Тема 8. Роль семьи в развитии ребенка
Родители пользуются множеством приемов воспитания, в зависимости от ситуации, от самого ребенка, от его поведения в данный момент и от культуры, к которой они принадлежат. Оптимально, если родители ограничивают автономию ребенка и постепенно,, но упорно внушают ему определенные ценности и вырабатывают "внутренние тормоза", стремясь при этом не подорвать детское любопытство, инициативу и чувство уверенности в себе. Чтобы овладеть этим искусством, родители должны сбалансировать степень контроля и душевной теплоты.
Родительский контроль имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций. Родители с выраженными запретительными тенденциями ограничивают право ребенка следовать собственным побуждениям, активно добиваются от детей подчинения правилам и следят за тем, чтобы они полностью выполняли свои обязанности. В противоположность этому, родители, для которых запретительные тенденции не характерны, меньше контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и налагают меньше ограничений на их поведение и выражение ими эмоций.
Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение. Душевная теплота родителей находит свое выражение в том, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать своих детей, наказывать их и проявлять свое недовольство. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь и одобрение.
Родительский контроль и теплота влияют на проявление детьми агрессии и просоциального поведения, формирование Я-концепции, интернализацию нравственных ценностей и развитие социальных навыков.
Многие исследователи в области детского развития находят полезным описание стилей родительского поведения, принадлежащее Диане Бомринд, которая выделила три различных типа родительского контроля: авторитетный, авторитарный и либеральный.
Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители и налагают определенные ограничения на поведение детей, они объясняют им смысл и причины этих ограничений. Их решения и действия не кажутся произвольными или несправедливыми, и потому дети легко соглашаются с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно. Например, если девочка хочет дольше обычного задержаться в гостях, авторитетные родители, скорее всего, поинтересуются причинами такой просьбы и сопутствующими обстоятельствами (например, у кого из своих друзей она задержится и будут ли их родители дома), а также тем, не помешает ли это выполнению ее обязанностей (таких, как уроки и дела по дому). Если ее ответы удовлетворят родителей, они, скорее всего, позволят ей остаться у друзей подольше. Итак, это образ действий родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Дети таких родителей превосходно адаптированы,: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
Авторитарные родители контролируют поведение своих детей и заставляют их жестоко придерживаться установленных ими правил поведения. Они обычно сдержаны в отношениях с детьми, хотя бывают и исключения. В ситуации, аналогичной описанной в ситуации авторитетных родителей, авторитарные родители, скорее всего, отклонят просьбу дочери со словами: "Порядок есть порядок". Если же ребенок продолжает настаивать или начинает плакать, родители могут рассердиться и прибегнуть к наказанию - возможно, даже физическому. Авторитарные родители отдают команды и ожидают, что они будут выполнены, избегая долгих споров с детьми. Они ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне и они бессильны изменить их. Все попытки ребенка обрести независимость от таких родителей могут оказаться для него крайне фрустрирующими. Итак, это образ действия родителей, отличающийся подчинением собственного поведения жестким правилам и навязыванием этих правил своим детям, а также исключением детей из процесса принятия решений в семье. Дети таких родителей, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Либеральные родители являют собой полную противоположность авторитарным: они почти или совсем ограничивают поведение детей. И вопрос, можно ли задержаться ребенку в гостях дольше обычного, скорее всего, вообще не станет для них предметом обсуждения, так как в такой семье нет установленного времени возвращения домой, нет определенного времени для отхода ко сну и от ребенка не требуют, чтобы он информировал о своем местонахождении. Вместо того, чтобы спросить у своих родителей разрешения задержаться подольше, девочка могла просто сообщить родителям о своих планах или объяснить им все по возвращении домой. При таком избытке свободы она практически лишена родительского руководства. Даже если поступки детей сердят их и выводят из равновесия, либеральные родители стараются подавить свои чувства. По мнению Бомринд, многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией "безусловной любви", что перестают выполнять свои родительские функции, в частности устанавливать необходимые запреты доя своих детей. Итак, это образ действия родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними; дети либеральных родителей могут испытывать трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы и отложить удовольствие ради дела. Дети таких родителей, как правило, склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Индифферентные родители. По Бомринд, либеральные родители относятся к детям с сердечностью и душевной теплотой, принимают их такими, какие они есть. Маккоби и Мартин выделили четвертый, индифферентный, стиль родительского поведения, отличающийся низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Такие родители не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо в результате того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Итак, это образ поведения родителей, характеризующийся отсутствием интереса к выполнению родительских функций или к собственным детям; индифферентные родители практически не контролируют детей и не проявляют в отношении с ними теплоты и сердечности. В том случае, если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению.
Следует еще упомянуть о традиционном стиле общения. В полных семьях родители иногда придерживаются различных стилей поведения. Например, при так называемом традиционном стиле, родители исполняют отчасти устарелые роли, закрепленные давней традицией за мужчиной и женщиной. Отец может быть довольно авторитарным, а мать - заботливой и разрешающей. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого. В любом случае, если брак удовлетворяет обоих супругов и они поддерживают друг друга, оба родителя добиваются большого успеха в рамках своих семейных ролей.
Как было продемонстрировано Бомринд и последующими исследователями, стили родительского поведения воздействуют на личность растущего ребенка. Бомринд обнаружила, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, могут чрезвычайно остро реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и агрессивными. Девочки же чаще остаются пассивными и зависимыми.