ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. СОБАКА




Приблизительный пассивный и активный словарь: собака, пес, щенок, лапы, морда, усы, хвост, пасть, конура, вилять, лаять, гавкать, скулить, лакать, грызть, кусаться, защищать, охранять, лизать, добрая, злая, послушная.


Занятие 1 Тема «Наша собака»

Цель: уточнение характерных признаков внешнего вида собаки, активизация соответствующей лексики, обучение однословным от­ветам на вопросы.

Оборудование: крупные фотографии собак.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Поднимите руку те, у кого дома живет собака. Как зовут твою собаку?

2. Рассматривание крупной фотографии собаки (можно из на­
стенного календаря).

Сначала педагог рассказывает детям о собаке, ее внешних при­знаках, затем задает вопросы типа: «Какие части тела есть у соба­ки?» Остальные вопросы формулируются в зависимости от породы собаки. Затем детям показывается фотография собаки другой поро­ды. Ее изображение также анализируется с помощью вопросов.

После рассматривания фотографий обеих собак, описания их внешних признаков педагог говорит о том, что собаки бывают очень разные по внешним признакам, но у них есть и много общего. Далее рассказывает, как передвигаются собаки, чем питаются, описывает состав собачьей семьи (пес, собака, щенята). Подчеркивает, что со­баки живут в доме или на улице в конуре, человек заботится о собаке (кормит, поит, чешет, гладит), а собака помогает человеку (охраняет дом, защищает хозяина — эти функции выполняют даже самые маленькие собаки), поэтому собак называют домашними жи­вотными.

3. Чтение рассказа Л.Н. Толстого.

Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос, Жучка кошку за хвост. Кошка Жучке в глаза, Жучка кошку за шею. Тетя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой.

4. Беседа по содержанию рассказа.

Кто такая Жучка? Из-за чего стали драться кошка и Жуч­ка? Кто прекратил их драку? Кошки и собаки живут друж­но или нет? Куда кошка обычно убегает от собаки?

5. Итог.

О ком мы сегодня говорили? Собака домашнее живот­ное или нет?


Занятие 2 Тема «Игрушечные собаки»

Цель: закрепление характерных признаков внешнего вида соба­ки, употребление уменьшительно-ласкательной формы существи­тельных (собачка, песик, щеночек).

Оборудование: 3—4 игрушечные собаки из разного материала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям предлагается отгадать загадку.

На чужих он звонко лает

И хозяйку охраняет. (Пес.)

2. Рассматривание игрушечных собак по следующему плану:

а) называть предмет (это собака);

б) внешний вид собаки;

в) это игрушка (с ней можно играть: кормить, катать, гулять и
т.д.);

г) сколько собак на столе? (одна)... а теперь? (много);

д) как можно назвать ласково собаку и ее щенка? (собачка,
песик, щеночек).

е) показать, как собака лает, рычит, скулит?

3. Дидактическая игра «Кто где спрятался?»

Игра проводится с игрушечными собаками. Один ребенок выби­рает игрушку по описанию и прячет ее в групповой комнате. Педа­гог комментирует все действия ребенка. Потом он задает вопрос: «Куда Саша спрятал собачку?» Правильно ответивший ребенок по­лучает возможность спрятать следующую игрушку.

4. Итог.

Мы сегодня говорили о настоящей собаке или об игру­шечной?

Занятие 3

Тема «Кто сказал "мяу"?». (по рассказу В. Сутеева)

Цель: формирование умения вслушиваться в содержание проза­ического текста, понимать его; обучение односложным ответам на вопросы.

Оборудование: картинка с изображением собаки, иллюстрации к
рассказу В. Сутеева «Кто сказал "мяу"?»

 


ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог показывает картинку и предлагает детям назвать харак­терные признаки собаки.

2. Чтение отрывка из рассказа В. Сутеева «Кто сказал "мяу"?».
Одновременно с чтением педагог показывает детям несколько

иллюстраций, соответствующих адаптированному варианту текста.

Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг... он услы­шал...: — Мяу!

«Это... мне приснилось», — подумал он, и тут кто-то опять сказал: — Мяу! Вскочил Щенок, обежал всю комнату.... Влез на подоконник, увидел —...во дворе гуляет Петух.

— Это ты сказал: — Мяу?..

— Нет, я говорю... Ку-ка-ре-ку!

Вдруг около собачьей конуры кто-то громко сказал: — Мяу!... «Вот он! — сказал себе щенок. — Сейчас я его пой­маю...»

Навстречу ему выскочил огромный лохматый Пес...

— Р-р-р-р!..

— Это вы сказали... «мяу»? — прошептал щенок, поджи­мая хвостик.

— Я?! Ты смеешься, Щенок...

Пошел Щенок домой... Грустный, улегся он на коврик. — И вдруг услышал: — Мяу!.. — Он вскочил — на подоконнике сидела пушистая, полосатая...

Дети, кто это?

3. Беседа по содержанию рассказа и уточнение знаний о собаке и
кошке, полученных на предыдущих занятиях.

Как вы догадались, что на подоконнике сидела кошка? Щенок был большой или маленький? Кого Щенок встретил во дворе? Как кричал Петух? Как рычал Пес? Почему Ще­нок поджал хвостик, когда Пес зарычал? Где была кошка?

4. Дидактическая игра «Так бывает или нет».

Детям задаются вопросы, на которые они должны ответить сло­вами «да» или «нет».

Кошка лакает молоко? Собака лакает молоко? Собака гры­зет кость? Собака боится кошку? Кошка боится собаку? и т.д.

5. Итог.

Кто внимательно слушал, тот ответит одним словом на мои вопросы: «Кто охраняет дом (защищает хозяина)? Кто ловит мышей?»


ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. ЗАЯЦ

Приблизительный пассивный и активный словарь: заяц, уши, хвост, шкура, лапы, усы, окраска, кормить, прыгать, петлять, бояться, грызть, пушистый, длинный, короткий, мягкий, трусливый, ме­ховой, один, два, много.

Занятие 1 Тема «Заяц в лесу»

Цель: уточнение характерных признаков внешнего вида зайца, активизация соответствующей лексики, обучение однословным от­ветам на вопросы.

Оборудование: сюжетная картина «Зайцы».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям показывается картина «Зайцы». Затем предлагается отга­дать загадку.

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Зайка.)

2. Рассматривание картины «Зайцы».

Педагог обращает внимание детей на то, какое время года изоб­ражено на картине (зима). Сначала рассказывает об одном зайце, его внешних признаках, затем задает детям вопросы.

Какие части тела есть у зайца? У зайца уши — длинные или короткие? Какой у зайца хвост — длинный или корот­кий? Какого цвета у зайца шубка зимой? Как еще можно сказать про шубку зайца? Что делает заяц?

Далее педагог переключает внимание детей на изображение дру­гого зайца, активизирует речь детей. После рассматривания изобра­жения обоих зайцев, описания их внешних признаков, действий педагог рассказывает о том, как передвигаются зайцы, чем питают­ся. Подчеркивает, что зайцы живут в лесу, должны сами добывать себе пищу (грызть кору деревьев), поэтому зайцев называют дики­ми животными. В заключение обращает внимание детей на детали картины.

3. Подвижная игра «Зайки белые сидят».

Дети выполняют движения, соответствующие словам потешки.


Зайки белые сидят Вот так, вот так

И ушами шевелят. Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так Зайкам холодно стоять,

Они ушами шевелят. Надо зайкам поскакать.

Зайкам холодно сидеть, Вот так, вот так

Надо лапочки погреть. Надо зайкам поскакать

4. Итог.

О ком мы сегодня говорили? Какие зайцы животные - дикие или домашние?

Занятие 2 Тема «Игрушечные зайцы»

Цель: закрепление характерных признаков внешнего вида зайца закрепление понятий «один» — «много», употребление уменьшительно - ласкательной формы существительных (зайчик, зайчишка зайчонок).

Оборудование: 3—4 игрушечных зайца из разного материала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог спрашивает у кого из детей дома есть игрушечный зайка

2. Рассматривание игрушечных зайцев по следующему плану:

а) назвать предмет (это заяц);

б) внешний вид зайцев (у всех зайцев длинные уши, короткий
хвост, белая окраска);

в) это игрушка (с ней можно играть: кормить, катать, гулять
и т.д.);

г) сколько зайцев на столе? (один)... а теперь? (много);

д) как можно назвать зайца ласково? (зайка, зайчишка, зайчонок)

3. Чтение стихотворения А. Барто «Зайка».

Педагог читает стихотворение и проводит беседу по его содержащие

Кто хозяйка зайки? Где хозяйка бросила зайку? Почем; он не мог слезть со скамейки?

Затем педагог вторично читает стихотворение, делая паузы, что бы дети могли договорить фразы.

4. Итог.

О каком зайце мы сегодня говорили — о настоящем или об игрушечном?


Занятие 3 Тема «Заяц зимой»

Цель: формирование умения вслушиваться в содержание прозаи­ческого текста, понимать его; обучение ответам на вопросы слово­сочетанием или предложением.

Оборудование: сюжетная картина «Заяц в зимнем лесу».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Посмотрите в окно. На улице зима. Кто скажет, какого цвета снег за окном? Запомните, снег — белый.

2. Чтение текста о неизвестном звере.

Педагог сообщает детям, что сегодня он расскажет им об одном звере, который живет в лесу. Дети должны догадаться, о каком диком звере идет речь.

Он живет в лесу. Когда выпадает снег, он грызет кору на деревьях. Зимой он носит белую шубку, а летом — серую. Зимой в лесу все становится белым от снега и его не видно на снегу. Когда снег растает его тоже трудно заметить в лесу, потому что его окраска становится серой, неяркой.

Кто догадался про какого зверя я рассказала?

Педагог хвалит детей, которые самостоятельно догадались о том, как зовут лесного зверя. На наборное полотно выставляется картина «Заяц в зимнем лесу».

3. Беседа по содержанию текста и уточнение знаний о зайце,
полученных на предыдущих занятиях.

Где живет заяц? Какую шубку носит заяц зимой? Поче­му вы так решили? Какую шубку заяц носит, когда снег тает? Как вы догадались, что мы читали о зайце?

4. Чтение отрывка из стихотворения В. Гаазова «Заяц».
Педагог знакомит детей со стихотворением, близким по содержанию к прочитанному тексту.

Шубку он свою меняет: Зиму в белой он гуляет, Летом в серую одет. Зайца цвет спасет от бед.

5. Итог.

Какую шубку носит заяц зимой, а какую — летом?


ДЕРЕВЬЯ. ЛЕС

Приблизительный пассивный и активный словарь: дерево, ствол, корень, ветки, листья, иголки, елка, дуб, клен, шишка, расти, опадать, голый, зеленый, колючий, высокий, низкий.

Занятие 1 Тема «Дерево»

Цель: ознакомление со строением дерева, с названиями его основ­ных частей, обучение ответам на вопросы простым предложением.

Оборудование: нарисованная модель «Дерево», две картинки (одна — дерево с листьями, другая — без листьев), засушенные осенние листья.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент.

Детям показываются две картинки: на одной изображено зеле­ное дерево с листьями, на другой — дерево без листьев. Предлагает­ся отгадать загадку.

На улице растет. Высокое, зеленое. На ветках — листья. Зимой листьев нет.

(Дерево.)

Демонстрация нарисованной модели дерева (корень, ствол, го­лые ветки).

Педагог рассказывает детям о том, что у каждого дерева есть ко­рень, ствол, ветки, а листья у деревьев — разные, что у каждого дерева своя форма листьев. Показывает детям засушенные листья раз­ных деревьев и просит их украсить нарисованную модель дерева лис­тьями. (Детям выдаются листья одного типа, например, кленовые.)

3. Беседа по составленной картинке.

Что нарисовано на картинке? (Дерево.) Где у дерева ствол? Где у дерева корень? Где у дерева ветки? Где у дерева листья?

Дети показывают части дерева, педагог комментирует их дей­ствия.

4. Игра «Подуй, ветерок».

Педагог просит детей подуть сильно, как ветер, чтобы листья уле­тели. Объясняет детям: когда листьев на деревьях нет, они стоят голые.

5. Итог.

О чем мы сегодня беседовали? Когда вы будете вечером идти домой, посмотрите, какие деревья растут около вашего дома.


Занятие 2 Тема «Елка»

Цель: ознакомление детей с особенностями строения елки, с многозначным словом «иголка»; обучение ответам на вопросы сло­восочетанием или простым предложением.

Оборудование: веточка елки; картинка с изображением елки; раз­даточный материал «Елки», состоящий из отдельных частей елки (ствола, веток, корня); картинка с изображением швейной иголки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям показывается веточка елки.

Кто знает, какого дерева эта веточка?

2. Рассматривание веточки елки и беседа о елке.

Педагог рассказывает детям о том, что елка — это особенное дере­во, у него нет листьев, вместо листьев у елки иголки. Дает детям потрогать иголки и спрашивает: «Какие у елки иголки?» Объясня­ет, что, как и у каждого дерева, у елки есть корень, ствол, ветки.

3. Работа с раздаточным материалом.

Детям раздаются конверты с раздаточным материалом. Они дол­жны из отдельных частей сложить целое дерево. Затем детям задают­ся вопросы.

Что у вас получилось? (Елка.) Где у елки ствол? Где у елки корень? Где у елки ветки? У елки есть листья? Какого цвета иголки? Какие иголки на ощупь?

При затруднении с ответом на последний вопрос педагог помо­гает детям, предлагая варианты.

4. Сравнение швейной и елочной иголки.

Какие еще бывают иголки? Посмотрите, вот иголка, ко­торой шьют. Это швейная иголка. Она очень острая. Детям нельзя брать ее в руки. А это елочная иголка. Она растет у елки вместо листьев. Эта иголка зеленая даже зимой.

5. Итог.

Педагог объясняет детям смысл загадки «Зимой и летом одним цветом».

Занятие 3 Тема «Зимний лес»

Цель: формирование элементарных представлений о характерных признаках леса, обучение ответам на вопросы словосочетанием или простым предложением.


Оборудование: нарисованная модель «Дерево», картина «Зимний лес» или большая фотография с изображением леса, модели различ­ных деревьев из строительного набора, фигурка маленького зайчика.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям показывается нарисованная модель дерева. Они по памяти называют его части.

2. Рассматривание картины «Зимний лес» (или фотографии).
Дети рассматривают картину или фотографию. Сначала педагог

обращает внимание детей на одно дерево, затем рассказывает о лесе.

Что это? Это елка или нет? Покажите на картинке другое дерево, не елку. У елки есть иголки. Они и зимой зеленого цвета. А у этого дерева есть иголки? А листья у него есть? Сколько деревьев здесь нарисовано? (Много деревьев.) Когда много деревьев — это лес. Деревья растут и в городе, но это не лес. Лес находится за городом. В лесу растут разные дере­вья. В лесу живут дикие звери и лесные птицы. Заяц живет в лесу. Зайцу трудно найти зимой в лесу пищу, поэтому он грызет кору деревьев. Зимой лес стоит без листьев, голый.

3. Объяснение смысла загадки о лесе.

Педагог читает детям загадку и объясняет ее смысл.

За долиной на просторе Он стоит зимою голый. Лето начинается — В зелень одевается.

(Лес.)

4. Дидактическая игра «Заяц в лесу».

Посмотрите, вот зайчик. Он живет в лесу. Зайчик сидит около дерева. Поставьте вокруг зайчика много деревьев. (Дети поочередно ставят модели деревьев.) Как много деревьев получилось! Целый лес! Саша, возьми зайчика и покажи, как он скачет между деревьями по лесу.

5. Итог.

Скажите, где живет зайчик? В лесу много деревьев или мало?

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Приблизительный пассивный и активный словарь: снеговик, ком, санки, коньки, лыжи, снежки, играть, кататься, лепить, кидать, бросать, катать, ехать, снежный, упасть, холодный, весело, быст­ро, скользко.


Занятие 1 Тема «Снежная баба»

Цель: ознакомление с русской народной зимней забавой «лепить снежную бабу», закрепление употребления предлога «на».

Оборудование: сюжетная картина «Дети лепят снежную бабу», раздаточный материал для моделирования снежной бабы из трех кругов белой бумаги разного размера.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Предварительно дети с воспитателем должны слепить снежную бабу.

Что вы лепили на прогулке? (Снежную бабу.) Из чего делают снежную бабу? (Из снега.)

2. Рассматривание сюжетной картины.

Какое время года изображено на картине? Кто нарисо­ван на картинке? (Последовательно внимание детей обра­щается на каждого ребенка, изображенного на картине.) Что делает мальчик? (Катит ком.) Какой ком скатал мальчик? (Снежный.) Снежный ком — большой, средний или ма­ленький? (Средний.) Где большой ком? Что делает эта де­вочка? (Помогает мальчику.) Куда поставят дети этот ком? (На большой ком.) Что делает этот мальчик? (Катит ма­ленький ком.) Какая часть тела снежной бабы это будет? (Голова.) Что дети наденут на голову снежной бабе? (Вед­ро.) Вместо носа снежной бабе поставят морковку, а вмес­то рук... (Веточки.)

3. Дидактическая игра «Собери снежную бабу».

Каждому ребенку выдается раздаточный материал, состоящий из трех белых кругов разного размера. Дети должны смоделировать снеж­ную бабу.

4. Прослушивание загадки и объяснение ее смысла.

Меня не растили, Глаза — угольки,

Из снега слепили. Руки — сучки.

Вместо носа ловко Холодная, большая.

Вставили морковку. Кто я такая? (Снежная баба.)

5. Итог.

Что можно слепить из снега? (Снежную бабу.)


Занятие 2 Тема «Зимние игры»

Цель: формирование элементарных представлений о зимних спортивных играх, закрепление употребления предлога «на».

Оборудование: сюжетные картины, изображающие детей, катаю­щихся на лыжах, санках и коньках; предметные картинки с изоб­ражением коньков, санок, лыж.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Что дети любят делать зимой?

2. Рассматривание сюжетных картин.

Дети последовательно рассматривают картины, изображающие де­тей, катающихся на лыжах, санках и коньках. Педагог задает вопросы.

Кто изображен на картинке? Что делает этот ребенок? На чем катается этот ребенок?

3. Подвижная игра «Катание на санках»

Дети становятся парами друг за другом. Стоящий впереди ребе­нок отводит руки назад и берет за руки позади стоящего ребенка. Дети «катают» друг друга на «санках».

4. Чтение потешки.

На санках Саня с Соней Санки скок, Саню в бок,
Едут, санки погоняя! Соню бух в сугроб!

Что может случиться, когда катаешься на санках? Ка­таться с горы на санках опасно или нет?

5. Итог.

На чем вы любите кататься зимой?

Занятие 3 Тема «Зимние забавы»

Цель: закрепление знаний о зимних играх, обучение ответам на вопросы распространенным предложением с предлогами «на» и «в».

Оборудование: сюжетные картины с изображением детей, (ката­ющихся на санках, коньках, лыжах и т.д.), «снежки» (ватные ко­мочки, обшитые марлей)

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Что дети делают зимой?


Дети называют зимние забавы по памяти.

2. Составление предложений по картинам.

Педагог последовательно показывает картины с изображением детей, катающихся на санках, коньках и лыжах, лепящих снежную бабу, играющих в снежки. С помощью вопросов помогает составить предложение.

Что делает Вова? (Вова катается на санках.) Что делает Коля? (Коля катается на лыжах.) Что делают дети? (Дети лепят снежную бабу.)

3. Подвижная игра «Снежки».

Когда лепят снежную бабу, катают большой снежный ком. А если снежный ком маленький, как его называют? (Снежок.)

Детям раздаются «снежки». По сигналу педагога они бросают друг в друга «снежки», стараясь попасть.

4. Дидактическая игра «Так бывает или нет».

В какую игру мы с вами сейчас играли? Можно играть в снежки летом? Я буду задавать вопросы, а вы будете отве­чать «да» или «нет». Зимой плавают в речке? Зимой катают­ся на санках? Зимой катаются на велосипеде? Зимой ката­ются на лыжах?

5. Итог.

О каких играх мы сегодня говорили? Назовите каждый свою любимую зимнюю игру.

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК

Приблизительный пассивный и активный словарь: елочная игруш­ка, подарки, Новый год, елка, шарик, гирлянда, фонарик, со­сулька, флажок, хлопушка, дождик, Дед Мороз, Снегурочка, по­здравлять, дарить, украшать, красивый, блестящий.

Занятие 1 Тема «Скоро праздник»

Цель: формирование элементарных представлений о новогоднем празднике, обучение согласованию личного местоимения «я» с гла­голом прошедшего времени I лица.

Оборудование: предметные картинки с изображением атрибутов новогоднего праздника, игрушечная елка, маленькие елочные иг­рушки.


ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Скоро будет праздник. В этот праздник из леса к детям приходит Дед Мороз и приносит свои подарки. Каждый ребе­нок получает подарок. Кто из вас знает, какой это праздник?

2. Беседа о предстоящем празднике.

Новый год — это самый веселый, самый сказочный праз­дник. Во всех домах наряжают елку. Кто знает, как наряжа­ют елку? (Вешают игрушки.) Посмотрите на картинки (По­казывая картинки, педагог называет елочные украшения.)

3. Дидактическая игра «Украсим елку».

На стол ставится игрушечная елка и коробочка с маленькими елочными украшениями. Детям предлагается украсить елку.

Саша, возьми шарик, повесь его на елку. Что ты пове­сил, Саша? Лена, возьми хлопушку, повесь на елку. Что ты повесила, Лена? Какая красивая, нарядная елочка получи­лась! Как много на ней игрушек!

4. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Дети получают комплекты карточек, на которых изображены: хлопушка, шарик, фонарик, плюшевый мишка; сосулька (елочная игрушка), шарик, гирлянда, резиновый мяч; хлопушка, флажок, фонарик, плюшевый зайка. Им предлагается убрать лишнюю кар­точку.

5. Итог.

Какой скоро будет праздник? Что наряжают на этот праз­дник? Какая елка?

Занятие 2 Тема «Подготовка к празднику»

Цель: закрепление знаний об атрибутах новогоднего праздника, обучение согласованию качественного прилагательного с существи­тельным.

Оборудование: предметные картинки с изображением атрибутов новогоднего праздника.

ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент.

Кто приносит подарки детям на Новый год? Откуда при­ходит Дед Мороз?

 


2. Рассматривание украшенной елки.

Дети рассматривают украшенную большую елку. Последователь­но внимание детей педагог обращается на отдельные елочные иг­рушки, задавая вопросы.

Что это? Посмотрите, какой формы шарик? Какой еще шарик? Да, шарик блестящий, стеклянный. Он может раз­биться. Его нельзя ронять. Покажите, где еще висят шарики?

Аналогично рассматриваются другие елочные игрушки.

3. Чтение отрывка из стихотворения А. Барто «Машенька».

Стали девочки в кружок, Стали и примолкли. Дед Мороз огни зажег На высокой елке. Наверху звезда, Бусы в два ряда. Пусть не гаснет елка, Пусть горит всегда!

4. Сравнение настоящей сосульки и сосульки — елочной игрушки.

Детям предлагается для сравнения настоящая сосулька и сосуль­ка — елочная игрушка. Педагог последовательно выделяет общие и отличительные признаки, дает детям пощупать оба предмета.

Эти сосульки бывают только зимой. Настоящую сосульку можно увидеть на крышах домов. Очень редко сосульки по­являются на деревьях (показывает соответствующую фо­тографию). Игрушечную сосульку можно увидеть только на новогодней елке. Настоящая сосулька тает, превращает­ся в воду. Игрушечная сосулька не тает, но ее можно раз­бить. Осколки разбитой сосульки острые, их опасно брать в руки, можно порезаться. Если с крыши упадет настоящая сосулька, она разобьется о землю, а ее осколки просто рас­тают. Их не надо убирать.

Педагог просит детей самостоятельно сравнить настоящую сне­жинку и бумажную, ответив на вопросы.

Настоящая снежинка тает? Бумажная снежинка тает? Где можно увидеть настоящую снежинку? (На улице.) Где мож­но увидеть бумажную снежинку? (На елке.)

5. Итог.

На что похожа игрушечная сосулька? На что похожа бу­мажная снежинка?


Занятие 3 Тема «Новогодний праздник»

Цель: закрепление в активной речи лексики по теме, закрепле­ние употребления грамматически правильных форм слов в автоматизированной речи.

Оборудование: картина «Новогодний праздник в детском саду».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Догадайтесь, о каком празднике я говорю: «Этот празд­ник бывает только зимой. Все люди наряжают елку. Прихо­дит Дед Мороз и приносит детям подарки».

2. Рассматривание картины «Новогодний праздник в детском саду».

Сначала педагог обращает внимание детей на елку, просит само­стоятельно описать ее. Затем дети рассматривают Деда Мороза и Снегурочку и подарки, которые они принесли. После этого педагог обращает внимание на детей в карнавальных костюмах и просит назвать персонажей, которых они изображают.

3. Рассказывание стихов к новогоднему празднику.

Когда приходит Дед Мороз, он не просто дарит подарки. Он дарит подарки, когда дети рассказывают стихи или поют пе­сенки. Вспомните, какие стихи вы выучили для Деда Мороза.

Дети рассказывают стихи.

4. Итог.

Дети прослушивают запись новогодней песенки.

ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА

Приблизительный пассивный и активный словарь: шуба, шапка, шарф, штаны, колготки, носки, рейтузы, комбинезон, варежки, куртка, дубленка, карман, рукав, воротник, одевать (надевать), снимать, носить, мерзнуть, согревать, теплый, холодный, мехо­вой, детский, вязаный, тепло, холодно, жарко.

Занятие 1 Тема «Наша одежда»

Цель: уточнение назначения одежды, практическое усвоение пра­вильных форм названий предметов одежды.

Оборудование: комплект зимней одежды, предметные картинки с изображением предметов одежды.


ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Посмотрите в окошко. По улице идут люди. Как они оде­ты — тепло или нет? Почему люди так тепло одеты?

2. Рассматривание комплекта детской зимней одежды.,
Педагог показывает детям предметы зимней одежды, называет

их, рассказывает о цвете, материале, из которой сделана одежда, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку). Подчеркивает, что зимняя одежда очень теплая, потому что зимой холодно. Если зайти в помещение и не снять верхнюю зимнюю одежду, будет жарко.

3. Дидактическая игра «Назови правильно».

Детям последовательно показываются пары картинок с изображе­нием одного и двух предметов зимней одежды. Педагог называет один предмет одежды, а дети должны говорить сразу о двух предметах.

Одна шуба — две... (шубы), одна варежка — две... (ва­режки), одна шапка — две... (шапки), одна дубленка — две... (дубленки). Один шарф — два... (шарфа), один карман — два... (кармана), один комбинезон — два... (комбинезона), одни рукав — два... (рукава).

4. Дидактическая игра «Что пропало?»

На наборное полотно выставляются пять картинок с изображе­нием предметов одежды. Детям предлагается запомнить картинки. Затем одна картинка убирается. Дети должны ответить, какую кар­тинку убрали.

5. Итог.

Какую одежду носят зимой?

Занятие 2 Тема «Кукольная одежда»

Цель: ознакомление с предметами кукольной одежды, ее деталя­ми, рисунком, цветом, активизация глагольной лексики по теме в предложении.

Оборудование: предметные картинки с изображением предметов зимней одежды, кукла, предметы кукольной зимней одежды, плю­шевый заяц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Назовите зимнюю одежду, в которой вы сегодня при­шли в детский сад.


2. Называние картинок.

Детям предлагается вспомнить названия предметов одежды. Кар­тинка с изображением названного предмета выставляется на набор­ное полотно.

3. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

Детям предлагается одеть куклу на прогулку, педагог уточняет последовательность надевания одежды. Затем дети по очереди одева­ют куклу. Все действия детей педагог комментирует.

Сейчас зима. На улице холодно. Куклу Машу надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? Коля одевает штаны. Что Коля надел на Машу? Теперь надо надеть теп­лую кофту, застегнуть все пуговицы. Что Коля надел? Ка­кая одежда?

В заключение педагог читает детям потешку.

Наша Маша маленька, На ней шубка аленька, Опушка бобровая, Маша чернобровая.

4. Сравнение куклы и плюшевого зайца.

Кукла уже оделась на прогулку. Она хочет пойти гулять вме­сте с зайкой. Надо одевать зайку на прогулку или нет? Почему? (Педагог помогает детям правильно ответить на вопрос.)

5. Итог.

Какую одежду вы надевали на куклу? (Зимнюю, кукольную.)

Занятие 3 Тема «На прогулку»

Цель: обучение самостоятельным ответам на вопросы по картине. Оборудование: сюжетная картина «На прогулку», картинки с изоб­ражением предметов зимней одежды разных цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям предлагается отгадать загадку.

Две сестренки, две плетенки

Из хорошей шерсти тонкой.

Как гулять — так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки.)


Чтение последней строки нужно продемонстрировать жестами — показать поочередно растопыренные пальцы на обеих руках.

2. Рассматривание картины «На прогулку».

Кто нарисован на картинке? Куда они собираются? Кто помогает девочке одеваться? Что надевают на девочку? Как вы думаете, что девочка надела сама? Как оделась девочка на прогулку — тепло или нет?

3. Дидактическая игра «Подбери по цвету».

Детям раздается по три картинки с изображением предметов зимней одежды разного цвета. Каждый ребенок называет предметы одежды на своих картинках, показывая их остальным детям.

Затем педагог называет цвет, показывает карточку с предметом одежды этого цвета и ставит ее на наборное полотно. Ребенок, у которого на картинке изображен предмет одежды такого же цвета, должен поста­вить рядом свою картинку. Когда выставлены все картинки с предмета­ми одежды одного цвета, надо хором проговорить их название, выделяя окончание прилагательного (шапка красная, шарф красный).

4. Итог.

Скажите, кто из вас одевается на прогулку сам?

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. ЛИСА

Приблизительный пассивный и активный словарь: лиса, уши, хвост, шкура, лапы, усы, окраска, нора, петлять, хитрить, рыть, воро­вать, пушистый, длинный, мягкий, меховой.

Занятие 1 Тема «Лиса»

Цель: знакомство с характерными внешними признаками лисы, частями ее тела; закрепление согласования качественных прилага­тельных с существительными.

Оборудование: игрушечная меховая лиса, бубен, кусочек меха, маска лисы и шапочки «зайчиков».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Сейчас я вам покажу кусочек меха, а вы мне скажете, кто из зверей носит такую красивую пушистую рыжую шубу.


2. Рассматривание меховой игрушки.

Педагог показывает меховую игрушечную лису и рассказывает, где живет лиса, чем питается. Затем предлагает детям назвать основ­ные части тела лисы, комментируя их ответы.

Это уши. Какие уши у лисы — острые или закругленные? Это мордочка. У лисы мордочка вытянутая или нет? Какой у лисы хвост — длинный или короткий? Как можно еще сказать про хвост лисы?

Если дети затрудняются с ответом, педагог сам называет харак­терные признаки.

У лисы длинный, пушистый хвост. А у какого лесного зве­ря хвостик маленький, короткий? Я вам немного подскажу: у этого лесного зверя длинные-длинные уши, а зимой он но­сит белую шубку. Как его зовут? Заяц боится лисы или не боится? Что он делает, когда встречает в лесу лису? (Убегает.)

3. Подвижная игра «Лиса и зайцы».

Ведущий-педагог надевает маску лисы, дети — шапочки «зайчиков».

Дети, изображающие зайчиков, гуляют и скачут на «полянке» (ков­рике)] Увидев гуляющих «зайчиков», из своей норы (детского стульчи­ка) выбегает «лиса». «Зайчики» врассыпную бегут к своим домикам. «Лиса» салит «зайчиков». Пойманного «зайчика» усаживает на стуль­чик около стены. Игра заканчивается, когда пойманы все «зайчики».

В дальнейшем роль лисы могут играть дети.

5. Итог.

Кем вы были, дети? (Зайчиками.) Заяц — это дикий зверь. А с каким еще диким зверем мы сегодня познакомились?

Занятие 2

Тема «Лиса с лисятами»

Цель: знакомство с детенышами и жилищем лисы, употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме. Оборудование: картина «Лиса с лисятами».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям предлагается отгадать загадку.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса.)


2. Рассматривание картины «Лиса с лисятами».

Сначала педагог рассказывает о лисе, ее внешних признаках, затем задает детям вопросы.

Какие части тела есть у лисы? У лисы уши — длинные или короткие? Какой у лисы хвост — длинный или корот­кий? Какого цвета у лисы шубка? Что делает лиса?

Далее внимание детей переключается на изображение лисят.

Рядом с лисой нарисованы ее дети. Кто знает, как они называются? (Лисята.)

После рассматривания лисят, описания их внешних признаков, действий педагог рассказывает детям о лисах.

Лисы, как и зайцы, живут в лесу. Они тоже должны сами добывать пищу. Но пища у лисы совсем не такая, как у зайцев. Если зайцы едят травку, листики, обгрызают кусти­ки и кору деревьев, то лиса растения не ест. Она питается иначе: охотится за зайцами, разоряет птичьи гнезда, съеда­ет яйца или птенчиков. Зимой, когда в лесу становится трудно добывать пищу, лиса может потихоньку пробраться в де­ревню и напасть на кур и цыплят. Поэтому лисиц называют хитрыми хищницами.

В заключение педагог обращает внимание детей на то, что лисы роют глубокие норы, в которых они живут, прячут добычу, выра­щивают своих детей — лисят. Рассказывает, что маленькие лисята не умеют охотиться, и мама-лиса каждый день должна добывать пищу, чтобы накормить их.

3. Игра «Скажи ласково».

Как можно назвать лису ласково? (Лисичка, лисонька, ли­сичка-сестричка.)

4. Подвижная игра «Лиса и куры».

В начале игры надо определить, где будет располагаться «лисья нора», и выбрать детей, которые будут «лисой» и «хозяином курят­ника». Остальные дети становятся «курами». «Курятник» — коврик в групповой комнате: «куры» не должны выбегать из «курятника», спасаясь от «лисы».

«Лиса» бегает вокруг «курятника» мимо «хозяина». Хозяин зак­рывает глаза — «ложится спать». «Лиса» нападает на кур, пытаясь осалить кого-нибудь рукой. Ребенок, которого «лиса» сумела кос­нуться, сам становится «лисой» в следующей игре.


Если «лиса» переступила границу «курятника», педагог окликает («будит») спящего «хозяина», и тот бросается к лисе. Если лиса не успела убежать в «нору» (сесть на стульчик), она считается пойман­ной «хозяином».

5. Итог.

Кто из диких зверей крадет кур из курятника? Кому лиса носит украденных их курятника кур?

Занятие 3 Тема «Лиса и колобок»

Цель: развитие умения отвечать на вопросы, заданные по содер­жанию сказки «Колобок», словосочетанием в правильной грамма­тической форме.

Оборудование: фигурки героев сказки «Колобок».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.0ргмомент.

Педагог читает четверостишие из стихотворения В. Гаазова и спра­шивает, о ком оно.

Эта хитрая плутовка Схватит жертву свою ловко, Отнесет ее в нору И лисятам даст еду.

2. Называние внешних признаков лисы по памяти.

Какая шерсть у лисы? Какие уши у лисы? Какой хвост у лисы? Какая у лисы мордочка?

3. Рассказывание сказки «Колобок».

Педагог читает сказку, голосом передавая интонацию персона­жей.

4. Беседа по содержанию сказки.

Дети отвечают на вопросы педагога. При этом используя фигур­ки животных.

5. Итог.

Как лиса обманула колобка?

Педагог



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: