Лабораторнаяработа7Указателииссылки.
Указателипредназначены для хранения адресов областей памяти, аcсылкапредставляет собой синоним имени, указанного при инициализации ссылки. Далее подробно рассматриваются эти важные темы.
Указатели
Когда компилятор обрабатывает оператор определенияпеременной, например,inti=10;, он выделяет память в соответствии с типом (int) и инициализирует ее указанным значением (10). Все обращения в программе к переменной по ее имени (i) заменяются компилятором на адрес области памяти, в которой хранится значение переменной. Программист может определить собственные переменные для хранения адресов областей памяти. Такие переменные называются указателями.
Итак,указатели предназначены для хранения адресов областей памяти. В C++ различают три вида указателей:
· указатели на объект,
· указатели на функцию
· указатели наvoid,
Они отличаются свойствами и набором допустимых операций. Указатель не является самостоятельным типом, он всегда связан с каким-либо другим конкретным типом.
Указатель на функцию
Указатель на функцию содержит адрес в сегменте кода, по которому располагается исполняемый код функции, то есть адрес, по которому передается управление при вызове функции. Указатели на функции используются для косвенного вызова функции (не через ее имя, а через обращение к переменной, хранящей ее адрес), а также для передачи имени функции в другую функцию в качестве параметра. Указатель функции имеет тип «указатель функции, возвращающей значение заданного типа и имеющей аргументы заданного типа»:
тип (*имя) (список_типов_аргументов);
Например, объявление:
int(*fun)(double,double);
задает указатель с именем fun на функцию, возвращающую значение типа int и имеющую два аргумента типа double.
Указатель на объект
Указатель на объект содержит адрес области памяти, в которой хранятся данные определенного типа (основного или составного). Простейшее объявление указателя на объект (в дальнейшем называемого просто указателем) имеет вид:
тип *имя;
гдетип может быть любым, кроме ссылки и битового поля, причем тип может быть к этому моменту только объявлен, но еще не определен (следовательно, в структуре, например, может присутствовать указатель на структуру того же типа).
Звездочка относится непосредственно к имени, поэтому для того, чтобы объявить несколько указателей, требуется ставить ее перед именем каждого из них. Например, в операторе
int*a, b,*c;
описываются два указателя на целое с именами а и с, а также целая переменная b.
Размер указателя зависит от модели памяти. Можно определить указатель на указатель и т. д.
Указатель на void
Указатель на void применяется в тех случаях, когда конкретный тип объекта, адрес которого требуется хранить, не определен (например, если в одной и той же переменной в разные моменты времени требуется хранить адреса объектов различных типов).
Указателю на void можно присвоить значение указателя любого типа, а также сравнивать его с любыми указателями, но перед выполнением каких-либо действий с областью памяти, на которую он ссылается, требуется преобразовать его к конкретному типу явным образом.
Примеры объявления указателей
Указатель может быть константой или переменной, а также указывать на константу или переменную. Рассмотрим примеры:
inti;// целая переменная
constintci=1; // целая константа
int*pi;// указатель на целую переменную
constint*pci;// указатель на целую константу
int*constср=&i;// указатель-константа на целую переменную
constint*constсрс=&ci;// указатель-константа на целую константу
Как видно из примеров, модификатор const, находящийся между именем указателя и звездочкой, относится к самому указателю и запрещает его изменение, а const слева от звездочки задает постоянство значения, на которое он указывает. Для инициализации указателей использована операция получения адреса &.
Величины типа указатель подчиняются общим правилам определения области действия, видимости и времени жизни.
Инициализация указателей
Указатели чаще всего используют при работе с динамической памятью, называемой некоторыми эстетами кучей (перевод с английского языка слова heap). Это свободная память, в которой можно во время выполнения программы выделять место в соответствии с потребностями. Доступ к выделенным участкам динамической памяти, называемым динамическими переменными, производится только через указатели. Время жизни динамических переменных — от точки создания до конца программы или до явного освобождения памяти. В C++ используется два способа работы с динамической памятью. Первый использует семейство функций malloc и достался в наследство от С, второй использует операции new и delete.
При определении указателя надо стремиться выполнить его инициализацию, то есть присвоение начального значения. Непреднамеренное использование неинициализированных указателей — распространенный источник ошибок в программах. Инициализатор записывается после имени указателя либо в круглых скобках, либо после знака равенства.