Министерство образования Республики Беларусь
Учебно-методическое объединение вузов РБ по естественнонаучному образованию
Учебно-методическое объединение вузов РБ по экологическому образованию
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Министра образования
Республики Беларусь
________________ А.И. Жук
25.05. 2009 г.
Регистрационный № ТД- G. 199 /тип.
Геоботаника
Типовая учебная программа
для высших учебных заведений по специальностям:
1-31 01 01 Биология;
1-33 01 01 Биоэкология
СОГЛАСОВАНО Председатель УМО вузов по естественнонаучному образованию _____________ В.В. Самохвал 2008 г. Председатель УМО вузов РБ по экологическому образованию _____________ С.П. Кундас 2008 г. | СОГЛАСОВАНО Начальник Управления высшего и среднего специального образования ________________ Ю.И. Миксюк 2008 г. Первый проректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» ________________ И.В. Казакова 2008 г. Эксперт-нормоконтролер ________________ С.М. Артемьева 2008 г. |
Минск 2009
Составители:
Валерий Николаевич Тихомиров, доцент кафедры ботаники Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент;
Николай Алексеевич Лемеза, доцент кафедры ботаники Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент.
Рецензенты:
Кафедра ботаники и основ сельского хозяйства Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка»;
Виктор Иванович Парфенов – заведующий отделом флоры и гербария
Государственного научного учреждения «Институт экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича» Национальной академии наук Беларуси, доктор биологических наук, профессор, академик НАН Беларуси.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой ботаники Белорусского государственного университета
(протокол № 5 от 28 октября 2008 г.);
Научно-методическим советом Белорусского государственного университета
(протокол № от 2008 г.);
Научно-методическим советом по специальности 1-31 01 01 Биология
Учебно-методического объединения вузов РБ по естественнонаучному образованию (протокол № от 2008 г.);
Научно-методическим советом по специальностям 1-33 01 01 Биоэкология и
1-33 01 02 Геоэкология Учебно-методического объединения вузов РБ по экологическому образованию (протокол № от 2008 г.).
Ответственный за выпуск: Тихомиров Валерий Николаевич.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Геоботаника как наука о растительном покрове знакомит студентов с особенностями взаимоотношений между растениями в различных биогеоценозах (экосистемах), составом, структурой, динамикой, классификацией и ординацией растительных сообществ, или фитоценозов.
Одной из основных задач курса является формирование у студентов эколого-биологического мышления, восприятия растительного покрова как системы, свойства которой определяются тесными взаимодействиями растений с другими живыми организмами (бактериями, грибами, животными) и важнейшими абиотическими факторами: климатическими, эдафическими и орографическими. Знание механизмов адаптации растений к условиям среды и закономерностей формирования, функционирования и классификации растительных сообществ является необходимой предпосылкой рационального использования и охраны растительных ресурсов Беларуси, успешной практики выращивания растений.
В результате изучения дисциплины обучаемый должен:
знать:
· признаки и свойства фитоценозов,
· общие механизмы формирования состава и структуры фитоценозов;
· общие закономерности динамики фитоценозов во времени и пространстве;
· влияние важнейших экологических факторов на морфогенез, распределение растений и формирование растительных сообществ
· принципы классификации и ординации фитоценозов.
уметь:
· использовать знания основных закономерностей формирования и функционирования растительных сообществ в хозяйственной и природоохранной деятельности;
· использовать методы теоретического и экспериментального исследования в геоботанике.
Для организации самостоятельной работы студентов по курсу следует использовать современные информационные технологии: разместить в сетевом доступе комплекс учебных и учебно-методических материалов (программа, методические указания к лабораторным занятиям, список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов, задания в тестовой форме для самоконтроля и др.).
Общее количество часов, отводимых на изучение учебной дисциплины, составляет 32 часа. Аудиторных часов – 18: 18 – лекционных занятий.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ разделов и тем | Наименование разделов и тем | Аудиторные часы | ||
Всего | Лекции | Лабораторные занятия | ||
1. | Введение | 2 | 2 | - |
2. | Влияние важнейших экологических факторов на морфогенез, распределение растений и формирование фитоценозов | 4 | 4 | - |
3. | Состав фитоценозов | 2 | 2 | - |
4. | Структура фитоценозов | 4 | 4 | - |
5. | Динамика фитоценозов | 4 | 4 | - |
6. | Принципы классификации и ординации фитоценозов | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 18 | 18 | - |
ВВЕДЕНИЕ
Предмет, задачи и методы геоботаники как науки. Место геоботаники в системе биологических дисциплин. Основные этапы развития геоботаники. Отечественные (И. Д. Юркевич, В. С. Гельтман, Д. С. Голод и др.) и зарубежные (И. К. Пачоский, В. Н. Сукачев, Л. Г. Раменский, В. В. Алехин, А. А. Уранов, Т. А. Работнов, Ф. Э. Клементс, Х. Гамс, Ж. Браун-Бланке, Р. Уиттекер) ученые, их роль в развитии геоботаники как науки. Основные геоботанические школы, их принципиальные подходы к изучению и классификации растительных сообществ.
Непрерывность и относительная дискретность – основные свойства растительного покрова. Современные представления о фитоценозе. Признаки и свойства фитоценоза. Фитоценоз как центральный компонент биогеоценоза. Различие между понятиями "флора" и "растительность". Растительный покров как система. Основные черты растительности Беларуси. Природно-исторические условия формирования современного растительного покрова Беларуси. Роль исторических факторов в формировании ареалов растений и образовании флор. Реликтовые виды растений и реликтовые фитоценозы. Охраняемые природные территории.