Популярными направлениями были классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм. Именно их черты мы и будем искать в комедии.




Литературная среда XIX века и ее отражение в комедии «Ревизор»

Реферат по литературе

Цель проекта

Выделить характерные черты литературной среды во времена написания комедии и отследить их отражение в комедии

 


Портрет литературной среды 19 века

Тридцатые годы XIX в. – это эпоха, которая получила меткое название «ледоход русской жизни» (М.О. Гершензон), это эпоха, «впервые сознательно на себя взглянувшая» (Ф.М. Достоевский). Это период самоидентификации русской нации, когда Россия начинает осознавать свою значимость, вырабатывать собственную систему ценностей.

На рубеже 30—40-х годов XIX века в русской литературе началось формирование реалистического направления, происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России. Назрела необходимость в литературе, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.
Литераторы обращаются к проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров.

Центральный персонаж художественных произведений – чиновник или провинциальный помещик. Человек и мир представлены таким образом, что не несут в себе возможности развития, изменения. Все словно заключено в рамку, события скрупулезно, детально описаны, точно на фотокадре. Писатель пользуется пером, показывая изнанку, устройство жизни, слой за слоем снимает с нее позолоту.
Из крупных писателей 1830-х годов один только Гоголь оставался в центре внимания читателей и критиков. О нем спорили, его считали родоначальником особого «гоголевского направления» в российской словесности.

Популярными направлениями были классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм. Именно их черты мы и будем искать в комедии.

 

Черты популярных направлений в комедии

Классицизм связан с принципами подражания образам, абсолютной монархией, утверждением дворянской государственности и тд. В сюжете комедии, образах её героев черт данного направления не наблюдается.

Сентиментализм характеризуется провозглашением чувства ведущей силой личности. Опять же, в комедии явных черт сентиментализма не наблюдается. Но можно косвенно отметить, что всё-таки героями движет одно основное чувство – страх перед ревизором.

Романтизм относит нас к высокому, природе, чувствам. В прогнившем городе комедии априори нет места ничему возвышенному.

Новоиспечённое направление реализма оставило большой отпечаток в комедии. Автор обращается к проблемам нашей действительности, обличая их через смех.
Гоголь вывел в комедии галерею бессмертных образов, наделив каждый из них яркой индивидуализированной речевой характеристикой. Язык комедии Гоголя — это в основном язык действующих лиц ее, а язык действующих лиц является главным средством раскрытия характера. Не только центральные герои, но даже эпизодические персонажи имеют индивидуальную речь.
В непревзойденном умении придать каждому образу выпуклую речевую характеристику и заключить в ней элементы сатирического саморазоблачения состоит удивительное по своей тонкости мастерство Гоголя-реалиста.

 

 


Упоминание знаменитых авторов в комедии

Упоминаются в «Ревизоре» широкоизвестные в читательских кругах подлинные фамилии. Известный петербургский издатель и книгопродавец, в магазинах которого продавались и сочинения Гоголя, Смирдин, плативший авторам гроши, оказывается, платит Хлестакову «сорок тысяч» за то, что он всем «поправляет» статьи. 



Были в «Ревизоре» и другого порядка упоминания, различно воспринимавшиеся зрителями.



«Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение...» — спрашивает Хлестакова Анна Андреевна. «Да, это моё сочинение».— «Я сейчас догадалась».— «Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение».— «Ах да, это правда: это точно Загоскина»,— нисколько не смутившись произносит Хлестаков и тут же добавляет: «а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой». 



Для большинства зрителей это было упоминание популярного романа, который читали буквально везде — «и в гостиных и в мастерских, в кругах простолюдинов и при высочайшем дворе». Роман этот, вышедший в 1829 году и быстро распространившийся, докатился даже до тех уездных городов, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Поэтому городничиха с дочкой тоже читали его. Другим этот диалог мог напомнить об имевших место в 30-х годах прошлого века случаях появления на книжном рынке книг, носивших названия популярных произведений, но принадлежавших никому не ведомым авторам. Поэтому признание Хлестакова воспринималось как насмешка над фабриковавшимися в то время книгами.

 


Итоги

Мы выяснили, что комедия обладает явными чертами реализма. Она обращается к общественной проблематике и затрагивает характерные для того времени явления и личности.

Появление на сцене комедии Гоголя «Ревизор» было новым словом в русском театре. Гоголь отверг многие старые нормы, создал реалистическую комедию, которая глубоко и правдиво изображала живую, реальную жизнь царской России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: