Корректоры бензинов
Применение данных препаратов вызвано низким качеством отечественного бензина. Все препараты можно разделить на 4 группы по механизму действия.
Корректоры должны обеспечивать следующие качества топлива:
-высокая температурная стабильность бензина в диапазоне температура от –40 до +40 0С;
-высокая временная стабильность, обеспечивающая возможность длительного хранения топлива без изменения свойств;
-сохранение или повышение теплотворной способности топлива (сохранение мощности ДВС);
-низкая концентрация присадки при достаточном повышении ОЧ;
-сохранение пропорций добавки присадки в топливо независимо от величины ОЧ;
-наличие эффективных выносителей активных элементов присадки, ее беззольность, гарантирующая отсутствие отложений в камере сгорания;
-нетоксичность;
-взрывопожаробезопасность;
-комплексное действие, обеспечиваемое наличием в присадке дополнительных составляющих (очистителей, влагопоглотителей, инициаторов горения и т.п.);
-приемлемая стоимость.
Металлсодержащие и металлорганические присадки.
Наиболее распространены присадки на основе ферроцена – «Ферро 3», МАФ, «Октан-максимум» и марганцевых соединений ЦМТ, «Хайтек-3000». Эти присадки обладают высокой эффективностью повышения ОЧ, отличаются низкими концентрациями (менее 1% по массовому составу) и сравнительно невысокой стоимостью. Однако, они имеют проблемы с зольностью и выносом из двигателя. Так длительная работа двигателя на топлива с добавками ферроцена приводит к образованию токопроводящих отложений на свечах зажигания, нарушению герметичности и перегреву клапанов, залеганию поршневых колец и др.
|
Еще одним отрицательным аспектом применения металлсодержащих присадок является некоторое снижение скорости горения смеси, что влечет потерю мощности, рост расхода топлива и увеличение токсичности ОГ.
Но т.к. себестоимость бензинов изготовленных с помощью этих присадок самая низкая, то полностью отказаться от их использования пока не удается.
Анилиновые присадки.
Углеводород анилин имеет ОЧИ 320 ед., поэтому добавка 1% анилина к топливу повышает ОЧ на 3 ед. однако, использовать его в чистом виде нецелесообразно из-за невысокой стабильности и повышенной токсичности ОГ.
Препараты на основе анилина – «ММНА-Экстралин» (ОЧ 280 ед.), БВД, ВАКЭ, ДАКС. Цена добавок сравнительно невелика – примерно 1000 у.е. за тонну. Однако их использование ведет к снижению экономичности и повышению токсичности ОГ.
Спиртовые и эфирные присадки.
В эту группу входят метанол, этанол, изобутиловый спирт, метилбутиловый эфир (МТБЭ) и т.п. ОЧ МТБЭ составляет 140 ед. Химизация топлива с помощью МТБЭ является самым распространенным способом получения бензинов марок АИ-95, АИ-98. При высоком содержании этой присадки топливо по запаху больше напоминает эфир, чем бензин.
Преимуществом эих присадок является содержание в них связанного кислорода, это способствует более полному сгоранию и снижению токсичности ОГ. В настоящее время использование кислородосодержащих присадок является основным направлением создания экологических топлив.
Недостатком этих присадок является меньшая, чем у бензина теплотворная способность, а это ведет к снижению мощности двигателя и повышению удельного расхода топлива. По этим причинам ГОСТом содержание МТБЭ ограничено 15%. Во-вторых, эфиры имеют высокую летучесть, что снижает стабильность топлива. Также эфиры агрессивно ведут себя по отношению к РТИ.
|
Активизаторы (промоутеры) горения.
Эти присадки активизируют горение и тем самым снижают возможность детонации. Присадки созданы на основе соединений лития «Ликар». Но они не выполняют некоторые требования ГОСТа, поэтому в чистом виде не используются.
Невозможность выполнения всех требований, предъявляемых к высокооктановым присадкам, в рамках одной группы заставляет использовать их комбинации. Так в состав эфирных присадок вводят промоутеры горения, что повышает эффективность горения и частично компенсирует снижение теплотворной способности.
Известны присадки, соединяющие свойства металлсодержащих препаратов, например ферроцена, с достоинствами анилиновых препаратов. Это позволяет при сохранении приемлемой себестоимости получить эффективную присадку, выполнив при этом требования ГОСТ по содержанию железа в топливе.
Однако, в настоящее время еще нет присадки, обеспечивающей полное выполнение всей совокупности требований к высокооктановым присадкам.
Присадки к ДТ
В общем балансе производства летние ДТ составляют 90%, зимние – менее 10%, арктические – около 1%.
Повышение низкотемпературных свойств возможно при использовании депрессорных присадок (антигелей). Они позволяют снизить предельные температуры фильтруемости и застывания на 10 – 15 0С, приближая параметры летнего ДТ к зимнему. Однако они слабо влияют на температуру помутнения, снижая ее в среднем на 3 – 5 0С. Депрессорные присадки модифицируют структуру парафинов, находящихся в стадии кристаллизации, существенно уменьшая размер их частиц.
|
Эти присадки эффективны при их смешении с топливом, находящемся при температуре выше предела помутнения.
Корректоры ЦЧ позволяют в достаточно широком диапазоне менять пределы самовоспламеняемости ДТ. При этом они имеют в своем составе компоненты дизельных очистителей, уменьшающие уровень загрязненности элементов ТА, особенно распылителей форсунок и камеры сгорания.
В эту группу входят корректоры: «Энергия 3000», «AutoPlus», «RunWay», «Marli».
Например, добавка 0,1% присадки «Энергия 3000» позволяет повысить ЦЧ топлива на 5 ед., но при дальнейшем увеличении ЦЧ с помощью присадки наблюдается снижение мощности и рост расхода топлива. Это говорит о том, что промоутеры сгорания, входящие в состав присадки эффективны только до некоторых пределов.