Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская




Что утверждают и что отрицают Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов?

«Отцы и дети» - яркий образец социально-психологического романа, в котором общественные коллизии сочетаются с любовной интригой. Роман Тургенева был воспринят современниками, как остро злободневный. В нём ставится множество проблем важных как для того времени, так и для сегодняшнего дня. Первая проблема – проблема взаимоотношений между двумя поколениями – заявлена уже самим названием романа. Но противостояние двух персонажей – Базарова и Павла Петровича Кирсанова – это не только противостояние двух мировоззрений, двух разных философских концепций.

Тургенев хорошо использует приёмы создания портрета на примере Базарова и Кирсанова. Образ Базарова был подсказан писателю самой жизнью. Он стремился воплотить в нём типичные черты передовой интеллигенции 60-х годов, запечатлеть особенности мировоззрения этих честных и мужественных людей. Базаров – нигилист, главное оружие в его руках – это естественнонаучные знания.

Главным противником Базарова в романе выступает Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович – отставной военный, аристократ до мозга костей. Тургенев иронически подчёркивает разницу поколений даже на языковом уровне: одно и то же слово персонажи произносят по-разному: Базаров – «принцыпы», а Павел Петрович – «принсипы». В их спорах ставится ряд важных проблем, причём Павел Петрович представляет идеализм, а Базаров – материализм. Но материализм Базарова слишком вульгарен. Этот человек не признаёт ничего, кроме практической пользы. Если Павел Петрович считает, что личность должна самосовершенствоваться ради самосовершенствования и всегда сохранять внутреннюю культуру; то для Базарова существует только вопрос практической пользы. Это сказывается и на их внешности – Павел Петрович Кирсанов всегда чист и аккуратен, а Базаров – неряшлив. Так же упрощённо Базаров воспринимает красоту природы и искусство. «Природа – не храм, а мастерская», а «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», - говорит он. Базаров отрицает всё, что выходит за рамки разума, всё, что относится к душевной жизни, но его собственная душа восстаёт за него, и он влюбляется.

Ирония Тургенева особенно проявляется, когда персонажи спорят об отношении к русскому народу. Базаров утверждает, что народ невежественен и его надо просвещать. Павел Петрович на это возражает, что Базаров, дескать, презирает народ. А сами мужики, что Базарова, что Кирсанова воспринимают, как бар, которые ничего не понимают. В дискуссиях каждый из них твёрдо держится своих убеждений, презирает другого. Главное во взглядах Базарова, в спорах – пафос разрушения и отрицания. Но нельзя утверждать, что Базаров всегда совершенно искренен. Павел Петрович часто сам провоцирует собеседника. Ненависть к Кирсанову и «кирсановым» так увлекает Базарова, что он начинает отрицать «назло». Это отрицание всего, что выходит за рамки пяти чувств, отвержение искусства, любви и красоты. Но даже если порядок вещей плох, разрушить его – ещё не значит сотворить благо. Люди, заражённые «базаровщиной», не умеют созидать, они только отрицают и разрушают.

Отрицать всё – нельзя – в этом главная мысль И.С.Тургенева. Он сочувствует своему герою и описывает его с явной симпатией, но всем романом доказывает, что отрицать всё невозможно, что это приводит к гибели. Анализируя расстановку сил в «Отцах и детях», Тургенев пришёл к выводу, что роман «направлен против дворянства, как передового класса…», что суровый и непреклонный Базаров, «демократ до конца костей», всё же подавляет все остальные лица романа.

 

Обломов и Обломовка

Обломов — не просто герой, а герой-тип, имя которого стало нарицательным. Добролюбов писал, что слово «обломовщина» «служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни»; «мы находим в нем... знамение времени».

О том, как формируется такой тип, лучше всего говорит «сон Обломова». Обломовка — это та Россия, которая воспитывает Обломовых — в праздности, в оторванности от настоящей жизни («Нянька или предание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости»). Даже с чисто экономической точки зрения эта оторванность очевидна: Обломовка — замкнутый феодальный мир натурального хозяйства. Вместе с тем в восприятии самого автора, несомненно, сквозит оттенок ностальгии по этой уходящей России. Это мир, в котором воспитываются люди с чистой, детской душой, подобные Илье Ильичу; но другая сторона этого феномена — человек до конца дней остается беспомощным ребенком, как тот же Обломов.

Образ Обломовки создан с помощью множества деталей: это и троекратное потчевание, заставляющее вспомнить басню Крылова «Демьянова уха», и рассуждения о том, как придут последние времена (вспомним Феклушу из драмы Островского «Гроза»), и ужас перед всем, что приходит извне этого мирка (боязнь распечатать письмо). Время в Обломовке циклично, противно идее прогресса. Автор упоминает имена Скотининых и Простаковых, замечая, что времена их давно прошли, однако его герой выглядит прямым наследником этих персонажей: попытка поступить на службу приводит к разочарованию: начальник оказывается не похож на «отца; своих подчиненных», который бы заботился «не только об их нуждах, но и об удовольствиях». Он до конца жизни остается недорослем, не в состоянии избавиться от барских привычек: как и в младенчестве, слуга надевает на него чулки. Если говорить о нем как о социальном типе, то это барин до мозга костей. Они с Захаром не могут жить друг без друга: обоих породила одна и та же система, оба пропитаны «обломовщиной».

Герой не способен чем бы то ни было заняться в жизни, поскольку обо всем имеет весьма отдаленные представления и не желает по-настоящему никакой деятельности. Книга «Путешествие в Африку» много лет открыта на одной и той же странице. Обломов не способен ни на активно доброе, ни на злое дело, сохраняя душевную невинность и созерцательность. А. В. Дружинин отмечает, что «чистота и простота ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке... часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих».

Проекты подвигов на благо человечества — по-видимому, просто пища для его воображения; мечтательность — свойство его натуры, ведь он с детства привык жить вымышленными, сказочными, воображаемыми событиями. Обломов, в сущности, удовлетворен своим положением. Всякое стремление что-то активно изменить в жизни кажется ему суетой, в которой человек теряет себя, а он хочет сохранить свою личную независимость и свободу. (Вспомните эпизоды, в которых происходят споры Обломова на эту тему с разными персонажами.) Он не изменяет себе и в конце романа становится в наибольшей степени самим собой, поскольку жизнь предоставляет ему такую возможность. Гибель Обломова в конце — символична, это гибель старого мира, «обломовщины». Обломов — герой уходящего времени, поэтому его имя становится нарицательным.

Как изображение Обломовки можно считать одновременно и сатирическим и ностальгическим, так и в отношении к главному герою автор и читатель испытывают смешанные чувства, о чем написал А. В. Дружинин:

«Над обломовщиной можно смеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слез, — о ее жертвах можно жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением».

 

Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская

Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская, герои романа Гончарова “Обломов”, понимают смысл жизни, любовь, семейное счастье по-разному.
Обломов родился в Обломовке — “благословенном” уголке земли. Его воспитала природа, забота и ласка матери, сказки няни, ставшие впоследствии его мечтами. Обломов — сложный человек. Он не любил светскую жизнь, считал, что в этой погоне за карьерой и деньгами теряется человек.
“Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?” — спрашивал Илья Ильич у Штольца. А лежа он мечтал. Иногда воображая себя каким-нибудь освободителем, которому все поклоняются, иногда думая о тихом семейном счастье с женой, детьми и друзьями.
Встретив и полюбив Ольгу, Обломов отдавал ей все свое “я”. “Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности.
Халата не видать на нем”. Он боялся причинить ей неудобства, боготворил ее.
А что же Ольга? Как ей удалось “разбудить” Обломова? Договорившись со Штольцем, она взяла жизнь Ильи Ильича в свои руки. С одной стороны, он ей нравился. Вообще, “голубиная нежность” Обломова привлекала людей, он был интересным собеседником, даже не зная последних сплетен, не читая “модных” книжек. Но, с другой стороны, ей нравилась сама мысль о том, что именно она, молодая и неопытная девушка, возвратит к жизни такого человека, как Обломов. “Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она виновница такого превращения!”
Обломов в любви был искренним, благородным. Зная себя, неопытность Ольги, он пишет письмо, и раскрывает ей глаза на ошибку, просит не совершать ее: “Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить...” Но Ольга, переиначив смысл письма, говорит о страхе Обломова перед несчастьем. Она не отрицает, что любой может разлюбить или полюбить другого человека; она не способна пойти за человеком, если в этом есть риск. В подтверждение этих слов Ольга бросает Обломова, понимая, что его “пробуждение” временно, что ей не выдержать “обломовщины”.
В отношениях с Обломовым Ольга была как бы главой. Выбрав Штольца, она пытается найти скорее равноправного мужа или, что еще хуже для Ольги, мужа, пытающегося подчинить ее себе. Сначала Ольга находит счастье в лице Штольца, но по мере того, как они узнают друг друга, она начинает понимать, что в жизни с ним нет ничего особенного, что она такая же, как и другие.
Как на это реагирует Штольц? Этот молодой человек, несомненно, похож на своего отца, который пытался сделать из него человека, разбирающегося не в чувствах, а в делах. Штольц живет разумом, не требуя от жизни ничего сверхъестественного. “Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль...”
Все время он видит в Ольге ребенка, которого веселит, учит. Но она меняется, и, пытаясь понять, что теперь является для нее смыслом жизни, Штольц влюбляется в Ольгу.

Узнав о романе с Обломовым, он облегченно вздыхает: “Боже мой, если б я знал, что дело идет об Обломове, мучился ли бы я так!”
Женившись на Ольге, Штольц обретает счастье. Теперь у него есть все. Но Ольга с каждым днем разочаровывается все больше и больше. Она знает, что ничего нового не будет, и все чаще предается воспоминаниям об Обломове. Ольга спрашивает себя: “Ужели ты совершила круг жизни?” Жизненные цели Штольца имеют границы, и, узнав о мучениях своей жены, он отвечает ей: “Мы не Титаны с тобой... мы не пойдем... на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту...”
Обломов же находит счастье в доме Агафьи Матвеевны, ставшем для него второй Обломовкой. Ему стыдно за такую жизнь, он понимает, что прожил ее зря, но уже слишком поздно что-либо менять.
Любовь Обломова и Ольги с самого начала была обречена
.
Чувства Обломова были искренны, а в чувствах Ольги был виден последовательный расчет. Ольга старалась изменить Илью Ильича, а ему было нужно другое чувство, что связывало его с любимой Обломовкой, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах. Ему была необходима забота, теплота, ничего не требующая взамен, потому и привязался он к своей хозяйке как к осуществленной мечте о возвращении.
Хотя Обломов первый понимает несхожесть их характеров, рвет отношения между ними именно Ольга. В последнем разговоре Ольга говорит Илье Ильичу, что любила будущего Обломова.
Оценивая взаимоотношения Обломова и Ольги, Добролюбов писал: “Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него”.

Лирика Ф.И. Тютчева

В мире поэзии имя Тютчева — «величайший лирик на земле». Об этом свидетельствует растущий из года в год интерес к нему и у нас, на родине поэта, и усилившееся внимание к нему за рубежом.

Поэтической школой Тютчева был русский и западноевропейский романтизм, И не только поэтической, но и философской, ибо Тютчев — крупнейший представитель русской философской лирики.

Тютчева принято называть певцом природы. Автор «Весенней грозы» и «Весенних вод» был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает обычно у поэта размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Для него природа — такое же одушевленное, «разумное» существо, как и человек.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Нередко представление о равенстве явлений внешнего мира и мира внутреннего он подчеркивает самой композицией стиха:

Поток сгустился и тускнеет,

И прячется под твердым льдом,

И гаснет цвет, и звук немеет

В оцепененье ледяном, —

Лишь жизнь бессмертную ключа

Сковать всесильный хлад не может

Она все льется — и, журча,

Молчанье мертвое тревожит

Гармония обнаруживается в природе даже в «стихийных спорах». Вслед за бурями и грозами неизменно наступает «успокоение», озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, обогащая ее многообразием чувств, но чаще оставляя после себя боль утраты и душевную опустошенность.

Поэт превосходно умел передавать в своих стихах жизнь природы в ее вечной смене явлений:

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой…

«Чудную жизнь» природы Тютчев ощущал даже под сказочным покровом «чародейки Зимы»:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

К лучшим созданиям Тютчева принадлежат не только стихи о природе, но и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний. Читая эти стихи, понимаешь, что замечательны они тем, что в них личное, пережитое самим поэтом, поднято до значения общечеловеческого.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Тютчев писал о любви, о природе. Он был современником больших и малых войн, социальных потрясений. И его поэзия — это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в его минуты роковые». Он не испытывает томление по прошлому, он страстно стремится к настоящему:

Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поет;

Благоухающие слезы

Не о былом Аврора льет, —

И страх кончины неизбежной

Не свеет с древа ни листа:

Их жизнь, как океан безбрежный,

Вся в настоящем разлита.

Стремление жить в «настоящем» было до конца дней присуще поэту.

Тютчев не ищет популярности. Его дар направлен не на толпу, понять его может не каждый. Один из чародеев русского поэтического языка, мастер стиха, Тютчев был взыскателен к каждому написанному им слову:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Однако в стихах Тютчева мысль никогда не оборачивалась ложью. И его стихи служат доказательством могущества слова. Они, вопреки его собственному сомнению, все больше и больше находят путь к сердцу другого.

Лирика А.А. Фета

Лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров русской литературы. И это не удивительно - Афанасий Афанасьевич Фет был новатором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, "фетовский почерк"; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть. Фет был новатором во многих отношениях. Он раскрепощал слово, не заковывал его в рамки традиционных норм, а творил, стремясь выразить свою душу и чувства, наполняющие ее.
Словосочетания, встречающиеся у Фета, поражали и возмущали многих его критиков, но по достоинству были оценены его почитателями.
Удивляет то, как изображена природа у Фета. Она настолько очеловечена, что мы часто встречаем "травы в рыдании", "овдовевшую лазурь", "лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой". Раскрепощенность фетовского слова выражается еще и в том, что оно всегда тянулось, "тяготело", не только к поэзии, но и к живописи, к музыке. Ярким примером такого письма является стихотворение "Певице":
Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где, как месяц за рощей, печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви
.
Тяжело понять, как в звуках могут быть "жаркие слезы", почему на них "кротко светит улыбка любви". Но произведение действительно имеет неповторимый музыкальный эффект.
Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин. Со страниц льется прекрасная музыка, вспархивают птицы, а сердце уносится в "звенящую даль". Именно такие чувства вызывает цикл стихотворений "Мелодии". Как легко проследить течение мыслей автора- звуки фортепиано плавно перетекают в пение "хора природы", которое сменяется отдельными аккордами гитары, пробуждающими воспоминания, выстраивающими образы.
И меняется звуков отдельный удар,
Так ласкательно шепчут струи,
Словно робкие струны воркуют гитар,
Напевая призывы любви.

Удивляет то, сколько оттенков чувств можно проследить в лирике Фета. Это и грусть, и тревога, и сомнение, и страсть, и тоска- все это отражено подчас в двух-трех четверостишиях.
Стихотворения этого поэта будят в душе неповторимые чувства. Обладая ассоциативно-метафорическим мышлением, автор доносит до читателя необычные образы, и читатель сам "додумывает" ситуацию, представленную в стихотворении. Это лишь намек на то, о чем хотел сказать автор.
Фет - поэт-живописец, во многих его стихотворениях прослеживается богатая цветовая гамма, подчас контрастная, где четко проявляются свет и тени:
Месяц светом с высоты
Обдал нивы.
А в овраге блеск воды,
Тень да ивы.

Также в стихотворениях Фета можно выделить такие, в которых отражается движение, жест. Например, в стихотворении "Диана" отражение в воде лика богини, колеблемое ветром, дает жизнь неподвижному мрамору. Фет стремится расширить границы языка, поэтического слова, но приходит к выводу, что выразить на бумаге можно лишь малую часть всех чувств, переживаний, а все остальное принадлежит тебе и твоему внутреннему миру, понять который не может никто. Осознавая ограниченность словесного материала, поэт восклицает:
Как беден наш язык! - Хочу и не могу -
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.

Жалуясь на нехватку словесного материала, поэт все же смог выразить свои чувства и переживания, используя полеты своей фантазии. В лирике Фета слились поэзия, живопись, музыка, которые в совокупности составляют неповторимое обаяние фетовской поэзии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: