Типовая учебная программа




Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение вузов РБ по естественнонаучному образованию

Учебно-методическое объединение вузов РБ по экологическому образованию

 

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________ А.И. Жук

 

25.05. 2009 г.

 

Регистрационный № ТД- G. 199 /тип.

Геоботаника

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальностям:

1-31 01 01 Биология;

1-33 01 01 Биоэкология

 

 

СОГЛАСОВАНО   Председатель УМО вузов по естественнонаучному образованию _____________ В.В. Самохвал 2008 г.   Председатель УМО вузов РБ по экологическому образованию _____________ С.П. Кундас 2008 г.   СОГЛАСОВАНО Начальник Управления высшего и среднего специального образования ________________ Ю.И. Миксюк   2008 г.   Первый проректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» ________________ И.В. Казакова   2008 г.     Эксперт-нормоконтролер ________________ С.М. Артемьева   2008 г.        

Минск 2009


 

Составители:

Валерий Николаевич Тихомиров, доцент кафедры ботаники Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент;

 

Николай Алексеевич Лемеза, доцент кафедры ботаники Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент.

 

 

Рецензенты:

Кафедра ботаники и основ сельского хозяйства Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка»;

 

Виктор Иванович Парфенов – заведующий отделом флоры и гербария

Государственного научного учреждения «Институт экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича» Национальной академии наук Беларуси, доктор биологических наук, профессор, академик НАН Беларуси.

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой ботаники Белорусского государственного университета

(протокол № 5 от 28 октября 2008 г.);

 

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № от 2008 г.);

 

Научно-методическим советом по специальности 1-31 01 01 Биология

Учебно-методического объединения вузов РБ по естественнонаучному образованию (протокол № от 2008 г.);

 

Научно-методическим советом по специальностям 1-33 01 01 Биоэкология и
1-33 01 02 Геоэкология Учебно-методического объединения вузов РБ по экологическому образованию (протокол № от 2008 г.).

 

 

Ответственный за выпуск: Тихомиров Валерий Николаевич.

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Геоботаника как наука о растительном покрове знакомит студентов с особенностями взаимоотношений между растениями в различных биогеоценозах (экосистемах), составом, структурой, динамикой, классификацией и ординацией растительных сообществ, или фитоценозов.

Одной из основных задач курса является формирование у студентов эколого-биологического мышления, восприятия растительного покрова как системы, свойства которой определяются тесными взаимодействиями растений с другими живыми организмами (бактериями, грибами, животными) и важнейшими абиотическими факторами: климатическими, эдафическими и орографическими. Знание механизмов адаптации растений к условиям среды и закономерностей формирования, функционирования и классификации растительных сообществ является необходимой предпосылкой рационального использования и охраны растительных ресурсов Беларуси, успешной практики выращивания растений.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

· признаки и свойства фитоценозов,

· общие механизмы формирования состава и структуры фитоценозов;

· общие закономерности динамики фитоценозов во времени и пространстве;

· влияние важнейших экологических факторов на морфогенез, распределение растений и формирование растительных сообществ

· принципы классификации и ординации фитоценозов.

уметь:

· использовать знания основных закономерностей формирования и функционирования растительных сообществ в хозяйственной и природоохранной деятельности;

· использовать методы теоретического и экспериментального исследования в геоботанике.

Для организации самостоятельной работы студентов по курсу следует использовать современные информационные технологии: разместить в сетевом доступе комплекс учебных и учебно-методических материалов (программа, методические указания к лабораторным занятиям, список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов, задания в тестовой форме для самоконтроля и др.).

Общее количество часов, отводимых на изучение учебной дисциплины, составляет 32 часа. Аудиторных часов – 18: 18 – лекционных занятий.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

разделов и тем Наименование разделов и тем Аудиторные часы
Всего Лекции Лабораторные занятия
1. Введение 2 2 -
2. Влияние важнейших экологических факторов на морфогенез, распределение растений и формирование фитоценозов 4 4 -
3. Состав фитоценозов 2 2 -
4. Структура фитоценозов 4 4 -
5. Динамика фитоценозов 4 4 -
6. Принципы классификации и ординации фитоценозов 2 2 -
ИТОГО: 18 18 -

ВВЕДЕНИЕ

 

Предмет, задачи и методы геоботаники как науки. Место геоботаники в системе биологических дисциплин. Основные этапы развития геоботаники. Отечественные (И. Д. Юркевич, В. С. Гельтман, Д. С. Голод и др.) и зарубежные (И. К. Пачоский, В. Н. Сукачев, Л. Г. Раменский, В. В. Алехин, А. А. Уранов, Т. А. Работнов, Ф. Э. Клементс, Х. Гамс, Ж. Браун-Бланке, Р. Уиттекер) ученые, их роль в развитии геоботаники как науки. Основные геоботанические школы, их принципиальные подходы к изучению и классификации растительных сообществ.

Непрерывность и относительная дискретность – основные свойства растительного покрова. Современные представления о фитоценозе. Признаки и свойства фитоценоза. Фитоценоз как центральный компонент биогеоценоза. Различие между понятиями "флора" и "растительность". Растительный покров как система. Основные черты растительности Беларуси. Природно-исторические условия формирования современного растительного покрова Беларуси. Роль исторических факторов в формировании ареалов растений и образовании флор. Реликтовые виды растений и реликтовые фитоценозы. Охраняемые природные территории.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: