Сохранение традиций народного глиняного промысла в детском объединении «Керамика» через использование современных технологий.




Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Недугова К.Л., педагог дополнительного образования В Доме детского творчества п.Суксун и руковожу объединением «Керамика».Для работы мною была разработана программа «Сказку сделаем из глины», которая состоит из тематических блоков, подобранных в соответствии с принципом: от простого - к сложному. Это позволяет вовлекать в творческий процесс «новичков» на любом этапе, а постоянный состав и отдельные обучающиеся второго и последующих годов обучения совершенствуют свое мастерство на более сложном творческом и техническом уровне. Один их самых больших тематических блоков отводится изучению традиционных глиняных промыслов России- Народной игрушке:Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, изучению гжели, гончарного ремесла и старинным способам декорирования керамических изделий. Так как народная культура и декоративно - прикладное искусство донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и забыты в современном обществе.

Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка.

Исследуя народные промыслы, ребята вникают в их нравственно-эстетический смысл, постигают душу народа, его культуру. Педагогическая теория и практика работы в дополнительном образовании наглядно свидетельствуют о том, что дети в силу своей высокой эмоциональной отзывчивости на непосредственные впечатления является достаточно сенситивным в приобщении к общечеловеческим ценностям и идеалам. Особую роль здесь играет этнокультурный материал, аккумулирующий в себе огромный исторический, духовный и нравственный опыт, представления народа о мире и человеке, способствующий глубокому пониманию развивающейся личностью собственных корней, осмыслению своего места и предназначения в окружающем социокультурном пространстве. Знакомство с игрушечными промыслами открывает ребятам новые грани и развивает их творческие и духовное начало. И всякий раз, наслаждаясь своеобразной прелестью местного «потешного» стиля, хочется понять его историю, происхождение. Обучающимся интересно узнать, в каких условиях появилась та или иная школа народного искусства, почему стала традиционной? Необходимой предпосылкой для успешной художественной деятельности в области декоративно – прикладного искусства является творчество, которое представляет собой особый род познания действительности. Чтобы сформировать умение творческой работы, потребуется целенаправленный постоянный учебный труд. Только тогда когда ребёнок достигнет определённого уровня навыков в ремесле, получит значительный багаж знаний, он сможет воплотить творческие идеи и подняться на более высокую ступень мастерства. Таким образом, знание ремесла, трудовые навыки не должны рассматриваться в отрыве от решения творческих задач.

Глиняная игрушка – одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и демократичное, а главное очень близкое и понятное детям. Создание игрушки идет от истоков народных промыслов. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Лепка и роспись готового изделия - продуктивные виды деятельности, дающие ребёнку зримые и осязаемые результаты. Вылепленное изделие можно увидеть самому, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение, можно поиграть. Благодаря этому дети чувствуют себя созидателями и испытывают удовлетворение и гордость по поводу своих достижений. Недаром гласит народная мудрость: «я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Развитие современной системы образования тесно связано с активным внедрением достижений информационных технологий в процесс обучения.
В настоящее время в образовательных учреждениях значительную роль играет использование современных технологий обучения и воспитания. Средства информационных технологий позволяют найти положительные решения в профессионально-мотивационной сфере учебного процесса и наиболее интересно, красочно, качественно знакомить обучающихся с Народными промыслами- в доступном и понятном виде демонстрируются видео –ролики, мастер –классы, онлайн- экскурсии по музеям и выставкам.

Информационные технологии представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение. Она выполняет социальный заказ общества на подготовку обучающихся к жизни в информационном обществе. Изучение информационных технологий целесообразно проводить на основе использования новых педагогических технологий (проектный метод обучения), а также интегрированных творческих сред обучения.

В своей работе активно использую одно из направлений –проектный метод обучения, когда результатом освоения программы каждый обучающийся реализует свой «Итоговый творческий проект» в котором он отражает все знания, умения, навыки полученные за время обучения по программе, воплощает в материале все свои идеи и замыслы, таким образом реализуя и раскрывая свои творческие способности.

В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность обучающихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента сохранения и передачи традиций народных промыслов, развития интереса и мотивации на занятиях, так как использование ИКТ позволяет улучшать наглядность подачи материала за счёт цвета, звука и движения.
ИКТ способствуют повышению интереса обучающихся к предмету изучения, помогают легко усваивать материал (повышать качество знаний обучающихся).
Компьютерные технологии позволяют, не выезжая за пределы родного города, участвовать в международных,всероссийских краевых и районных конкурсах(интернет-конкурсах).
Использование ИКТ влияет на формирование у детей умений работать с информацией (это поиск конкретной информации с посещением справочных сайтов, сообщений о проведении конкурсов и т.д.), развитие коммуникативных способностей (дети могут создавать свои странички на сайтах, размещать свои работы, получать отзывы о них, просматривать и анализировать работы других мастеров.
Спасибо за внимание!!!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: