Карта самостоятельной работы студента (ЗФО) – 3 курс




ЛОГОПЕДИЯ – Л-15

Планы семинарских и практических занятий и рекомендации по подготовке к ним

Для студентов ЗФО – 3 курс

Раздел 1. Нарушение темпа речи. Заикание

Семинарское занятие 1. Направления комплексной коррекционной работы по устранению и предупреждению нарушений темпа речи (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Дать характеристику направлений комплексной лечебной и педагогической коррекционной работы: упорядочение поведения; развитие речи.

2. Привести примеры конкретных методов и приёмов работы специалистов в русле комплексного взаимодействия.

3. Рассказать об организации работы по предупреждению нарушений темпа и ритма речи у детей.

Задания для подготовки к семинару:

1. Составить схему обследования детей с нарушением темпа речи, пользуясь учебником Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007, с. 265-268.

2. Подобрать и записать в тетрадь по 3 упражнения для исследования состояния общей и ручной моторики.

3. Заполните таблицу о сходстве и различий запинок несудорожного и судорожного характера:

Виды запинок Причи- ны Место запинок во фразе Влияние их на частоту проявления Отношение ребенка к своей речи
         

4. Составить план статьи «Методики логопедической работы», пользуясь учебником Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007, с. 270-276.

Семинарское занятие 2. Логопедическая работа по преодолению заикания (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Охарактеризовать принципы коррекционной лечебной и педагогической работы с заикающимися.

2. Рассказать о комплексной системе преодоления заикания.

3. Раскрыть задачи и формы лечебно-оздоровительной работы:

- лечебная обстановка;

- режим дня и рационального питания;

- закаливающие процедуры;

- ЛФК и ритмика;

- медикаментозное лечение;

- психотерапия.

Задания для подготовки к семинару:

1. Составить конспекты статей: М.Е. Хватцев «Комплексный метод преодоления заикания и особенности его применения»; Н.П. Тяпугин «Лечение детей в преддошкольном, дошкольном и школьном возрасте»; Н.А. Чевелёва «Система исправления речи у заикающихся школьников в процессе ручной деятельности», используя пособие - Логопедия [Текст]: метод. наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов: в 5 кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003 -. - (Библиотека учителя-дефектолога). Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия: методические рекомендации / [авт.- сост.: В. И. Селиверстова, Л. Г. Парамонова]. -2003. - 432 с. (1)
2. Составить памятку для заикающихся.

3. Заполнить таблицу «Системы логопедической работы с заикающимися», используя лекции и учебник:

Методики работы Авторы, названия Содержание Формы речи Последовательность этапов работы
Методики лого-педических занятий с дошкольни-ками Н.А. Власова, Е.Ф. Рау      
Н.А. Чевелёва      
С.А.Миронова      
В.И. Селивёрстов      
Г.А. Волкова      
Методики работы со школьниками А.В. Ястребова      
Методики работы с подростка-ми и взрос-лыми С.С. Ляпидевский      

Планы лабораторных занятий и рекомендации по подготовке к ним

Для студентов ЗФО – 3 курс

Раздел Ι. Нарушение темпа речи. Заикание

Лабораторное занятие №1. Обследование детей, подростков и взрослых с заиканием (2 часа)

Цель: Учить выявлять особенности заикания у детей.

Задания для студентов:

Составить анкету для родителей заикающегося ребёнка на первом этапе логопедического обследования по сбору анамнестических данных.

Проанализировать речевые карты заикающихся детей и составить таблицу на выделение первичных и вторичных факторов в структуре проявления заикания.

Первичные факторы в структуре заикания Вторичные факторы в структуре заикания
     

Вопросы для подготовки:

Особенности речи заикающихся.

Этапы комплексного обследования заикающихся детей.

Обследование речевых и неречевых проявлений у заикающихся дошкольников.

Карта самостоятельной работы студента (ЗФО) – 3 курс

Номер раздела, темы Самостоятельная работа студентов Формы контроля
содержание работы, формы работы   общая трудоемкость
Нарушение темпа речи. Заикание    
Тема 1. Характеристика темпа и ритма речи и их нарушения. История изучения вопроса 1.Составить тезисный план об историческом изучении брадилалии и тахилалии, пользуясь учебником Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007, с. 253-258.   Проверка тезисного плана
Тема 2. Причины и классификация нарушений темпа речи 1. Заполнить таблицу «Классификация нарушений темпа речи», пользуясь учебником Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007, с. 259-263, 253-259.
Вид наруше-ния темпа речи Опреде-ление Причины Механизм
       
  Проверка таблицы
Тема 3. Направления комплексной коррекционной работы по устранению и предупреждению нарушенийтемпа речи 1. Составить схему обследования детей с нарушением темпа речи, пользуясь учебником Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007, с. 265-268. 2. Подобрать и записать в тетрадь по 3 упражнения для исследования состояния общей и ручной моторики. 3. Заполните таблицу о сходстве и различий запинок несудорожного и судорожного характера:
Виды запи-нок Причи- ны Место запи-нок во фразе Влияние их на частоту прояв-ления Отнош. реб. к своей речи
         

4. Составить план статьи «Методики логопедической работы», пользуясь учебником Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007, с. 270-276.

  Проверка записей в тетради, схемы, таблицы, плана статьи
Тема 4. Понятие заикания 1. Составить план-конспект статьи Хватцева М.Е. «Заикание», используя пособие - Логопедия [Текст]: метод. наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов: в 5 кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003 -. - (Библиотека учителя-дефектолога). Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия: методические рекомендации / [авт.- сост.: В. И. Селиверстова, Л. Г. Парамонова]. -2003. - 432 с. (1)   Проверка плана-конспекта статьи
Тема 5. Исторический аспект изучения проблемы заикания 1. Составить тезисный план статей: Кён Р. Заикание; Неткачев Г.Д. Заикание; Фрешельс Э. Заикание, используя пособие - Логопедия [Текст]: метод. наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов: в 5 кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003 -. - (Библиотека учителя-дефектолога). Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия: методические рекомендации / [авт.- сост.: В. И. Селиверстова, Л. Г. Парамонова]. -2003. - 432 с. (1)   Проверка тезисных планов
Тема 6. Причины заикания 1. Составить конспект статьи Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой «Этиология заикания», пользуясь учебным пособием - Логопедия: Заикание [Текст]: хрестоматия: учеб. пособие для студентов дефект. фак. высш. пед. учеб. заведений / [сост.: Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова]. - M.: Academia, 2003. - 304 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование: педагогика).(1)   Проверка конспекта
Тема 7. Патогенетичес-кие механизмы заикания 1. Составить конспект статьи В. М. Шкловского «Особенности заикания при нервно-психических заболеваниях. Патогенетические механизмы заикания», пользуясь учебным пособием - Логопедия: Заикание [Текст]: хрестоматия: учеб. пособие для студентов дефект. фак. высш. пед. учеб. заведений / [сост.: Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова]. - M.: Academia, 2003. - 304 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование: педагогика).(1)   Проверка конспекта
Тема 8. Симптоматика и классификация заикания 1. Составить таблицу «Симптоматика заикания», пользуясь учебником Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007, с. 290-294:
Симптомы Характеристика симптомов
1. Нарушения темпа речи  
2. Нарушения ритма речи  
3. Нарушения дыхания  
4. Виды судорог  
5. Эмболофразии  
6. Навязчивые движения  
7. Фобии  
8. Другие признаки невроза  
9. Отношение к дефекту  
10. Личностные особенности заикающихся  
  Проверка таблицы
Тема 9. Обследование детей, подростков и взрослых с заиканием 1. Составить схему содержания логопедического обследования заикающихся на основе статьи учебника Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007, с. 296-303: 2. Пользуясь литературой, составьте необходимый вопросник для родителей при обследовании заикающихся детей.   Проверка схемы, вопросника
Тема 10. Логопедическая работа по преодолению заикания 1. Составить конспекты статей: М.Е. Хватцев «Комплексный метод преодоления заикания и особенности его применения»; Н.П. Тяпугин «Лечение детей в преддошкольном, дошкольном и школьном возрасте»; Н.А. Чевелёва «Система исправления речи у заикающихся школьников в процессе ручной деятельности», используя пособие - Логопедия [Текст]: метод. наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов: в 5 кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003 -. - (Библиотека учителя-дефектолога). Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия: методические рекомендации / [авт.- сост.: В. И. Селиверстова, Л. Г. Парамонова]. -2003. - 432 с. (1) 2. Составить памятку для заикающихся. 3. Заполнить таблицу «Системы логопедической работы с заикающимися», используя лекции и учебник:
Методи-ки работы Авторы, назва- ния Содер-жание Фор-мы речи Последо- ватель-ность этапов работы
Мето-дики лого-педичес-ких занятий с дошколь-никами Н.А. Власова, Е.Ф. Рау      
Н.А. Чеве-лёва      
С.А. Мироно-ва      
В.И. Сели-вёрстов      
Г.А. Волкова      
Мето-дики работы со школьни-ками А.В. Ястребо-ва      
Мето-дики работы с подрост-ками и взрос-лыми С.С. Ляпи-девский      
А.Я. Евгенова, М.В. Смирно-ва      
В.М. Шкловс-кий      
  Проверка конспекта, памятки, таблицы
Тема 11. Профилактика рецидивов заикания 1. Подготовить план выступления на родительском собрании по профилактике заикания, используя статью Н.А. Чевелёвой «Родителям о заикании детей» из учебного пособия - Логопедия: Заикание [Текст]: хрестоматия: учеб. пособие для студентов дефект. фак. высш. пед. учеб. заведений / [сост.: Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова]. - M.: Academia, 2003. - 304 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование: педагогика).(1)   Проверка выступления
Всего    

Примерные вопросы к экзамену - раздел «Нарушения темпа речи. Заикание» - ЗФО

  1. Дать определение: «темпа речи», «ритма речи».
  2. Рассказать о разновидностях темпа речи, ритма речи и их значении для речевой деятельности.
  3. Дать характеристику тахилалии, брадилалии, физиологических итераций, полтерна, баттаризма.
  4. Рассказать об изучение нарушений темпа и ритма речи в историческом аспекте.
  5. Дать характеристику причин и форм проявления нарушений темпа и ритма речи у детей дошкольного возраста.
  6. Сравнить физиологические и патологические нарушения темпа и ритма речи.
  7. Рассказать о классификации нарушений темпа речи: замедленный темп речи, ускоренный темп речи (тахилалия, баттаризм, полтерн), прерывистый темп речи (запинки несудорожного или судорожного характера).
  8. Сравнить запинки судорожного и несудорожного характера.
  9. Дать характеристику направлений комплексной лечебной и педагогической коррекционной работы: упорядочение поведения, развитие речи.
  10. Привести примеры конкретных методов и приёмов работы специалистов в русле комплексного взаимодействия.
  11. Рассказать об организации работы по предупреждению нарушений темпа и ритма речи у детей.
  12. Дать определение заикания с точки зрения разных исследователей.
  13. Рассказать о распространенности заикания в разных возрастных группах.
  14. Охарактеризовать особенности заикания детей дошкольного возраста.
  15. Охарактеризовать взгляды Гиппократа и Аристотеля на заикание.
  16. Раскрыть теоретические представления на методы коррекции заикания до середины XIX века. (И.А. Сикорского и И.Г. Неткачева в изучении проблемы заикания в конце XIX - на­чале XX века).
  17. Рассказать об исследованиях Куссмауля, Гепферта и других западноевропейских ученых конца Х1Х – начала ХХ века на проблему заикания.
  18. Раскрыть взгляды исследователей на проблемы заикания в 30-40-х годах XX века (В.А. Гиляровского, Н.А. Власовой, Ю.А. Флоренской и других ученых).
  19. Дать характеристику комплексного подхода в коррекционной работе с заикающимися (В.И. Селиверстов).
  20. Проанализировать причины заикания (экзогенные и эндогенные).
  21. Рассмотреть жизненные ситуации возникновения заикания.
  22. Рассказать о работе с родителями по анализу причин заикания.
  23. Дать характеристика функциональной системы речедвигательного акта.
  24. Рассказать об особенностях филогенетической и онтогенетической речевой памяти, роли эмоциогенных структур мозга в формировании речедвигательной программы.
  25. Проанализировать онтогенез речедвигательных стереотипов в норме и при заикании.
  26. Дать характеристику речевых и неречевых симптомов заикания.
  27. Рассказать об особенностях речевых судорог при заикании (место, тип, частота).
  28. Раскрыть приёмы дифференциальной диагностики: эволюционного, неврологического и неврозоподобного заикания.
  29. Охарактеризовать личностные особенности заикающихся подростков.
  30. Раскрыть особенности речи заикающихся.
  31. Охарактеризовать этапы комплексного обследования заикающихся детей.
  32. Рассказать об обследовании речевых проявлений у заикающихся дошкольников.
  33. Рассказать об обследовании неречевых проявлений у заикающихся дошкольников.
  34. Охарактеризовать принципы коррекционной лечебной и педагогической работы с заикающимися.
  35. Рассказать о комплексной системе преодоления заикания.
  36. Раскрыть задачи и формы лечебно-оздоровительной работы при заикании.
  37. Охарактеризовать задачи логопедической работы по преодолению заикания.
  38. Раскрыть формы логопедической работы с заикающимися.
  39. Рассказать о требованиях к логопедическим занятиям с заикающимися детьми.
  40. Раскрыть консультативно-методическую работу с родителями заикающегося ребёнка.
  41. Раскрыть методики преодоления заикания у дошкольников (Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау, Н.А.Чевелевой, С.А.Мироновой и др.).
  42. Раскрыть методику преодоления заикания у детей младшего школьного возраста в условиях специальной школы (Н.А.Чевелева и др.).
  43. Рассказать о методике Селивёрстова В.И., рассчитанной для логопедической работы с детьми в медицинских учреждениях.
  44. Рассказать о преодолении заикания у школьников в условиях общеобразовательной школы.
  45. Рассказать о логопедической работе по преодолению заикания у подростков и взрослых: методика А.Я. Евгенова и М.В. Смирновой; комплексная система преодоления заикания В.М. Шкловского.
  46. Рассказать о профилактике рецидивов заикания у детей дошкольного возраста.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: