В) уточнить знания учащихся о соотношении единиц измерения времени (год, месяц, неделя, сутки). Продумайте необходимую наглядность.




 

-Ребята, кто мне скажет, умеете ли вы следить за временем?(Да)

-Так, а каким образом вы за ним следите? (ко времени ходим в школу и секции, кушаем примерно в одинаковое время, стараемся успеть сделать все уроки)

-Так, правильно. Скажите мне пожалуйста, а во сколько утром вы просыпаетесь? (7:00)

-А во сколько ложитесь спать? (22:00)

-Хорошо, этот факт может доказать, что вы следите за временем? (Да)

-Сколько идёт урок по времени? (40 мин)

-Да, это помогает учителю следить за временем, как вы думаете? (да)

-На руках у некоторых из вас есть часы. Поднимите руки, только честно, кто смотрит на них, чтобы посмотреть время или узнать, сколько времени у него осталось на выполнение тоё или иной работы?

-Молодцы.

-Время в жизни людей играет очень важную роль. Люди спешат, чтобы успеть на работу или автобус, стараются вовремя выполнять задания на работе и учёбе, каждый знает, во сколько он должен встать, чтобы не проспать. В каждой профессии – свои особенности времени. Например, повар должен точно знать, сколько готовится каждое блюдо. А учитель строго рассчитывает время для проведения урока. Пловцы стараются как можно дольше задерживать дыхание, чтобы плавать под водой. А вот такие люди как врачи, пожарные, полицейские должны делать всё быстро – почти молниеносно. Каждая секунда их времени – на вес золота, так как от них зависят жизни людей.

-Люди начали считать время ещё давно. На скалах от древних людей остались рисунки. Там были палочки, которые перечёркивались. Для древних людей это служило календарём. А кто мне подскажет, какой период времени охватывает календарь? (год)

-Кто пользуется маленьким календариком, который вам подарили на конкурсе «Русский медвежонок»? А кто мне тогда скажет, сколько месяцев в году? (12)

-Да, правильно, т. е. другими словами год – это 12 месяцев. А теперь скажите, сколько дней максимально может быть в месяце? (21)

-А кто знает, какое наименьшее количество дней в месяце? (28)

-А теперь скажите, пожалуйста, как кто из вас умеет считать количество дней в месяце по косточкам?

Тогда я вас сейчас научу. Ставим перед собой кулачок, косточками вверх. Начинаем считать от косточки мизинчика. Косточка – 31 день, впадина – 30. Февраль – исключение, в нём 28, но считается как впадина, т.к. в нём меньше 31 дня. Косточка мизинчика –январь = 31, впадина – февраль=28, косточка безымянного пальца – март=31, впадина – апрель=30, косточка среднего пальца - май=31, впадина – июнь =30, косточка указательного пальца – июль = 31, дальше переходим на вторую руку, начиная с косточки указательного пальца – август = 31 день, дальше впадина – сентябрь =30, дальше косточка среднего пальца – октябрь=31, дальше впадина – ноябрь = 30, а дальше косточка безымянного пальца – декабрь =31 день.

Теперь кто-нибудь пусть выйдет сюда, в доске, и попробует повторить самостоятельно. Так, а теперь кто мне скажет, из чего состоит месяц? (из недель)

Так, а неделя это что? Это 7 дней. Кто мне повторит дни недели! (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)

Правильно, неделя у нас состоит из дней. А как у нас по-другому называется день? (сутки) Так, а сколько у нас часов в сутках?(24)

Давайте посмотрим на ваши маленькие календарики, это будет вашим наглядным пособием в этой теме, тут мы может смотреть дни недели, сколько дней в месяце, сколько дней в неделе, сколько месяцев в году и т.д.)

А теперь давайте посмотрим на доску. Тут перед вами представлен циферблат. Большая стрелка указывает минуты, поменьше – на часы. Теперь по очереди выходите к доске и будете показывать нужное время.

3 вопрос. С какими приборами для измерения времени знакомятся дети в 1-м классе? Во 2-м классе? В 3-м классе? В 4-м классе? Подумайте, как вы сообщитеучащимся правила пользования ими. Составьте вариант беседы с учащимися об истории возникновения этих приборов. Продумайте необходимые наглядные пособия.

 

В первом классе детей знакомят с отрывным календарём, за которым учитель следит вместе с ребятами. Для знакомства с историей календаря можно использовать данное видео. Длинной оно всего 3 минуты, но детям будет интересна такая практика, а информация, сообщаемая в этом фрагменте будет полезна для расширения кругозора детей. https://www.1tv.ru/n/128977

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о таком приборе для измерения времени, как отрывной календарь. Кто когда-нибудь видел такие?

-А теперь посмотрите на доску. Перед вами представлен именно такой календарь. Каждый день мы с вами будем отрывать один листочек, в знак того, что прошёл день.

-А теперь, скажите, пожалуйста, кто-нибудь знает, как появились такие отрывные календари? Чтобы узнать об этом поподробнее, мы с вами посмотрим видеофрагмент.

Во втором и третьем классе используются часы с крупными цифрами и большим циферблатом.

Ребята, в прошлом году мы с вами пользовались отрывным календарём, а теперь мы будем пользоваться календарями, где все даты и месяцы находятся на одном листе.

Поднимите руки, у кого дома висят такие календари (они обычно большого размера). Так, а кто хоть иногда смотрит на него, чтобы узнать дату?

Теперь каждый день мы будем обращаться к вашим календарям, чтобы узнать день недели, дату и месяц.

Ребята, скажите, пожалуйста, кто умеет пользоваться механическими часами?

А кто носит на руках часы? Поднимите руки.

А теперь скажите, как часто вы обращаете на них внимание, чтобы посмотреть время?

А теперь давайте обратим внимание на доску. Над ней висят часы. Кто мне скажет, сколько сейчас времени?

А как вы это поняли?

На что нам указывает маленькая стрелка? А на что указывает большая стрелка? Для того, чтобы нам тренироваться, у меня есть вот такой циферблат. Мы будем учиться определять время и временные промежутки.

- Как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди раньше определяли время, когда не было часов? (ответы детей)

Давным-давно, когда еще не было часов, люди узнавали время по солнцу. Взошло солнце – пора вставать, темнеет – пора спать.

Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов движутся по кругу, становятся длиннее и короче, в зависимости от положения солнца на небе. Так человек придумал солнечные часы - самые древние часы (Слайд 2). Родина этих часов - Вавилон. Циферблат часов устанавливался на открытое, хорошо освещенное солнцем пространство. Вместо стрелки ставили в серединке стерженёк, который отбрасывал тень. Солнце всходило, и тень от стерженька начинала двигаться вокруг него. Но был у этих часов один недостаток.

- Как вы думаете какой? (ответы детей)

Правильно, часы были всем хороши, но без солнца они не работали.

Тогда люди изобрели водяные часы (Слайд 3). Они состояли из двух сосудов, по капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой и по тому, сколько вытекло воды, определяли, сколько прошло времени. Такие часы назывались клепсидрами и использовались они очень долго.

- Какой же недостаток, по-вашему, был у них? (ответы детей)

В них нужно было все время подливать воду.

- Из древности к нам пришли и другие часы – песочные.

Они состояли из 2-х стеклянных конусов, соединенных вместе, внутри был насыпан песок. Объем песка указывал на определенный промежуток времени. Они сохранились до нашего времени: ими до сих пор пользуются в медицине, если нужно отмерить временные отрезки небольшой длины: 1 минуту, 2 минуты, 5 минут. Эти часы были очень точными, но был и у них недостаток.

- Как вы думаете какой? (ответы детей)

Правильно, их нужно постоянно переворачивать.

Когда-то были и огневые часы.

На свечу наносили деления, в нижнее деление втыкали иголку с привязанным грузом. Свеча догорала до иголки, груз падал. Это означало, что прошел определенный промежуток времени.

Безопасны ли были такие часы? (ответы детей)

Свеча может упасть и случится пожар.

Существовали и живые, природные часы. Какие, как вы думаете? (ответы детей)

- Петух – поет с восходом солнца;

- Цветы – часы,

бутоны которых раскрываются и закрываются с заходом солнца. Есть цветы, которые раскрываются ночью, а закрываются днем.

Но все эти часы не точны, или неудобно ими пользоваться.

- И со временем люди изобрели механические часы (в которых используется механизм),

затем электрические (работают от электричества), электронные (на батарейках)

В четвёртом классе детей знакомят с секундомером.

Ребята, кто замечал, каким прибором засекает время ваш учитель по физкультуре? (Секундомер)

Правильно ребята. Из названия можно понять, что отсчитывает такой прибор? (Секунда)

А теперь скажите, кто умеет таким пользоваться?

Данный прибор позволяет нам очень точно отсчитывать секунды, чтобы определить скорость действия. А давайте теперь узнаем, как появился данный прибор?

Часы известны человеку очень давно. Сначала их роль играло солнце, потом вода, песок, даже огонь. Но ни о какой точности таких измерений говорить не приходилось. Такие измерения давали погрешность от нескольких минут до часа.

Ситуация существенно изменилась с появлением механических часов. Первый прообраз механических часов появился в 13 веке. Это было примитивное устройство, движимое подвешенной гирей. Родиной же наручных часов является Италия и Франция. Уже в 1511 году, в газетах появилась небольшая заметка о часах, которые все равно работали, как бы их не поворачивали, их можно носить на груди или в кошельке. Они имели всего одну стрелку - часовую.

К 1650 году в часах появилась вторая стрелка - минутная, а секундная - в 1750. К этому же времени специалисты относят и появление первых секундомеров. Это были механические секундомеры. Они в основном использовались в астрономии при наблюдении небесных явлений.

Устройство этих секундомеров не менялось вплоть до середины 20 века. Оно было достаточно просто по сравнению с обычными часами. Управление этим механическим прибором состояло всего из одной кнопки. Одно нажатие - пошел отсчет, второе нажатие – отсчет остановился, третье - стрелки секундомера вернулись в изначальное положение. Покрутил кнопочку - завел пружинку.

 

 

 

Вопрос. С какими новыми единицами измерения времени знакомят учащихся в 1, 2, 3, 4 классах? Какие дополнительные сведения о единицах измерения времени могут получить дети? Какими средствами наглядности можно воспользоваться при этом?

 

В учебнике Моро во втором классе начинается первое упоминание про тему время. Первая единица измерения – это час. В 1 часе – 60 минут. В качестве наглядного пособия можно использовать циферблат. Дети учатся ориентироваться во времени и пользоваться обыкновенными часами с циферблатом.

В третьем классе вводится понятие сутки. Говорится про время суток. На этом этапе можно так же использовать циферблат.

А в 4 классе говорится о количестве дней в году, а так же говорится о месяцах и количестве дней в этих месяцах.

В учебнике Чекина во втором классе вводится понятие полдень, час, минута. В качестве пособия можно использовать вышеупомянутый циферблат.

 

В четвёртом классе вводится понятие секунда

 

В учебнике Демидовой во втором классе даётся понятие часа и минуты. Так же в качестве пособия можно использовать циферблат.

В 4 классе такая тема вводится через дроби.

В учебнике Истоминой 2 класс даётся понятие о часе, минуте и секундах, так же используется пособие циферблат.

В 4 классе так же даются понятия час, минута, секунда.

В учебнике Аргинской во второй части учебника говорится про время суток и сутки в целом.

В учебнике 4 класса эта тема поднимается только в разделе действия с величинами

 

В учебнике Дорофеевой эта тема очень хорошо поднимается в четвёртом классе и описывает все промежутки времени.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: