Экспериментирование и исследовательская деятельность.




 

Эта деятельность направлена на поиск и приобретение новой информации. Она не задана взрослым, а строится самим дошкольником по мере получения им новых сведений об объекте. Характеризуется эмоциональной насыщенностью, даёт возможности для общения.

Пробы и ошибки являются важным компонентом детского экспериментирования. Ребёнок пытается применить старые способы действий, комбинируя и перестраивая их.

В ходе экспериментирования и исследования дети осваивают действия измерения, преобразования материалов и веществ, знакомятся с приборами, учатся использовать познавательные книги как источник информации.

Одним из условий является наличие специально созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии с проблемой, которую дети решают вместе с педагогом. Например, «Что плавает, что тонет?», «Какой песок легче: мокрый или сухой?».

Этапы руководства:

I этап.

Совместная с педагогом деятельность: уточнение представлений детей о свойствах и качествах материалов, мотивирование, создание проблемной ситуации, постановка цели, определение этапов исследования, выдвижение предположений о результатах, их обоснование, проведение эксперимента, фиксация результатов, их обсуждение.

Для обсуждения используются готовые схемы и модели: что делали? что получили? почему?

Далее педагогог формулирует общие выводы на основе высказываний детей.

Для совершенствования умения планировать эксперимент предлагается зашифровать его ход с помощью готовых моделей одному ребёнку, а другим – расшифровать его.

II этап.

Самостоятельное экспериментирование: беседы, специальные игры и упражнения, практическая деятельность в уголке экспериментирования. Педагог с помощью схем показывает проблему, дети предлагают пути решения, отбирают необходимые материалы, фиксируют результаты.

Источником экспериментирования фвляются детские вопросы: почему идёт дождь? дует ветер? что получится, если кубик склеить по-другому? почему муха не падает с потолка?

Источники:

· https://066.do.am/load/1-1-0-5

· Костюченко М. Экспериментируем!// Дошкольное воспитание. - №8 – 2006.

· https://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac145.htm   ПАМЯТКА "Планирование работы с детьми по экспериментированию" Младший дошкольный возраст. Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи: 1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек"); 2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись"); 3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?) 4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?) Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений: 1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево) 2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение) 3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов) 4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп) 5. Об эталоне "1 минута" 6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее) В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее) Средний дошкольный возраст. Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются: 1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?) 2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?) 3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая) I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: 1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса) 2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками). 3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло) 4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.) 5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма) 6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.). В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.). Старший дошкольный возраст. Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются: 1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?) 2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?") Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: 1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон) 2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год) 3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.) 4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений). 5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.) 6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар) В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").
Творческие задачи, вопросы и ситуации.   Творческие задачи имеют много решений, которые будут правильными, но не имеют чёткого алгоритма. Эти средства направлены на развитие смекалки, сообразительности, воображения, творческого (дивергентного) мышления. Они способствуют переносу имеющихся представлений в иные условия, что требует осознания, присвоения самого знания. Ребёнок в процессе решения учится устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, преодолевать стереотипы, комбинировать, преобразовывать предметы, знания, вещества, свойства. Примеры: «нарисуй кошку, не рисуя её» (целое по части); нарисуй медведя в квадрате со стороной 2 клетки так, чтобы он был самым большим» (относительность величины); «как нарисовать Солнце, если карандаш умеет рисовать только круги? (чем больше углов, тем больше фигура похожа на круг). https://www.trizland.ru/
Игры: “Логический поезд”. Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны. Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д. Игра “Черное-белое”. Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного... Плохо – они быстро рвутся... и т.д.)   ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»    
  1. Изучить требования к разработке и оформлению конспектов занятий по математике в дошкольном возрасте.
  2. Подобрать в методической литературе конспект любого занятия по математике (желательно для той возрастной группы, в которой будет проходить педагогическая практика на 5 курсе) и оформить его в соответствии с предлагаемыми требованиями, вложить в портфолио по методике математического развития дошкольников.
  3. Подобрать и оформить картотеку физминуток математического содержания (вложить в портфолио).
  СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫК РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО МАТЕМАТИКЕ.

 

В настоящее время одной из основных форм работы с детьми по математике являются коллективные занятия в сочетании с дифференцированным обучением; методически грамотная подготовка к занятию включает в себя:

· составление конспекта занятия

· определение места и времени проведения занятия в едином образовательном пространстве.

 

Основные принципы создания конспекта:

· развернутый конспект пишется от первого лица

· детально отражается деятельность педагога и детей, при этом отмечаются действия и вопросы воспитателя, предполагаемые действия и ответы детей, пояснения для читающего конспект («Что это?» (спрашиваю детей, демонстрируя модель круга).)

· грамотно и подробно составленный конспект позволяет любому педагогу провести подобное занятие без дополнительных указаний со стороны автора.

 

План работы над конспектом:

1. Чётко сформулировать название (тему) занятия (в теме указывается ведущая задача): «Тайна третьей планеты» (развитие навыков измерения линейных величин).

2. Перечислить образовательные, воспитательные, развивающие и речевые задачи, составить иерархию задач по степени сложности и определить их место в структуре занятия.

3. Определить форму организации занятия, его структуру (количество частей и время) и отобрать учебный материал.

4. Четко продумать начало занятия, логику перехода от одной структурной части занятия к другой, окончание занятия.

5. Подобрать дидактические средства и приемы реализации каждой задачи.

6. Определить размещение и последовательность использования дидактических средств.

7. Продумать при необходимости предварительную работу с детьми по подготовке к занятию (актуализация имеющегося опыта, подготовка отстающих детей, работа с детьми, которые будут демонстрировать способы действий и т.д.).

 

 

К О Н С П Е К Т

занятия по математике в ____________ группе

____________________________________________

название, тема занятия

составлен ___________________

Ф.И.О. воспитателя

дата проведения _____________

 

Задачи /образовательные, развивающие, воспитательные, речевые/.

Дидактические средства: демонстрационный и раздаточный материал /названия изображений, игрушек, персонажей, игр, стихотворных текстов, рассказов, загадок, моделей, тетрадей с печатной основой, образцов заданий, диафильмов, чертежных и измерительных инструментов и т.д./.

Организация детей.

Предварительная работа*.

Размещение дидактических средств*.

Ход занятия: части, время, содержание.

Предполагаемый результат*.

* - данные части планируются при необходимости

 

 

Часть занятия, время Речь и действия воспитателя Ответы и действия детей
     

Критерии оценки конспекта:

· творческий подход и самостоятельность в разработке

· соответствие общей дидактической системе: педагогическая грамотность в формулировке задач, обозначении дидактических средств, структуры, соответствие возрасту

· точность, ясность, лаконичность речи при формулировке заданий, вопросов, объяснении и т.п.

· освещение в конспекте всех организационных вопросов, логического перехода к следующей части

· достаточно высокий КПД занятия, разнообразие приемов и средств

· продуманность сюжетной основы

· грамотно представленное приложение

· эстетическое оформление

 

Анализ студентами конспектов:

· установите соответствие между поставленными учебными (образовательными, развивающими, воспитательными) задачами и возрастными особенностями детей (особенностями восприятия учебного материала)

· насколько оправдан, по вашему мнению, выбор методов, приемов и форм работы?

· каково соотношение между репродуктивными и продуктивными видами детской деятельности на занятии? Целесообразно ли оно в данных условиях?

· обоснуйте использование указанных дидактических средств для реализации поставленных задач

· представьте, что можно подсчитать КПД (коэффициент полезного действия) занятия; каков он может быть в данном случае? Какие нюансы (условия) могут повлиять на его изменение (повышение, понижение)?

· предложите свой вариант проведения какого-либо фрагмента занятия; постарайтесь мотивировать предложенные вами изменения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: