ББК 74.102 Ф15
Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А.
Ф15 Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: Конспекты. - М.:
Книголюб, 2006. - 144 с. (Развитие и коррекция.) ISBN 5-93927-195-2
В комплект пособия, кроме представленных конспектов занятий, входит демонстрационный и раздаточный
материал.
Пособие предназначено для проведения групповых занятий по формированию речевых навыков у детей трехлетнего возраста, имеющих недоразвитие речи различной этиологии.
Адресовано логопедам и дефектологам. Может быть полезным воспитателям, родителям и гувернерам.
ББК 74.102
ISBN 5-93927-195-2 © Ю.А. Фадеева, Г.А. Пичугина, 2006
© Оформление. ООО Издательство «Книголюб», 2006
Серия «Развитие и коррекция»
Юлия Александровна Фадеева (Харебашвили) Галина
Александровна Пичугина
Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием
Конспекты
Ответственный за выпуск - М. Вишневская Редактор - И. Нагибина Корректор - Н. Назарова Оригинал-макет - Д. Панин Обложка - Л. Александрова
Адрес редакции 129164, Москва, ул. Кибальчича,
6, стр. 2. Тел.: (495) 950-57-08 E-mail:
mb@knigolub.ru www.knigolub.ru
Издательство ООО «Книголюб» Лицензия № 00952 от 09 февраля 2000 года. 171510, Тверская обл., г. Кимры, ул. Орджоникидзе, 34
Подписано в печать 17.08.2006. Печать офсетная. Бумага офсетная. Формат 60x90/8. Печ.- л. 18. Тираж 3000 экз. Заказ № 1159
Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Домодедовская типография», г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, корп. 1
Введение
Предлагаемые конспекты подгрупповых занятий апробированы в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями речи № 174 г. Москвы.
|
В этой книге авторы делятся опытом логопедической работы в младшей группе для детей с речевым недоразвитием. Дидактический материал подобран и систематизирован так, чтобы работа логопедов- практиков с данной категорией детей стала результативной. Его можно использовать как в условиях специализированного детского учреждения, так и индивидуально.
У трехлетнего ребенка, подлежащего зачислению в данную группу, наблюдается:
· отсутствие фразовой речи (в отдельных случаях - аграмматичная элементарная фраза из двух слов, выражающая требование);
· скудный активный словарь, не соответствующий возрасту;
· отсутствие понимания грамматических категорий, значений предлогов;
· активное использование в речи жестов и мимики;
· несформированность ритмической структуры слова (часто произнесение вместо целого слова лишь ударного слога либо смещение ударения);
· несформированность многих артикуляционных укладов (включая нередко отсутствие
· звуков раннего онтогенеза);
· наличие в речи ребенка слов-заменителей.
Группу детей, набранную по вышеуказанным критериям, можно считать диагностической, так как в младшем дошкольном возрасте внешне сходные речевые дефекты могут иметь дети с различными патологиями: общим недоразвитием речи (обусловленным как педагогической запущенностью, так и органическими нарушениями - алалией, дизартрией, ринолалией), задержкой темпа речевого развития, задержкой психического развития, умственной отсталостью, ранним детским аутизмом, нарушением слуха. Поскольку медицинское обследование этих детей в поликлинике часто имеет поверхностный, визуальный характер, оно не отражает реальной картины развития у ребенка психических процессов. Использование дифференциальной диагностики, проводимой в течение года пребывания ребенка в данной группе, дает возможность логопеду и другим педагогам, проводящим коррекционно-воспитательную работу, зафиксировать динамику формирования речи ребенка, а также полноценность и темп развития у него когнитивных процессов.
|
Таким образом, в конце учебного года становится возможным отграничить детей, имеющих первичное отставание в интеллектуальном развитии, уточнить психолого-медико-педагогическое заключение и направить этих детей в другое, соответствующее их диагнозу, дошкольное учреждение.
Логопед, планируя и проводя подгрупповую коррекционную работу, ставит и решает следующие задачи:
1. Развитие психологической базы речи (внимания, восприятия,, памяти, мыслительных операций).
2. Развитие понимания речи (лексических значений, грамматических категорий).
3. Накопление и активизация словарного запаса.
4. Поэтапное формирование фразовой речи, практическое усвоение грамматических конструкций.
5. Развитие дыхания, артикуляционной моторики, голоса.
6. Развитие общей моторики, координации движений, двигательного воображения (использование подвижных игр и динамических пауз с речевым сопровождением),
7. Развитие мелкой моторики рук.
8. Развитие психоэмоциональной сферы (использование элементов психогимнастики).
|
9. Развитие коммуникативных навыков.
На индивидуальные занятия логопед выносит:
· фрагменты подгруппового занятия, вызвавшие затруднения у ребенка;
· уточнение артикуляционных укладов нарушенных у ребенка звуков раннего онтогенеза;
· автоматизацию спонтанно появляющихся в речи ребенка звуков;
· работу по формированию слоговой структуры слов.
Также на индивидуальных занятиях логопед решает специфические для определенных речевых патологий задачи: специальная дыхательная гимнастика с детьми, имеющими ринолалию; логопедический массаж при стертой форме дизартрии; вызывание первых форм слов при алалии.
Для детей с алалией, вызывание речи у которых обычно начинают со звукоподражаний, на этапе усвоения и воспроизведения первых слов и фраз эффективна следующая игра. В рабочей тетради ребенка нарисован
домик с пятью вырезанными окошками. По просьбе логопеда родители приклеивают на следующий лист тетради, напротив каждого окошка, фотографии ребенка и членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки). Причем фотографии нужно подобрать такие, чтобы можно было сказать, например: «У мамы бусы (киска, книжка, сумка)». На индивидуальных занятиях с этой картинкой логопед работает до тех пор, пока ребенок не научится:
1) называть себя в третьем и первом лице - Покажи, где Саша?
- Кто это? - Саша (Я). - Это ты?
- Да, это я.
2) называть членов семьи, употребляя - Кто это? - Это мама, указательное местоимение - Это папа.
3) понимать вопрос «У кого?», - Покажи, у кого газета, употреблять предлог «у» - У кого часы? - У папы, в ответе и изменять окончание существительного - У кого киса? - У мамы.
- У кого бусы? - У бабы.
4) отвечать на вопрос словом, затем фразой из двух слов - Кто дома? - Мама.
- Кто дома? - Мама дома.
5) составлять фразу из знакомых сочетаний - У кого газета? - У деды газета.
Фотографии в тетради можно заменить рисунками. Они должны быть достаточно крупными и располагаться на одном листе или развороте так, чтобы у ребенка сформировалось целостное представление о классификационной категории. Поэтому целесообразнее завести индивидуальную логопедическую тетрадь большого формата, выделив в ней три части:
1. Артикуляционная гимнастика (достаточно оставить 3 листа). Каждое упражнение иллюстрируется соответствующей названию картинкой.
2. Пальчиковая гимнастика (4-6 листов).
3. Лексические темы и задания по ним, индивидуальные задания.
Для проведения занятий можно использовать иллюстрации серий, выпускаемых Издательством «Книголюб»:
«Демонстрационный материал для фронтальных занятий», «Раздаточный материал для фронтальных и индивидуальных занятий».
Речевая карта для логопедического обследования
Ребенка 3-4-х лет
1. Фамилия, имя, дата рождения
2. Адрес, телефон
3. Родители
4. Детское учреждение, которое посещал ребенок, с какого возраста
5. Заключения специалистов: логопеда поликлиники психоневролога отоларинголога
окулиста
6. Жалобы родителей (их отношение к состоянию речи ребенка)
7. Заключение ПМПК №от г.
Анамнез
I. Развитие ребенка со слов родителей:
а) беременность (какая по счету, протекание)
б) роды (срочность, осложнения, стимуляция, когда закричал ребенок)
в) перенесенные заболевания до 3-х лет
г) моторное развитие:
когда начал
сидеть ползать ходить
д) раннее речевое развитие:
когда появились
гуление лепет
первые слова
первые фразы
е) прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)
(в норме с 6 мес.) (в норме с 11-12 мес.)
(в норме с 1 года)
(в норме 2-3 мес.) (в норме от 4 до 8 мес.)
(в норме около года)
(в норме от 1,5 до 2 лет)
ж) занимались ли с логопедом ранее (результаты занятий)
2. Условия воспитания (где, кем воспитывался до 3-х лет; речевое окружение ребенка - наличие у членов семьи дефектов речи, двуязычия)
3. Игры и интересы ребенка: занимались ли предметно-практической деятельностью (рассказыванием, чтением, пением потешек, детских песенок)