Соединение розенкрейцеровского и михаэлического течений
Очень важно понять, как живет наше Движение, как оно развивается и какое место занимает в нем этот акт основания Антропософского Общества в России. Это событие созерцается сейчас Духовным миром. Когда мы собираемся все вместе, мы никогда не бываем одни, целый ряд умерших собирается вместе с нами, и не только русские умершие антропософы присутствуют здесь сейчас, но и наши друзья из других стран. Сколько друзей перешло в Духовный мир с надеждой, что и здесь, в России, будет когда-нибудь Общество. Это событие созерцается теперь многими антропософами, за этим событием стоят также существа из иерархии Ангелов и существа, связанные с ландшафтами, городами. Например ангел города Москвы участвует сейчас духовно в этом событии. Многие души, еще не воплощенные, смотрят на нас потому, что это место сейчас излучает в Духовный мир свет. Духовный мир не смотрит на число, он смотрит на качество: вокруг так много материалистов, материалистическая культура — темнота для Духовного мира, и лишь духовно работающие люди являются для него светом. И все-таки, этот интерес со стороны духовного мира вызван еще и тем, что антропософия является уникальным движением.
Мы знаем три важнейших события в мировом развитии человечества, предшествовавшие науке о духе:
1) Окончание Кали-Юги в конце XIX столетия (Из индийской мудрости мы знаем, что богиня, олицетворяющая земное, женское начало, богиня Кали на 5000 лет ввергла человечество во тьму.)
2) Человечество в своем восхождении должно опять перейти Порог Духовного мира, и мы можем сказать, что в конце XIX — начале XX столетия оно как целое уже перешло порог духовного мира.
|
3) Ведущий солнечный Архангел Михаил стал Духом Времени.
Пока эти три события не свершились, должны были действовать старые Мистерии. Многое струилось через них, это импульсировало людей, ищущих Духовного мира. Во Многих социальных учреждениях и сейчас продолжают действовать эти Мистерии, но их наследие уже иссякает. С XIX столетия никакие импульсы не могли уже вести человека. Рудольф Штайнер заложил новые Мистерии через Антропософию. Перед глазами Духовного мира разыгрываются Мистерии, сотворенные самими людьми. Антропософия не сравнима ни с какими духовными течениями, потому что у нее особая задача: «Ничто из того, что в древности было достигнуто, не должно быть утеряно». Человек спустился на Землю, чтобы стать земным, самостоятельным существом, развить свободу. И исходя из этой свободы, стать любящим человеком, так как только свободное существо может любить. И тот, кто может любить, найдет Христа. Наша задача — взять все позитивное из наследия прошлого, взять познавательные силы, завоеванные здесь, на Земле. С одной стороны, человек должен завоевать себе живую имагинацию, с другой, снизойдя в материю, пронизать все материальное духовным, поднять к Духу. На этом пути человеку угрожает большая опасность, на эту опасность указывал Христиан Розенкрейц. В 16 веке он собрал всех ведущих Посвященных и указал на то, что человечество может расколоться на два потока: на человечество, которое признает только духовное, избегает всех материальных задач и нужд и на то, которое признает только материальную сторону бытия. Человечество было бы разорвано между материей и Духом. Христианом Роэенкрейцем было совершено несколько деяний, чтобы предотвратить это. Такими деяниями были: послание Будды на Марс и внесение в Европейскую культуру розенкрейцеровского импульса через Валентина Андреа (Имеется в виду автор книги «Химическая свадьба Христиана Розснкрейца» — Ред.)
|
Человечеству дано только средство преодолеть эту опасность, перед которой мы все стоим. Существуют мощные силы, которые хотят этому способствовать. На Земле это —государство, которое нам указывает, навязывает что-то. В Духовной жизни — это древние церкви. Между двумя этими крайностями должен пройти духовный ученик. Незадолго перед смертью Рудольф Штайнер написал новое предисловие к «Очерку тайноведения»: «Необходимо жить в духовных переживаниях, но важно перевести это в имагинации, влить их в форму мыслительного познания, ибо это и только это связывает всех людей на земле. Но в этом мыслительном познании духовные имагинации не должны потерять себя...» Рудольф Штайнер указывает на особенную характерную черту Царства Михаила: владычество Михаила состоит в том, чтобы мочь мыслить и быть спиритуальным. Это совсем не просто: чтобы завоевать это свойство, эту способность, мы должны бороться, упражняться в мышлении. Никто не может сказать о себе, что он уже достиг этого состояния, это — основная задача нашей эпохи. Все развитое человечества подготовило эту возможность в двух духовных течениях, соединившихся затем вместе: течении Михаила и течение Христиана Розенкрейца.
|
Обоим течениям свойственны определенные черты; чтобы понять их, нужно вернуться к глубокой древности, к эволюционному прошлому Земли. Мы знаем, как из общего Сатурнического целого выделилось сначала Солнце, затем отделились планеты, и только Луна и Земля еще оставались вместе. Лунные силы действовали закрепляюще и отвердевающе, все развитие в Лемурийскую эпоху пришло в затвердение: в животном царстве появились монстрообразные виды с твердыми панцырями, произошли изменения и в растительном царстве, то же было и с человеком. Для юных душ не находилось подходящих тел. Человечество размножалось подобно растениям, но телесность становилась все жестче, ее нельзя было уже использовать. И тогда совершилось следующее: все человеческие души покинули Землю и перешли на другие планеты. Только небольшой род остался на Земле, а все остальное человечество перешло на Сатурн, Марс, Меркурий, Венеру и т.д. Через мощные космические процессы Луна была выделена из земной субстанции; силы, несущие затвердение, действующие извне, были смягчены, телесные формы стали более жизненными, души человечества стали возвращаться на Землю. Эти душевные формы были уже одарены «я» духовными иерархиями. Вплоть до сегодняшнего дня имеет значение, с какой планеты пришла душа. Мы знаем, что в лемурийскую и атлантическую эпохи существовали Мистерии Венеры, Меркурия, Сатурна и т.д. Души чувствовали склонность к тем, откуда они были «родом». Были также души, пребывающие на Солнце, они чувствовали себя связанными с Солнцем. Эти души наиболее интенсивно, интимно связаны с Михаилом. Он был Планетарным Духом, в сфере его действия жили эти души. Затем он был покровителем Солнечных мистерий. Из этих-то солнечных душ происходят те, кого мы называем антропософами. Каждый, кто ищет Антропософию — ищет сейчас Солнце. В душах оживает воспоминание о жизни с Михаилом. Эти души пережили особенное. Они не только были связаны с Михаилом, но также с мощным Существом Христа, который пришел с Солнца. Если Михаил был Существом, которое заботилось об этих душах, то Христос охватывал уже весь Космос. Эти души пережили, что Существо Христа подошло к Земле, позднее же еще иное: с солнечной сферой было связано Существо Космической Интеллигенции (Разума). Его называли Изидой — в древности, — потом Софией. Особенно близки ей солнечные души. Архангел Михаил охранял это Существо Софии. После Мистерии Голгофы Существо Софии стало нисходить на Землю, оно как бы выпало из длани Михаила. Из Космической Софии оно превратилось в Земную — «Антропософию». Аримаи хотел завладеть этим небесным даром — Софией. В солнечных сферах испытывали тревогу, что будет с Софией. Духовные Существа обратились к Михаилу с просьбой основать вид Мистерий, чтобы сласти эту Космическую Интеллигенцию (Мышление). Антропософия — новый род Мистерий, соединяющих мышление и спиритуальность. Михаилом в средоточии Солнца был создан мощный Центр — Школа Михаила. В этой сверхчувственной Школе были собраны все Мистерии и преобразованы в Антропософию. И каждый, кто ищет Антропософию — был в этой Школе, вспоминает об этой Духовной Школе. После 300 лет с ХV по ХVIII век, эта Школа завершилась 33-летним Духовным Культом. В Духовных Мирах он воспринимался как мощные, исполненные праздничности и радости Имагинации. Наши души наполнились этими Импульсами. И то, что было нам даровано — было великой Духовной Тайной. Мы нуждались в знании Тайны материи. В святая святых — Свободной Школе — мы узнали, что Михаил сам вводит нас в розенкрейцеровское течение.
Вернемся назад — к истокам Эволюции. Все, что нас сейчас окружает как Мир, было внутри Человека, и только потом было отделено от него. Вся Земля была когда-то Человеком. И этот Человек — Ева. Праматерь Ева была началом развития человечества, с ней соединилось Существо Элохима, Ева зачала и родила Каина. Другой Элохим создал Адама. Адам соединился с Евой, и родился Авель. Это легенда о Храме. Мы обратим внимание на Каина. Рудольф Штайнер говорит о двух родах людей: об авелитах и каинитах. Авелиты целиком преданы Духу, каиниты— связаны с Землей. Каиниты могут осуществить все, что дано человечеству. Освоить все орудия труда (плуг, молоток, топор). Они работают над материей. Один из потомков каинитов — Великий Строитель храма — Хирам. Соломон — представитель авелевского течения, он видел в Духе все тайны, кроме тайны материи. Он позвал Хирама. И Хирам воздвиг Храм Господу из руды, камня и дерева. Это самое грандиозное строение, какое знает история человечества. Все средневековые строители осуществляли свои творения как воспоминания о деянии Хирама. Рудольф Штайнер говорил, что Храм Соломона, как целое, должен вновь возникнуть на Земле. Хирам всегда присутствует там, где материальное должно быть одухотворено. Он — Лазарь. Первый человек, который получил Посвящение через Христа. Через ряд промежуточных инкарнаций — это Христиан Розенкрейц. Хирам-Лазарь рождается в окружении двенадцати посвященных. Они вносят в него мудрость двенадцати мистерий. Эта индивидуальность, посвященная Самим Христом, вбирает в себя все. Это необыкновенная индивидуальность. Когда он был мальчиком, свершилось великое событие. Это было единственный раз за всю историю человечества. Он слег, и его физическое тело становилось все более прозрачным. Здесь произошло то, что тело человека пришло к своему изначальному состоянию. Почему мы не прозрачны? — Мы исполнены пеплом. Это одеяние нашего двойника, он наполняет нас. И вот теперь в этом мальчике проступает изначальное состояние человека. Он становится персикового цвета, двойник покидает его. Эта ситуация наступит в шестую культурную эпоху. Люди шестой эпохи будут выглядеть иначе, чем мы. Точно так же, как мы мало похожи сейчас на древних германцев, так же человек будущего будет мало похож на нас. Он будет тонок, изящен, музыкален. Он будет очень хорошо сознавать своего двойника. Он будет сознавать также, что Люцифер хочет похитить его духовность, но его Ангел помогает ему его преодолеть. Он ограничивает действие дракона-кентавра. Он будет стоять «посередине». В некоторых представителях здесь в России можно видеть уже проступающими образы этой культуры будущего. В будущем человек будет владеть тайной материи — тайной розенкрейцеров. Христиан Розенкрейц дал нам эту легенду о храме, благодаря которой мы узнали тайну. Теперь эти течения—Михаила и Розенкрейца — сливаются вместе. Тайна духа и тайна материи пронизывают друг друга. Это соединение не происходит автоматически, но только через воление индивидуальностей. Свободная воля человека должна соединить духовное и материальное. Воля совершить это проявляется тогда, когда она связывает себя с Христом.
«Не Я, но Христос во мне» - соединяет Дух и материю. Он есть тот, через кого Дух соединяется с материей. Быть христианином - не значит связывать себя с какой-нибудь конфессией. Только подражание Христу, «Imitatio Christi» может здесь помочь. Этого не могли достичь никакие Мистерии. Только там, где люди соединяются но Христе, совершается нечто подобное. Духи радуются, когда в этом направлении что-то возникает, Ангелы плачут, когда люди ничего не могут сделать в подражание Христу. Человек находит Христа не один. В Новых Мистериях звучит: «Там, где двое или трое собираются во Имя Мое, там Я среди них». Рудольф Штайнер говорит, что один человек не может найти Христа. Мы находим Христа, соединяясь в братской любви с другим человеком. Мы, люди Средней Европы, труднее находим путь к другому человеку. Можно задать вопрос: «А если человек живет в одиночестве?» Человек может жить один, но сердце его должно быть раскрыто навстречу другим людям.
Антропософское Общество после Рождественского Собрания должно стать Общностью, где каждый предан другому в бессамостной любви. Это путь всей Общности. И только если цель стоит, Антропософское Общество будет тем, что понесет в себе Христа. Антропософское Общество существует теперь в России. Почему русский народ – Христов народ? Потому что у вас один человек предан другому, способен соединиться с ним. И это-то и есть та способность, которая должна излиться во все тело Антропософского Общества. В последние годы в России были посеяны злоба, неверие, страх. Изначальная сердечная сила человека, несмотря на эти препятствия, должна вернуться сюда. В эти русские тела будут спускаться новые души. Но подготовляем им путь - мы. Всеобщее Антропософское Общество получило теперь ключевой камень. И я еще раз поздравляю вас с этим Событием!
Манфред Шмидт-Брабант
Синхронный перевод лекции осуществлялся С. О. Прокофьевым.
Конспект доклада составлен Е. Гульбиной