Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Повторение пройденного материала. 1. Беседа | – Что определяет выбор гласной в корнях и – В чем заключается загадочность этих корней? – Какие еще корни с чередованием вам известны? – Найдите в предложении речевую ошибку. Германия распол..гала на скорую и легкую победу. – Выпишите слово распол..гала. Вставьте пропущенную букву. Объясните свой выбор графически. – Перепишите предложение, исправив речевую ошибку | Отвечают на вопросы. Выполняют задания | Формулируют ответы на поставленные вопросы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
2. Работа со схемой | Обращает внимание учащихся на схему, которая может служить наглядным пособием на всех последующих уроках. (См. Ресурсный материал.) – Рассмотрите условия выбора гласной в чередующихся корнях. С четвертым столбиком мы будем работать в старших классах. – Рассмотрите второй столбик. Как согласные на конце корня влияют на выбор о или а? Назовите исключения | Внимательно рассматривают и анализируют схему. Отвечают на вопросы | Используют схему для решения учебно-практических задач. Осуществляют логические операции |
3. Веселый диктант | Читает текст диктанта. Долго росло растение, выращенное ростовщиком из Ростова по имени Ростислав, пока росток не перерос возрастной барьер, пророс выше, пройдя сквозь все растительные преграды, став добычей работников пищевой отрасли. – Проверьте себя, используя схему | Внимательно слушают | Осуществляют контроль и оценку учеб- ных действий |
II. Постановка учебной задачи | – Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним загадочным корнем – | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебную задачу |
III. Работа по теме урока. 1. Объяснение нового материала | – Найдите его в схеме и определите, от чего зависит его написание. Сформулируйте правило, сравните его с правилом в учебнике (на с. 104) | Выполняют задания | Извлекают необходимую информацию из различных источников |
2. Выполнение упражнений 184, 186 | Предлагает выполнить упражнения | Выполняют упражнения 184, 186 | Осуществляют контроль и оценку |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Назовите известные вам корни с чередующейся гласной, выбор которой зависит от суффикса Домашнее задание: выполнить упражнение 185; приду- мать «запоминалку» о корне (по желанию) | Выполняют задание. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения |
|
Ресурсный материал
Правописание корней
От чего зависит написание гласной? | |||||||
от ударения | от согласной | от суффикса | от значения | ||||
Падает ударение? | Есть ст, щ? | Есть суффикс | Имеет значение | ||||
да | нет | да | нет | да | нет | ровный, гладкий | одинаковый, равный |
Пиши: -гар- -клан- | Пиши: -гор- -клон- | Пиши: -раст- -ращ- | Пиши: -рос- | Пиши: -лаг- -кас- -бир- -дир- -блист- -тир- -пир- -мир- -стил- | Пиши: -лож- -кос- -бер- -дер- -блест- -тер- -пер- -мер- -стел- | Пиши: -ровн- | Пиши: -равн- |
-твар- -зор- | -твор- -зар- | ||||||
Исключение: утварь, выгарки, зоревать | Исключение: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, вырост, отрасль | Исключение: ровесник, уровень, равнина, равняйсь, равнение | |||||
становится влажным | опускать в жидкость | ||||||
Пиши: -мок- | Пиши: -мак- |
|
Урок 48. БУКВЫО И А В КОРНЕ – ГАР- – -ГОР- (с. 106–107)