Тема: «Психологические методы выявления и коррекции видов и уровней страха детей младшего школьного возраста»




 

Аннотация: В статье представлена характеристика страха детей, её отличие от тревоги и переживания. А также наиболее достоверная и информативная методика выявления видов и уровней детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», доминирующий страх в определённом дошкольном периоде. В данной теме перечисляются некоторые методы коррекции детских страхов детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: детские страхи, тревожность, методы психологической̆ коррекции, арт-терапия, поведенческая терапия, детско-родительские отношения.

Страх является неотъемлемой частью нашей̆ эмоциональной̆ жизни, также как радость, восхищение, удивление, гнев. Большинство страхов связаны с возрастными особенностями и со временем они перестают быть актуальными для человека. Что касается непосредственно детских страхов, то они являются особенностью возрастного периода и при правильном к ним отношении со временем проходят.

Однако, изучение психологических особенностей страха в младшем школьном возрасте и его специфических проявлений, причин и факторов его обусловливающих, приобретает все большее значение в современном мире. В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс развития вспять.

Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет.

Страх относится исследователями к одной̆ из основных эмоций. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх – базовая эмоция, которая является «врожденным эмоциональным процессом с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определенным мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием».

Страхи у детей подразделяются на три группы: «инстинктивные» (страх смерти родных и себя, врачей, уколов и т. д.), страхи «межличностных отношений» (страх опоздать, не успеть, не совладать с чувствами, осуждения со стороны сверстников и т. д.) и «техногенные» (страх пожара, летать на самолете, взрывов и т.д.).

Наиболее распространенными считаются внушаемые страхи. Их источником являются взрослые люди: родители, бабушки, воспитатели детских садов. Эти люди настойчиво и эмоционально указывают ребенку на наличие опасности. В качестве примера можно привести известные всем фразы: «Не ходи - упадешь», «Не трогай̆ – обожжешься» и т.д. Когда таких страхов становится очень много, то ребенок становится скованным и осторожным.

Страх считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом и свидетельствует о наличии неблагополучия в развитии эмоциональной̆ сферы.

Стоит обратить внимание на то, что помимо возрастных страхов, у детей̆ младшего школьного возраста встречаются невротические страхи. И. Кулинцова отмечает, что невротические страхи являются результатом длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, а также недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной̆ самооценки, психологической̆ защиты, наличия многочисленных страхов.

От переживания страха следует отличать состояние тревоги и тревожности. Понимать различие страха и тревоги необходимо для правильной̆ коррекционной̆ помощи ребенку.

В отличие от страха тревога – это переживание отдалённой̆ и неясной̆ опасности. Если существует реальная объективная опасность, то можно говорить о страхе, а при переживаниях опасения, которое не имеет объективного основания, можно говорить о тревоге.

Для того чтобы выявить уровень страха у ребенка разработаны различные методики.

Наиболее достоверной и информативной считается методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой. Данная методика направлена на выявление видов и уровней страха.

Ребенку предлагается нарисовать два дома - красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). С помощью экспериментатора детям предлагается расселить страхи: в красный дом - «нестрашные», в черный – «страшные страхи».

Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15.

Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.

Вопросы направлены на выяснение конкретных страхов, которые в дальнейшем можно объединить в группы:

- «медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни);

- страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война);

- страхи смерти (своей, родителей);

- страхи животных и сказочных персонажей;

- ночные страхи (кошмарных снов, темноты);

- социально опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества;

- «пространственные» страхи (высоты, воды, замкнутого пространства).

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще не достаточно хорошо рисует или не любит рисовать. Экспериментатор рисует контурно два дома (на двух либо на одном листе): черный и красный.

В своих исследованиях А.И. Захаров в каждом возрасте выделяет страх, который доминирует над другими. В возрасте трех лет мальчикам и девочкам присущи страхи из группы медицинские. В возрасте четырех лет — это ночные страхи и страхи, связанные с причинением физического ущерба. В возрасте пяти лет — это «пространственные» страхи. Страхи животных и сказочных персонажей наблюдаются у детей от трех до пяти лет. В возрасте шести лет дети боятся больше всего социально опосредованных страхов. В возрасте семи лет ребенка пугает страх смерти как своей так и родителей.

А. И. Захаров разработал и методику игровой̆ психотерапии, в том числе эффективную при работе с детскими страхами. Методика является частью целого комплекса различных воздействий̆ на ребенка, включающего и рисуночную методику и семейную психотерапию. Игра рассматривается им и как самостоятельный̆ метод, и как составная часть, сочетающаяся с психотерапией. А.И.Захаров предлагает следующую последовательность приема ребенка: 1) беседа; 2) спонтанная игра; 3) направленная игра; 4) внушение.

Особенностью рисуночного метода является групповое рисование, при этом для каждого занятия подбирается своя определенная тема («В нашей школе», «На улице, во дворе», «Дома», «Семья», «Что мне снится страшное» (или «Чего я боюсь днем»), «Что было со мной̆ самое плохое (или хорошее)», «Кем я хочу стать»). Благодаря подбору таких тем, появляется возможность проследить проблемы, возникающие у ребенка в школе, дома, а также выявить самый̆ сильный̆ страх, что, в свою очередь, будет основной̆ для последующей̆ психотерапевческой работы.

Для преодоления травмирующих ситуаций ребенка рекомендуется использование различных методик рисования:

1. Рисование знакомых ребенку персонажей̆, героев сказок и мультфильмов, которые так же как ребенок, испытывают страх.

2. Рисование-игра, когда сначала изображается объект тревоги, а затем его закрашивают.

3. Изображения образа, страшащего ребенка, гуашью или акварелью на кафеле в ванной̆ комнате.

4. Изображение объекта страха, трансформируя и изменяя его облик.

5. Гармонизация состояния ребенка, переживающего страх, путем использования красок различных цветов и различной̆ насыщенности.

6. Рисование на больших листах бумаги широкой̆ кистью или руками.

М.В. Водинская, М.С. Шапиро утверждают, что благодаря воплощению в рисунке образов, которые связаны со страхом и тревогой̆, у детей̆ появляется возможность увидеть свои собственные страхи со стороны, пережить их еще раз и при этом подробно рассмотреть все его качества. Таким образом ребенок может вычленить различные эмоции внутри своего переживания (страха). Сила переживания может быть снята посредством подробной̆ проработки образа (страха).

В игровую коррекцию страхов по А.И. Захарову можно отнести комплекс подвижных игр (игры с мячом, борьба-соревнование, прохождение препятствий) направленных на развитие быстроты реакции, уменьшение эмоционального торможения и скованности. Ролевые игры по сюжету знакомых сказок, игры-драматизации, где ребёнку предоставляется возможность сыграть роль сказочного персонажа, которого он боится, то есть дать возможность детям побыть в том образе и тем самым отреагировать на чувство страха перед ним.

Согласно точке зрения Л.М. Гусевой, наиболее эффективным методам в психокоррекционной работе с детьми младшего школьного возраста является использование следующих видов групповой̆ терапии:

• Арт-терапия

• Танцевальная терапия

• Телесная терапия

• Сказкотерапия

• Куклотерапия

• Поведенческая терапия и другие.

К неспецифичным, но при этом наиболее эффективным методам работы с детскими страхами, можно отнести коррекцию страхов посредствам гармонизации детско - родительских отношений.

Итак, проблема разработки комплексных программ с применением психологических методов коррекции детских страхов все еще остается актуальной̆. Остаются открытыми вопросы, касающиеся структуры программ, тематического содержания, критериев оценки эффективности, а также учета возрастных особенностей̆

детей̆.

Большинство программ не являются специфичными для коррекции детских страхов, а лишь повышают общий̆ уровень психического здоровья.

Возникает необходимость разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу для работы с детскими страхами, с включением в нее детских видов деятельности, способствующих амплификации и интенсификации развития, полноценному проживанию ребенком возрастного этапа, что, в свою очередь, будет способствовать снижению уровня тревоги и количества страхов за счет повышения эмоциональных ресурсов.

 

Литература:

1. Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. М., 2005.

2. Вроно М.Ш. О различных подходах к изучению нарушений поведения у детей и

подростков// Психиатрия: научно-практический журнал. 2008. No 1 (31).

3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2004.

4. Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей. СПб., 2006.

5. Захаров А.И. Устранения страхов посредством игры. СПб., 2004.

6. Зинквич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. М., 2008.

7. Изард К. Психология эмоций. СПб., 2007.

8. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.

9. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 2000.

10. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. М., 2008.

11. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.

12. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

13. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. М., 2007.

14. Обухова Л.Ф. Психология развития и возрастная психология. М., 2009.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: