Стили родительского поведения и их влияние на развитие ребенка




Тема 8. Роль семьи в развитии ребенка

Родители пользуются множеством приемов воспитания, в зависимости от ситуации, от самого ребенка, от его поведения в данный момент и от культу­ры, к которой они принадлежат. Оптимально, если родители ограничивают ав­тономию ребенка и постепенно,, но упорно внушают ему определенные ценно­сти и вырабатывают "внутренние тормоза", стремясь при этом не подорвать детское любопытство, инициативу и чувство уверенности в себе. Чтобы овла­деть этим искусством, родители должны сбалансировать степень контроля и душевной теплоты.

Родительский контроль имеет отношение к степени выраженности у ро­дителей запретительных тенденций. Родители с выраженными запретительны­ми тенденциями ограничивают право ребенка следовать собственным побуж­дениям, активно добиваются от детей подчинения правилам и следят за тем, чтобы они полностью выполняли свои обязанности. В противоположность это­му, родители, для которых запретительные тенденции не характерны, меньше контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и налагают мень­ше ограничений на их поведение и выражение ими эмоций.

Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители прояв­ляют любовь и одобрение. Душевная теплота родителей находит свое выраже­ние в том, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать своих детей, наказывать их и прояв­лять свое недовольство. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь и одобрение.

Родительский контроль и теплота влияют на проявление детьми агрес­сии и просоциального поведения, формирование Я-концепции, интернализацию нравственных ценностей и развитие социальных навыков.

Многие исследователи в области детского развития находят полезным описание стилей родительского поведения, принадлежащее Диане Бомринд, ко­торая выделила три различных типа родительского контроля: авторитетный, ав­торитарный и либеральный.

Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теп­лотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители и налагают определенные ограничения на поведение детей, они объясняют им смысл и причины этих ограничений. Их решения и действия не ка­жутся произвольными или несправедливыми, и потому дети легко соглашаются с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно. Например, если девочка хочет дольше обычного задержаться в гостях, авторитетные родители, скорее всего, поинте­ресуются причинами такой просьбы и сопутствующими обстоятельствами (на­пример, у кого из своих друзей она задержится и будут ли их родители дома), а также тем, не помешает ли это выполнению ее обязанностей (таких, как уроки и дела по дому). Если ее ответы удовлетворят родителей, они, скорее всего, по­зволят ей остаться у друзей подольше. Итак, это образ действий родителей, от­личающийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением обще­ния и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Дети таких родителей превосходно адаптированы,: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарные родители контролируют поведение своих детей и за­ставляют их жестоко придерживаться установленных ими правил поведения. Они обычно сдержаны в отношениях с детьми, хотя бывают и исключения. В ситуации, аналогичной описанной в ситуации авторитетных родителей, автори­тарные родители, скорее всего, отклонят просьбу дочери со словами: "Порядок есть порядок". Если же ребенок продолжает настаивать или начинает плакать, родители могут рассердиться и прибегнуть к наказанию - возможно, даже фи­зическому. Авторитарные родители отдают команды и ожидают, что они будут выполнены, избегая долгих споров с детьми. Они ведут себя так, словно уста­новленные ими правила высечены на камне и они бессильны изменить их. Все попытки ребенка обрести независимость от таких родителей могут оказаться для него крайне фрустрирующими. Итак, это образ действия родителей, отли­чающийся подчинением собственного поведения жестким правилам и навязы­ванием этих правил своим детям, а также исключением детей из процесса при­нятия решений в семье. Дети таких родителей, как правило, замкнуты, боязли­вы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского воз­раста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральные родители являют собой полную противоположность авто­ритарным: они почти или совсем ограничивают поведение детей. И вопрос, можно ли задержаться ребенку в гостях дольше обычного, скорее всего, вообще не станет для них предметом обсуждения, так как в такой семье нет установ­ленного времени возвращения домой, нет определенного времени для отхода ко сну и от ребенка не требуют, чтобы он информировал о своем местонахожде­нии. Вместо того, чтобы спросить у своих родителей разрешения задержаться подольше, девочка могла просто сообщить родителям о своих планах или объ­яснить им все по возвращении домой. При таком избытке свободы она практи­чески лишена родительского руководства. Даже если поступки детей сердят их и выводят из равновесия, либеральные родители стараются подавить свои чув­ства. По мнению Бомринд, многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией "безусловной любви", что перестают выполнять свои родитель­ские функции, в частности устанавливать необходимые запреты доя своих де­тей. Итак, это образ действия родителей, отличающийся почти полным отсут­ствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними; дети либеральных родителей могут испытывать трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы и отложить удовольствие ради дела. Дети таких родите­лей, как правило, склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентные родители. По Бомринд, либеральные родители отно­сятся к детям с сердечностью и душевной теплотой, принимают их такими, ка­кие они есть. Маккоби и Мартин выделили четвертый, индифферентный, стиль родительского поведения, отличающийся низким контролем за поведением де­тей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Такие родите­ли не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо в результате того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Итак, это образ по­ведения родителей, характеризующийся отсутствием интереса к выполнению родительских функций или к собственным детям; индифферентные родители практически не контролируют детей и не проявляют в отношении с ними теп­лоты и сердечности. В том случае, если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению.

Следует еще упомянуть о традиционном стиле общения. В полных семь­ях родители иногда придерживаются различных стилей поведения. Например, при так называемом традиционном стиле, родители исполняют отчасти устаре­лые роли, закрепленные давней традицией за мужчиной и женщиной. Отец мо­жет быть довольно авторитарным, а мать - заботливой и разрешающей. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого. В любом слу­чае, если брак удовлетворяет обоих супругов и они поддерживают друг друга, оба родителя добиваются большого успеха в рамках своих семейных ролей.

Как было продемонстрировано Бомринд и последующими исследовате­лями, стили родительского поведения воздействуют на личность растущего ре­бенка. Бомринд обнаружила, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, могут чрезвычайно остро реагировать на запре­щающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непо­слушными и агрессивными. Девочки же чаще остаются пассивными и зависи­мыми.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: