1.1 Международные документы по правам женщин
Исторически сложилось так, что женщины остаются в тени, когда речь идет о правах человека. Для большинства групп борцов за права человека моделью «жертвы» обычно является мужчина. При рассмотрении нарушений прав гражданской и политической природы обычно учитывается влияние этих нарушений на мужчин. Какое влияние это оказывает на женщину - этот вопрос склонны или вовсе игнорировать, или рассматривать как нечто «добавочное» и «специфическое». Женщины привлекают к себе сочувствие общества только в том случае, если они терпят мучения и преследования того же рода, что и мужчины.
В нашей стране правоохранительные органы и даже движения за права человека, пока не признают особые способы, при которых женщины лишаются своих прав. Несмотря на перманентное и массовое нарушение прав женщин, в России еще не было ни одного прецедента судебного разбирательства по обвинению в дискриминации в связи с половой принадлежностью. И это при том, что в последнее время положение женщин ухудшилось во всех сферах общественной жизни. Заметно проявилась незащищенность женщин в сфере общественного производства - наряду с «феминизацией безработицы» происходит «феминизация бедности».1 Это усугубляется ростом насилия в обществе, в том числе на работе, на улице, в семье, жертвами чего в первую очередь становятся женщины и дети. Параллельно с этими процессами происходит вытеснение женщин из состава представительных органов всех уровней и из руководящего состава исполнительной власти, т.е. из тех сфер, где формируется и осуществляется политика государства.
В нашей стране представление о решении вопроса женского равноправия, стало одним из самых изощренных и устойчивых социальных мифов, который не подвергается сомнению даже сегодня, когда развенчаны многие ценности прежней жизни. Миф о равноправии и эмансипации женщин оказался настолько живуч, что практически никто не говорит о нарушении прав женщин.2
|
Драматичность ситуации заключается еще и в том, что миф о равноправии постоянно использовался как средство маскировки дискриминации и эксплуатации женщин, что привело к деформации самого понятия эмансипация и равноправия в сознании женщин. Не случайно и сегодня сохраняется отчуждение женщин от правозащитной и политической деятельности, а информация о женщинах и их проблемах весьма ограничена. Большинство людей не видят в низком общественном статусе женщин социальной несправедливости, насилие над женщиной не представляется как нарушение прав человека, и все это в итоге не вызывает протеста в обществе.
Чтобы осознать ситуацию с нарушением прав женщин следует обратится к международным документам по правам женщин и опыту женского движения.
Женщины всего мира выступают со своими идеями, планами, программами, стремясь изменить свое положение. Благодаря их активным действиям приняты международные документы, внесены изменения в национальное законодательство, созданы структуры призванные решать проблемы женщин.
Благодаря международному женскому движению, деятельности женских правозащитных групп в последние десятилетия, женский вопрос стал входить в рамки обсуждения проблемы прав человека. И сейчас среди разнообразных по своему содержанию прав и свобод человека и гражданина важное место принадлежит правам женщин, обладающим в силу причин физиологического и социального характера, весьма существенной спецификой.
|
Безусловно, права женщин следует рассматривать в контексте прав человека, определяя необходимость выделения гендерной специфики.
Как известно, права человека определены и гарантированы в пяти основных правовых документах ООН: во Всеобщей декларации прав человека (1948г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966г.) и в двух Факультативных протоколах к последнему.
Декларация прав человека провозглашает право каждого на жизнь, свободу, личную безопасность, на достойный уровень жизни, необходимый для здоровья, равную оплату за равный труд, на образование, свободу от рабства, равную защиту судебных органов. Она представляет собой манифест, главным образом, морального значения. А пакты - это договоры, имеющие обязательную силу для ратифицировавших их государств.
Взятые все вместе, они составляют документ, известный под названием Международный билль о правах человека, который представляет собой нечто большее, чем свод законов. Это система ценностей, которая предполагает действия для обеспечения уважения достоинства и реального признания ценности каждого человека.
В Международном билле о правах человека закреплена совокупность прав, которыми могут пользоваться все люди, включая женщин. Права человека закреплены системой международных правовых норм, которые определяют отношения личности и государства, взаимоотношения между людьми. То, что права человека, распространяются на женщин, закреплялось прежде такой формулировкой: «каждый человек имеет право и свободу независимо от пола».
|
Равенство прав женщин стало одним из основополагающих принципов ООН. Еще в 1946г. Экономическим и Социальным Советом была учреждена Комиссия по положению женщин. Права женщины - это неотъемлемые права человека, то есть права, которые женщина имеет в силу того, что она человек.
В 1952г. ООН была принята Конвенция о политических правах женщин, в 1957г. - о гражданстве замужней женщины, а в 1979г - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.3
Почему же был необходим отдельный правовой документ о защите прав женщин?
Оказалось, что многие люди не в состоянии правильно воспринимать требование женщиной равенства в контексте прав человека. А умаление человеческого достоинства женщины способствовало её дискриминации и насилию по отношению к ней: изнасилованиям, экономической эксплуатации, ограничению женской свободы на религиозной и культурной почве, нежеланию правительственных органов заниматься проблемами, связанными с насилием в семье и т.п.
Дополнительные средства защиты прав человека женщин были сочтены необходимыми, поскольку тот факт, что они являются частью «человечества», оказался не достаточным для обеспечения женщинам защиты их прав.
В ноябре 1967г. Генеральная Ассамблея приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Комиссия по положению женщин запросила мнения государств-членов относительно формы и содержания возможного международного договора о правах человека женщин. Была создана рабочая группа по разработке такой конвенции. Работе способствовали итоги Всемирной конференции в рамках международного года женщин, которая состоялась в 1975г.
В преамбуле к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин поясняется, что, несмотря на принятие целого ряда договоров, женщины по-прежнему не имеют равных с мужчинами прав. Во всех странах по-прежнему сохраняется дискриминация в отношении женщин.
Упомянутая конвенция, которую часто называют Женской Конвенцией, была принята Генеральной Ассамблеей в 1979г. с целью усиления положений существовавших международных договоров, направленных на прекращение практики дискриминации в отношении женщин. В ней определяются конкретные области дискриминации, например, в сфере политических прав, брака и семьи, а также в сфере занятости. В этих и других областях Конвенция устанавливает конкретные цели и меры, которые надлежит принимать для содействия созданию гармоничного общества, в котором женщины пользуются такими же правами, что и мужчины, и, таким образом, в полной мере осуществляют гарантированные им права человека.
В целях борьбы против дискриминации по признаку пола, Конвенция предписывает государствам-участникам признать важность экономического и социального вклада женщин в благосостояние семьи и в развитие общества в целом. В ней подчеркивается, что дискриминация мешает экономическому росту и повышению благосостояния. В ней также признаётся необходимость изменения сложившихся представлений посредством проведения просветительской работы среди мужчин и женщин в целях признания равенства прав и обязанностей и преодоления предрассудков и обычаев, основанных на стереотипах. Еще одна важная особенность Конвенции заключается в обязательном признании необходимости достижения не только юридического, но и фактического равенства, а также важности принятия временных специальных мер для достижения этой цели.
Следует отметить, что международное право имеет приоритет над национальным законодательством. Это означает, что даже если какое-то из прав не зафиксировано в законе или конституции страны, то можно обращаться в суд на основании международной конвенции ратифицированной государством. А выполнение обязательств по конвенциям и пактам определяется не только по докладам, предоставляемых самим государством, но и по независимым оценкам, в том числе сделанных неправительственными организациями.
В 1981г., после того, как были получены первые 20 ратификационных грамот, Конвенция вступила в силу. Был официально учрежден Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, задача которого заключается в наблюдении за осуществлением положений Конвенции государствами-участниками. Правительства 100 стран подписали «Женскую Конвенцию», в том числе и нашей страны.
Права человека женщины предполагают искоренение практики отношения к женщине как к «низшему существу». Правительства и частные лица должны обращаться с женщиной со всей справедливостью и с полным уважением ее достоинства, не зависимо от ее возраста, национальности, языка на котором она говорит, уровня образования, социально-экономическому положению, семейного статуса, - это непременное условие для того, чтобы все женщины пользовались свободой и равенством во всех сферах жизни.
Женщины должны сознавать, что борьба за равенство, составная часть борьбы за права человека.
Принятие Конвенции знаменовало собой рождение третьего (после политических, гражданских и социально-экономических прав) поколения прав человека. Следует сказать, что формулировки прав человека уточнялись в зависимости от исторического развития и приоритетов.
Сегодня делается специальный акцент на выделение проблем, связанных с обеспечением прав человека именно для женщин и используется выражение «права человека женщины».4
Всемирная конференция по правам человека в Вене в 1993г. приняла Венскую Декларацию и Программу Действий, где одним из современных приоритетов были определены равные положения и права человека женщины, а ликвидация дискриминации по признаку пола была признана первоочередной задачей международного сообщества. Там же было отмечено, что насилие по признаку пола и все формы сексуального домогательства и эксплуатации, включая те из них, которые происходят из культурных предрассудков и незаконной международной торговли женщинами, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и должны быть искоренены.
На Венской конференции по правам человека вопросы о правовом положении женщин впервые были вынесены на обсуждение в качестве самостоятельных пунктов повестки дня и получили отражение в итоговых документах Конференции. Отныне устранены любые сомнения по вопросу о том, что «права человека - женщин и девочек являются неотъемлемой составной и неделимой частью всеобщих прав человека». Принципиальное значение имеет и поставленная в этих документах задача представлять в конкретные органы ООН информацию о положении женщин не только de jure, но и de facto.
IV Всемирная Конференция по положению женщин, которая прошла в Пекине в 1995г., подвела итоги, выполнения Найробийских стратегий по изменению положения женщин. Ее участниками было установлено, что за истекшие после подписания «Женской Конвенции» годы ни на международном уровне, ни на уровне отдельных ратифицировавших ее государств, в том числе и Беларуси, не разработан механизм обеспечения подлинного равноправия женщин и мужчин и не установлен надлежащий контроль за соблюдением соответствующих международно-правовых и национальных норм. Ведь успешная реализация стратегии на национальном уровне требует наличие сильных институтов и адекватных ресурсов.
Однако, подписанная на Конференции Пекинская декларация, подтвердила решительность правительств, стран-членов ООН, в действиях по предупреждению женской бедности, устранению любых форм насилия в отношении женщин и девочек, ликвидации гендерной асимметрии в политической и общественной жизни.
IV Всемирная Конференция явилась конференцией по принятию обязательств и осуществления действий, которые изложены в Пекинской Платформе. Пекинская Платформа действий является рекомендательным документом, адресованным в первую очередь правительствам с целью формирования политики в отношении женщин. А для неправительственных организаций - это один из важнейших инструментов в отстаивании прав женщин. Наша страна подписала Пекинскую декларацию, что означает ответственность правительства России за выявление и решение проблем дискриминации.
В Пекинской Платформе отмечено, что дискриминация в отношении женщин является одним из препятствий на пути достижения целей развития и мира, а также нарушением прав человека и основных свобод женщин.
В целом законодательство России о правах женщин соответствует международным стандартам. Вместе с тем формальное соответствие международным правовым документам далеко не всегда означает надлежащее выполнение нашей страной своих международных обязательств в части защиты и соблюдения прав женщин, как, впрочем, и прав человека вообще.
Документы ООН в отношении женщин, подобно большинству других международно-правовых документов о правах человека, не принадлежат к числу самоисполняемых. Это значит, что их применение предполагает наличие или издание соответствующего конкретизирующего акта национального законодательства. Найти такие законы, особенно применительно к правам женщин, не всегда представляется возможным.5
Однако общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры страны являются составной частью ее правовой системы. Согласно установившимся нормам понятие «правовая система» шире понятия «законодательство». Отсюда следует, что претворение в жизнь положений международно-правовых актов о правах женщин является задачей не только законодательной, но и исполнительной, а также судебной власти.
1.2 Права женщин в контексте прав человека
Вопросам статуса женщин, их юридического и фактического равенства ООН уделяет пристальное внимание. Улучшение положения большей части общества она относит к разряду актуальных проблем современности. Убедительным свидетельством тому служит практическая деятельность ООН в этой важной сфере жизни общества.
В течение многих лет ООН была определяющим фактором в процессе содействия признанию прав женщин как основных прав человека, кодификации этих прав в юридически обязательных международных соглашениях и поощрению более глубокого осознания центральной роли женщин в миростроительстве, а также в социально-экономическом развитии.
Генеральная Ассамблея ООН положила начало усилиям Экономического и Социального Совета, которые привели к проведению в 1948 году в Женеве Конференции Организации Объединенных Наций по свободе информации и к подготовке проектов конвенций по данной проблеме. Другие резолюции Генеральной Ассамблеи касались, к примеру, вопроса о равенстве между мужчинами и женщинами, особенно в области политических прав, защиты прав профессиональных союзов и запрещения принудительного труда. Последние два вопроса, относящиеся к компетенции Международной организации труда (МОТ), рассматривались Генеральной Ассамблеей по просьбе этого специализированного учреждения и в сотрудничестве с ним.
С 1946 по 1948 год Экономический и Социальный Совет принял ряд важнейших решений по организационным вопросам. В 1946 году, в соответствии со статьей 68 Устава, он учредил Комиссию по правам человека, первоочередной задачей которой стала выработка международного билля о правах. В том же году вопросы, касающиеся положения и прав женщин, были переданы из компетенции подкомиссии экспертов в ведение межправительственной Комиссии, подотчетной непосредственно Совету.6
Решениями, принятыми на первой и второй сессиях Экономического и Социального Совета в 1946 году, Комиссия уполномочена представлять Совету предложения, рекомендации и доклады, в том числе и о предупреждении дискриминации по признаку расы, пола, языка или религии.
Первоначально, в феврале 1946 года, Экономический и Социальный Совет постановил учредить этот орган как одну из подкомиссий Комиссии по правам человека в составе экспертов, действующих в своем личном качестве. Однако на своей второй сессии, в июне 1946 года, Совет придал этому органу статус межправительственной комиссии, представляющей доклады непосредственно Совету. Важную роль в повышении статуса Комиссии сыграли предложения заинтересованных неправительственных организаций, однако большинство их полагало, что Комиссия должна сохранить свой неправительственный характер.
Резолюция 11(II) Экономического и Социального Совета предусматривает, что функцией Комиссии является «подготовка рекомендаций и докладов Экономическому и Социальному Совету о защите прав женщин в политической, экономической, социальной и просветительной областях»; она также «дает рекомендации Совету по срочным проблемам». Согласно рекомендации, вынесенной Комиссией по положению женщин на ее первой сессии (1947 год), Экономический и Социальный Совет расширил мандат Комиссии, включив в него поощрение гражданских прав женщин. Совет прямо заявил, что рекомендации по «срочным» проблемам, относящимся к правам женщин, должны быть направлены на проведение в жизнь принципа равенства между мужчинами и женщинами и что Комиссия должна предложить способы выполнения таких рекомендаций.
Членами Комиссии являются правительственные эксперты, избираемые Советом. Число ее членов возросло с 15 до 45; они избираются согласно критериям географического представительства, аналогичным тем, которые регулируют избрание членов Совета и Комиссии по правам человека.
Было предусмотрено, что Комиссия должна собираться на очередную сессию один раз в год. С 1971 по 1989 год такие сессии проводились каждые два года. С 1989 года Комиссия вновь собирается ежегодно; этот порядок сохранялся до 2000 года.
С самого начала наблюдатели от неправительственных организаций, имеющих консультативный статус, играли как минимум столь же активную роль в работе этого органа, что и в деятельности Комиссии по правам человека.
На своих первых заседаниях в 1948 и 1949 годах Комиссия начала разрабатывать программу своей работы, особенно по вопросам гражданства замужней женщины (эту тему Комиссия изучала с начала 1948 года), политических прав женщин и согласия на вступление в брак.7
Что касается индивидуальных сообщений, то конфиденциальная процедура, предложенная Комиссией по положению женщин и принятая Экономическим и Социальным Советом 5 августа 1947 года, была весьма сходна с применяемой в Комиссии по правам человека. Однако в отличие от Комиссии по правам человека Комиссия по положению женщин не заявляла, что она «не имеет полномочий в данной области».
В 1949 году Организация Объединенных Наций, занявшись вопросом о рабстве и сходной с ним практике, приняла Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, в которой были развиты и подкреплены предыдущие документы, принятые в XIX веке и во времена Лиги Наций. Протоколом от 23 октября 1953 года были внесены поправки в Конвенцию 1926 года о рабстве, приспосабливающие ее к мандатам учреждений Организации Объединенных Наций. Кроме того, в 1956 году был принят документ с расширенной сферой действия и с более ограничительными определениями - Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Эта Конвенция содержит положения об ее осуществлении на международном уровне, предусматривающие предоставление государствами информации об осуществлении Конвенции Генеральному секретарю (статья 8).
Комиссия по положению женщин подготовила, а Генеральная Ассамблея утвердила важные международные нормы, касающиеся прав женщин: Конвенцию о политических правах женщин от 20 декабря 1952 года, Конвенцию о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 года и Конвенцию о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков от 7 ноября 1962 года.
Договор, упомянутый выше последним, предусматривает установление минимального брачного возраста, но сам этот возраст в нем не указывается. Последующая рекомендация от 1 ноября 1965 года в принципе устанавливает минимальный брачный возраст в 15 лет.
Шесть из семи основных международных документов по правам человека, подготовленных Организацией Объединенных Наций, предусматривают создание механизмов для контроля и последующих действий. Это:
1. Международный пакт о гражданских и политических правах;
2. Международная конвенция и ликвидации всех форм расовой дискриминации;
3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
4. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;
5. Конвенция о правах ребенка;
6. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Хотя для седьмого такого документа - Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах - имеется механизм контроля, аналогичный предусмотренным другими конвенциями. Последний был учрежден резолюцией Экономического и Социального Совета, а не в соответствии с самим Пактом. Обязанности по контролю и последующим действиям в отношении осуществления вышеупомянутых прав человека возлагаются на комитеты независимых экспертов, избираемых государствами - участниками каждого документа, а в случае с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах - членами Экономического и Социального Совета. Каждый из этих комитетов именуется в соответствии с названием документа, соблюдение которого он контролирует, за исключением Комитета по правам человека, утвержденного согласно Международному пакту о гражданских и политических правах. Среди многочисленных процедур контроля за соблюдением прав человека, которые применяются под эгидой Организации Объединенных Наций, единственная процедура, общая для всех упомянутых документов - это представление докладов: государства, являющиеся участниками пяти документов: двух пактов, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка и Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей - должны представлять информацию о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в этих документах, и любых факторах и затруднениях, влияющих на их усилия по обеспечению полного осуществления этих прав. Только Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видах обращения и наказания и Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации требуют, чтобы государства докладывали лишь о принятых мерах по реализации ими трудностей, препятствующих полному и немедленному осуществлению этих прав. В дополнение к общим требованиям в отношении представления докладов, содержащимся в каждом документе, каждый договорный орган разработал руководящие принципы представления докладов и методы работы. Они приспособлены к соответствующим типам прав или групп населения и призваны дать как можно более четкие указания представителям правительств, которые готовят эти доклады или представляют их комитету.
Проведение в 1975 году Международного года женщины, а затем в 1976 - 1985гг. - Десятилетия женщины подвигло ООН к принятию специального акта международно-правового регулирования прав женщин - в декабре 1979 г. Генеральная Ассамблея одобрила Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 1 марта 1980 г. Конвенция была готова для подписания, а в сентябре 1981 г. вступила в силу.
Наша страна была в числе инициаторов и разработчиков Конвенции и одной из первых подписала ее. В декабре 1980 г. она была ратифицирована Верховным Советом СССР. К настоящему времени к Конвенции присоединились 133 государства (всего в ООН 185 государств-членов) и по числу участников это одна из самых многочисленных Конвенций. Такое широкое признание свидетельствует о высоком значении, придаваемом мировым сообществом повышению роли женщин в современном мире. Важная особенность Конвенции - ее универсальность. В ст. 23 содержится указание, что ничто в ней не затрагивает каких- либо положений национального законодательства участниц, более способствующих достижению равенства полов. В свою очередь приоритет народного документа позволяет обеспечить более высокий уровень защиты прав женщин в случае, если национальное законодательство не имеет тех или иных установлений, содержащихся в Конвенции. В странах-участницах ссылка на нормы Конвенции может служить основанием судебного разбирательства в случае нарушения прав женщин. Конвенция является ориентиром, надежным инструментом для анализа действий по улучшению положения женщин в той или иной стране в соответствии с международно-признанными документами. Она задает тот уровень правового статуса женщин, который соответствует современным международным требованиям в области прав человека.8
Для Конвенции характерен всесторонний подход и охват широкого спектра проблем, правовых, социальных, культурных, экономических, политических, моральных, характеристик положения женщин, их места и роли в обществе. Она предусматривает также принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на скорейшее установление равенства женщин, обеспечение равных возможностей и равного обращения, исходит из необходимости изменения моделей поведения мужчин и женщин, стереотипного патриархального отношения к их социальным ролям; повышения ответственности родителей за воспитание детей; создания возможностей для широкого включения в политическую жизнь, дипломатическую работу, международную деятельность. Особо важна роль средств массовой информации в формировании уважительного отношения к женщине.