушечная столовая посуда, таз с водой, мыло, губка, полотенце, картинки с изображением предметов столовой посуды.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Скажите, кто из вас моет руки перед едой. Зачем вы мо­ете руки перед едой? А теперь поднимите руки те, кто по­могает маме мыть посуду после еды.

2. Дидактическая игра «Помоем посуду».

Детям показывается накрытый стол, как на предыдущем заня­тии.

Куклы пообедали. Какой стала посуда — чистой или гряз­ной? Давайте поможем кукле вымыть посуду. Нам понадо­бятся губка и полотенце.

Педагог моет какой-либо предмет, сопровождая свои действия комментарием.

Тарелка была грязная, я вымыла ее, и она стала чистой. Какой стала тарелка? Теперь я вытираю ее полотенцем, что­бы она стала сухой. Какая теперь тарелка?

Затем педагог предлагает помыть посуду каждому ребенку. При этом задает вопросы.

Какая была ложка? (Ложка была грязная.) Какая сейчас ложка? (Ложка чистая.)

3. Дидактическая игра «Что пропало?»

На столе четыре предметных картинки с изображением предме­тов столовой посуды. Одну картинку педагог убирает и спрашивает: «Что пропало?». Потом можно предложить выступить в роли веду­щего какой-нибудь ребенку.

4. Итог.

Педагог просит детей перечислить посуду, которую они мыли.


КУХОННАЯ ПОСУДА

Приблизительный пассивный и активный словарь: кастрюля, ско­ворода, половник, нож, терка, сито, миска, бидон, ведро, жа­рить, варить, кипятить, раскатывать, месить, резать, горячий, хо­лодный, кухонный.

Занятие 1 Тема «Экскурсия на кухню»

Цель: знакомство с названиями предметов кухонной посуды, уточнение и закрепление назначения предметов кухонной посуды, обучение употреблению превосходной степени прилагательных.

Оборудование: предметы кухонной посуды (кастрюля, сковоро­да, половник и т.д.).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Ребята, кто из вас знает, где в детском саду готовят еду? (На кухне.) Сегодня мы пойдем на экскурсию на кухню.

2. Экскурсия на кухню.

Педагог приводит детей на кухню и знакомит с поваром.

Это повар. Повар готовит еду. Посмотрите, как много на кухне разной посуды.

Обращает внимание детей на предметы кухонной посуды.

Что это? (Кастрюля.) Какая кастрюля? (Сравнивает не­сколько кастрюль, показывает детям маленькую, большую и очень большую кастрюли.)

Аналогично дети рассматривают все предметы кухонной посуды.

Где находится эта посуда? (На кухне.) Поэтому она на­зывается кухонной. Зачем нужна кухонная посуда? (Чтобы готовить еду, варить, жарить, тереть и т.д.)

3. Итоговая беседа по теме экскурсии.

Где мы были? (На кухне.) Что вы видели на кухне? (Дети перечисляют запомнившиеся предметы.) Эта посуда назы­вается кухонной, потому что она используется только на кухне.


Занятие 2 Тема «Учим куклу готовить»

Цель: закрепление названий предметов кухонной посуды, их на­значения; обучение употреблению сравнительной степени прилага­тельных.

Оборудование: игрушечная кухонная посуда (кастрюли разных размеров, бидоны, миски, половник и т.д.).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

На стол выставляются предметы кухонной посуды. Дети называ­ют основные ее предметы.

2. Рассматривание предметов игрушечной кухонной посуды и
обсуждение их назначения.

Что это? Какая миска? Зачем нужна миска?

3. Дидактическая игра «Готовим обед вместе».

Наша кукла не ходила с нами на кухню. Давайте помо­жем ей научиться готовить обед. Саша, в чем мы будем ва­рить суп? (В кастрюле.) Катя, дай самую большую кастрю­лю. Что ты дала, Катя? Вова, дай кастрюлю поменьше. Ка­кую кастрюлю ты дал? Оля, дай самую маленькую кастрюлю. Какую кастрюлю ты дала?

Обсуждаются все предметы. После этого детям дается время не­много поиграть.

4. Итог.

Педагог спрашивает, кто научился готовить обед для куклы.

Занятие 3 Тема «Обед для трех медведей»

Цель: уточнение и закрепление понятий «маленький» — «боль­шой» — «очень большой» применительно к предметам кухонной по­суды; обучение употреблению превосходной степени прилагательных.

Оборудование: картинки с изображением предметов кухонной посуды; фигурки трех медведей, отличающихся размером; игру­шечная плита; набор игрушечных кастрюль.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Каждому ребенку показывается картинка с изображением одно­го предмета кухонной посуды. Ребенок должен назвать предмет. За­тем картинка помещается на наборное полотно.

 

 

2. Дидактическая игра «Три медведя готовят обед».

Жили-были три медведя. Однажды они решили все вместе приготовить обед. (Педагог расставляет медведей вокруг пли­ты.) Самый большой медведь вызвался готовить суп. Мед­ведь поменьше стал варить макароны. Самый маленький мед­ведь решил готовить компот. Медведям понадобились три кастрюли. Помогите медведям взять нужную кастрюлю. Саша поможет взять большому медведю самую большую кастрю­лю, Лена даст кастрюлю поменьше среднему медведю, а Вова даст маленькому медведю самую маленькую кастрюлю. Что­бы сварить суп, макароны и компот надо налить в кастрюли воду, а затем накрыть каждую кастрюлю крышкой, чтобы вода быстрее закипела. Крышки от кастрюль перепутались. По­могите медведям выбрать нужные крышки. (Дети выбирают крышки для кастрюль соответствующего размера.)

3. Беседа о посуде.

В какой кастрюле варил суп самый большой медведь? В какой кастрюле варил компот самый маленький медведь?

4. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Детям предлагаются картинки, на которых изображены: чашка, чайная ложка, блюдце и половник; глубокая тарелка, вилка, хлеб­ница и сковорода; кастрюля, половник, сковорода и блюдце. Дети должны исключить лишний предмет на основе родового признака.

5. Итог.

На наборное полотно выставляются картинки с изображением ку­хонной посуды. Затем детям предлагается назвать любой ее предмет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: