СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА




Л Е К Ц И Я 1

 

 

Охрана труда - это система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда. Эта дисциплина занимается выявлением и изучением производственных опасностей и профессиональных вредностей и разработкой методов их предотвращения или ослабления. Это способствует устранению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работающих, аварий и пожаров, облегчению труда.

Методологической основой охраны труда является анализ условий труда, технологического процесса, производственного оборудования, применяемых и получаемых веществ с точки зрения возможности возникновения опасных и вредных производственных факторов.

Стратегическими направлениями развития охраны труда является создание безопасной техники и безопасных технологий, комплексная автоматизация производства и на этой основе обеспечение на всех предприятиях условий, исключающих производственный травматизм, профессиональные заболевания и тяжелый физический труд.

 

В современных условиях возникает три центра управления охраной труда: государственное (не административное); управление со стороны руководства предприятия; управление со стороны работников предприятия (рис. 1).

 

Рис. 1. Система управления охраны труда в современных условиях

 

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Для практической реализации конституционного права на охрану труда на предприятиях, в учреждениях, организациях с любой формой собственности Закон предусматривает целую систему государственного управления и общественного контроля по обеспечению охраны труда.

Государство создает законодательную базу по вопросам охраны труда; комплекс инспекций, осуществляющих надзор за выполнением принятых нормативно-правовых актов об охране труда; инфраструктуру производственно-технического, информационного, научного и финансового обеспечения деятельности в сфере охраны труда.

Государственное управление охраной труда в Украине осуществляют:

- Кабинет Министров;

- Государственный департамент промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора;

- Министерства и другие центральные органы исполнительной власти;

- Местная государственная администрация, местные советы народных депутатов.

 

Кабинет Министров:

- обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда;

- представляет на утверждение общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды;

- координирует и проводит надзор за работой министерств, других центральных органов исполнительной власти по созданию безопасных и здоровых условий труда;

- утверждает единую систему статистической отчетности по охране труда.

 

Для разработки и реализации целостной системы государственного управления охраной труда при Кабинете Министров Украины создан Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения, возглавляемый вице-премьер министром Украины. Национальный совет помимо создания единой системы государственного управления организует надзор за выполнением законодательных актов и решений правительства, разработку национальной программы, усовершенствование законодательных актов, координирует и организует проверку деятельности центральных и местных органов, участвует в международном сотрудничестве.

Важнейшая роль в реализации вопросов охраны труда отведена Государственному департаменту промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора. Основной задачей Госпрогорнадзора является обеспечение реализации государственной политики в области охраны труда, промышленной безопасности, осуществления государственного горного надзора, страхования рисков производственной безопасности, надлежащего ведения работ со взрывоопасными материалами промышленного назначения, охраны недр; осуществления государственного надзора по соблюдению законов и других нормативно-правовых актов по охране труда в части безопасного ведения работ.

Госпромгорнадзор выполняет не только функции надзора, но и основные функции управления:

- комплексное управление охраной труда на государственном уровне, реализует государственную политику в этой области и выполняет контроль по выполнению функций государственного управления охраной труда министерствами, другими центральными органами исполнительной власти;

- разрабатывает с участием министерств, других центральных органов исполнительной власти, Фонда социального страхования от несчастных случаев, всеукраинских объединений работодателей и профсоюзов общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды и контролирует ее исполнение;

- разрабатывает и утверждает правила, нормы, положения, инструкции и другие нормативно-правовые акты по охране труда или изменения к ним;

- координирует работу министерства, других центральных органов исполнительной власти, Совета Министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, организаций, других объектов предпринимательской деятельности в отрасли безопасности, гигиены труда и производственной среды;

- получает бесплатно от министерств, других центральных органов исполнительной власти, органов статистики, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности сообщения и информацию, необходимые для исполнения возложенных на него задач;

- принимает участие в международном сотрудничестве и в организации выполнения международных договоров;

- подает в установленном порядке предложения по усовершенствованию и постепенному приближению действующего законодательства по охране труда к международным и европейским нормам;

- решения принятые Государственным надзором по охране труда в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом Министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые в соответствии с законодательством, используют наемный труд.

 

Систему управления охраной трудаминистерств и других центральных органов исполнительной власти можно разделить на две группы:

- Министерство чрезвычайных ситуаций Украины: осуществляет государственную экспертизу условий труда; определяет порядок и контролирует аттестацию рабочих мест по охране труда; принимает участие в разработке нормативных актов;

- все другие министерства и центральные органы исполнительной власти: проводят единую научно-техническую политику; разрабатывают и реализуют комплексные меры по охране труда; осуществляют методическое руководство деятельностью предприятий; заключают с соответствующими отраслевыми профсоюзами соглашения по охране труда; финансируют разработку и пересмотр нормативных актов; осуществляют внутриведомственный контроль; организуют в установленном порядке обучение и проверку знаний. Для управления всем комплексом работ в центральном аппарате министерств и ведомств и других центральных органах исполнительной власти создаются службы охраны труда.

Местные государственные администрации и органы местного самоуправления в пределах соответствующей территории обеспечивают: реализацию государственной политики; формируют при участии профсоюзов межотраслевые программы; контролируют соблюдение нормативных актов; создают при необходимости фонды по охране труда. Для выполнения возложенных функций создаются структурные подразделения по охране труда.

Фундаментальные и прикладные исследования в области охраны труда проводятся в соответствии с Национальной программой и осуществляются научно исследовательским институтом охраны труда, институтами Академии наук Украины и другими научно-исследовательским институтами, вузами, специалистами.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕ

 

Основным звеном в системе управления охраной труда (СУОТ) является предприятие.

СУОТ предусматривает обоснование и выполнение требований, которые контролируют источники опасности или снижают опасность проявления вредных факторов до допустимых норм. Согласно законодательства, работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативно-правовыми актами, требованиями законодательства по соблюдению прав работников в области охраны труда.

Собственник экономически заинтересован в том, чтобы его работники не травмировались и не болели, и поэтому обеспечивает выполнение на предприятии нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда. Механизм социального страхования предполагает увеличение страхового взноса, если на предприятии растет травматизм и заболеваемость работающих.

 

Работодатель обеспечивает функционирование системы управления охраны труда, а именно:

- создает соответствующие службы и назначает должностных лиц, которые обеспечивают решение конкретных вопросов охраны труда, утверждает инструкции их должностных обязанностей, а также контролирует их соблюдение;

- разрабатывает с участием сторон коллективный договор и реализует комплексные меры по выполнению установленных нормативов и повышению существующего уровня охраны труда;

- обеспечивает выполнение необходимых профилактических мер по предупреждению травматизма и профзаболеваний;

- внедряет прогрессивные технологии, достижения науки и техники, средства механизации и автоматизации производства, направленные на улучшение условий труда;

- обеспечивает надлежащее содержание зданий и сооружений, производственных средств и оборудования, мониторинг за их техническим состоянием;

- разрабатывает и утверждает положения, инструкции, другие нормативные документы по охране труда, направленные на устранение опасных и вредных производственных факторов;

- организует проведение системного трех ступенчатого контроля за условиями труда, содержанием машин, механизмов, рабочих мест (аудит охраны труда), аттестацию рабочих мест;

- при возникновении аварий оказывает помощь пострадавшим, травмированным, при необходимости привлекает профессиональные аварийно-спасательные службы по ликвидации негативных последствий;

- организует пропаганду безопасных методов труда, сотрудничество в области охраны труда.

Работодатель несет непосредственную ответственность за допущенные нарушения охраны труда.

В то же время каждый работник должен постоянно заботиться о здоровом стиле жизни и работы, поддерживать высокий уровень физического, психологического и квалификационного состояния, программировать пути здорового долголетия, предупреждения случаев травматизма и заболеваний. В противном случае работник будет иметь Гораздо меньшие шансы на рынке труда.

 

Служба охраны труда на производстве. На предприятиях, в учреждениях, организациях (далее - предприятие) службы охраны труда должны комплектоваться, как правило, специалистами следующего профиля:

- инженерами соответствующей специальности;

- специалистами по вопросам гигиены труда;

- юристами, специализирующимися по вопросам законодательства об охране труда.

При службе охраны труда может создаваться лаборатория, которая осуществляет контроль за наличием вредных производственных факторов на рабочих местах.

На предприятиях производственной сферы при количестве работающих до 50 человек (непроизводственной сферы до 100 человек) функции этой службы могут исполнять лица с соответствующей профессиональной подготовкой по совместительству. Если на предприятии нет специалистов соответствующей квалификации, то оно пользуется услугами ассоциации специалистов охраны труда.

На предприятии при количестве работающих меньше 20 человек, для выполнения функций службы охраны труда могут привлекаться посторонние специалисты на договорных основаниях, которые имеют соответственную подготовку. Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю.

Руководители и специалисты службы охраны труда по своей должности и заработной плате приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно-технических служб. Служба охраны труда комплектуется специалистами, имеющими высшее образование и стаж работы по профилю производства не менее трех лет. Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия.

 

Основные функции службы охраны труда:

- разработка целостной эффективной системы управления каждым структурным подразделением;

- проведение оперативно-методического руководства работой по охране труда;

- составление комплексных мероприятий для достижения установленных нормативов безопасности и гигиены труда;

- проведение вводного инструктажа;

- организация обеспечения работников правилами, инструкциями стандартами и другими нормативными документами;

- проведение паспортизации цехов, участков, рабочих мест на соответствие их требованиям охраны труда;

- учет, анализ несчастных случаев, профзаболеваний, аварий, подготовка статистических отчетов;

- разработка текущих и перспективных планов, работа методического кабинета, проведение конкурсов, смотров, помощь комиссии по охране труда предприятия;

- повышение квалификации и проверка знаний должностных лиц по охране труда.

 

Служба охраны труда принимает участие в:

- расследовании несчастных случаев и аварий;

- формировании фонда охраны труда и распределении его средств;

- работе комиссии по вопросам охраны труда предприятия;

- работе комиссии по вводу в эксплуатацию, реконструкции зданий и сооружений, перевооружении объектов;

- разработке положений, инструкций и других нормативных документов, действующих в пределах предприятия;

- оказании методической помощи руководителям структурных подразделений;

- подготовке проектов приказов, распоряжений, оценке опасных производственных процессов, которые могут возникнуть в процессе производственной деятельности.

 

Служба охраны труда контролирует:

- соблюдение действующего законодательства, нормативных актов, исполнение предписаний органов, контролирующих охрану труда;

- своевременное проведение обучения, инструктажей, аттестации;

- обеспечение работников средствами защиты, лечебно-профилактическим питанием и средствами, создающими безвредные санитарно-гигиенические условия;

- использование труда несовершеннолетних, женщин, инвалидов в соответствии с законодательством;

- прохождение предварительного и периодических медицинских осмотров лиц в возрасте до 21 года.

 

Специалисты службы охраны труда имеют право:

- представлять предприятия в государственных и общественных организациях;

- беспрепятственно, в любое время посещать структурные подразделения и объекты предприятия;

- проверять состояние безопасности и гигиены труда;

- требовать отстранения от работы лиц, не прошедших медосмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний, не имеющих допуска к соответствующим работам;

- вносить руководителю предприятия предложения о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования охраны труда.

 

Специалисты службы охраны труда в случаи выявления нарушений охраны труда имеют право:

- выдавать руководителям структурных подразделений предприятий обязательные для исполнения предписания к устранению имеющихся недостатков, получать от них необходимые сведения, документацию и объяснения по вопросам охраны труда;

- останавливать работу предприятия, участка, машин, механизмов, оборудования и других средств производства в случае нарушений, которые создают угрозу жизни или здоровью работающих;

Решение службы охраны труда может отменить лишь работодатель предприятия.

 

Применение отдельных разрозненных мероприятий по охране труда малоэффективно, поэтому необходим системный подход, при котором эти мероприятия применяются взаимосвязанно и комплексно. С этой целью на предприятии, с учетом его особенностей разрабатывается система управления охраной труда.

Система управления охраной труда (СУОТ) — это совокупность органов управления предприятием, которые на основании комплекса нормативной документации проводят целеустремленную, планомерную деятельность по осуществлению заданий и функций управления с целью обеспечения здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда. Создание СУОТ осуществляется путем последовательного определения цели и объекта управления, заданий и мероприятий по охране труда, функций и методов управления, построения организационной структуры управления, составления нормативно-методической документации. Главная цель управления охраной труда — создание здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда, улучшение производственного быта, предотвращение травматизма и профзаболеваний.

 

Постоянно действующая система управления охраной труда (СУОТ) является основой поддержания безопасности на предприятии В данной системе присутствуют: объект управления информационно контрольной связи и руководящий орган – субъект управления.

Субъектом управления в СУОТ на предприятии в целом является руководитель (главный инженер), а в цехах, на производственных участках и в службах — руководители соответствующих структурных подразделений и служб. Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их своевременной реализацией осуществляет служба охраны труда предприятия, которая подчинена непосредственно руководителю предприятия (главному инженеру). Субъект управления анализирует информацию о состоянии охраны труда в структурных подразделениях предприятия и принимает решения, направленные на приведение фактических показателей охраны труда в соответствие с нормативными. Объектом управления в СУОТ является деятельность структурных подразделений и служб предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, цехах и предприятия в целом.

 

3. ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫУПРАВЛЕНИЯ

 

Основные задачи управления охраной труда:

— обучение работников безопасным методам труда и пропаганда вопросов охраны труда;

— обеспечение безопасности технологических процессов, производственного оборудования, зданий и сооружений;

— нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

— обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

— обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;

— организация лечебно-профилактического обслуживания;

— профессиональный отбор работников отдельных профессий;

— усовершенствование нормативной базы по вопросам охраны труда.

 

Функции и методы управления - это комплекс взаимосвязанных видов деятельности осуществляемых администрацией, инженерно-техническими работниками и общественными организациями, которые, опираясь на функциональные обязанности, отвечают на вопросы: кто, что и как должен работать в системе управления.

 

СУОТ предусматривает обеспечение выполнения следующих функций управления:

а) планирование работы по охране труда;

б) организацию и координацию работ в области охраны труда;

в) анализ и учет показателей состояния охраны труда;

г) контроль за состоянием охраны труда и функционирования системы управления охраны труда;

д) оценка состояния охраны труда;

е) стимулирование работы по охране труда.

 

Функция планирования, в основе которой лежит прогностический анализ, имеет решающее значение в системе управления охраной труда. Планирование работы по охране труда подразделяется на: перспективное (5-10 лет), текущее (год), оперативное (месяц, квартал).

Перспективное планирование содержит наиболее важные, трудоемкие и долгосрочные по срокам выполнения мероприятия по охране труда, выполнение которых, как правило, требует совместной работы нескольких подразделений предприятия. Возможность выполнения мероприятий перспективного плана должна быть подтверждена обоснованным расчетом необходимого материально-технического обеспечения и финансовых расходов с указанием источников финансирования. Основной формой перспективного планирования работы по охране труда является разработка комплексного плана предприятия по улучшению состояния охраны труда.

К перспективному планированию относятся: комплексные планы улучшения условий по охране труда; планы внедрения стандартов безопасности труда и организационно-технические мероприятия по их внедрению. Комплексные планы улучшения условий охраны труда являются основными документами, определяющими показатели, перечень, объемы и сроки проведения работ по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Текущее планирование осуществляется в течение календарного года при разработке соответствующих мероприятий в разделе „Охрана труда“ коллективного договора.

К текущему планированию относятся: соглашение по охране труда, приложение к коллективному договору; план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и профилактике производственного травматизма; план изучения и распространения передового опыта по охране труда.

Оперативное планирование работы по охране труда осуществляется по итогам контроля состояния охраны труда в структурных подразделениях и на предприятии в целом. Оперативные меры по устранению обнаруженных недостатков указываются непосредственно в приказе собственника предприятия, который издается по итогам контроля, или в плане мероприятий, как дополнение к приказу.

К оперативному планированию относятся: оперативные планы работы по охране труда организации (предприятия); планы работы структурных подразделений, главных специалистов, в том числе службы охраны труда; планы работы кабинета охраны труда. Оперативные планы работы по охране труда организации (треста, объединения) составляются ежеквартально на основании предложений всех структурных подразделений и в соответствии с их функциональными обязанностями.

В качестве исходных данных для составления оперативного плана используется план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и профилактики производственного травматизма, анализ несчастных случаев, и Госпромгорнадзора, результаты проверок структурных подразделений, указания вышестоящих органов. Оперативные планы утверждаются первым руководителем организации, треста, объединения, выполнение этих планов рассматривается на совещаниях при проведении оперативного контроля III-IV ступени. Контроль по выполнению планов возлагается на службу охраны труда.

 

Функция СУОТ по организации и координации работ предусматривает формирование органов управления охраной труда на всех уровнях управления и всех стадиях производственного процесса, определение обязанностей, прав, ответственности и порядка взаимодействия лиц, которые принимают участие в процессе управления, а также принятие и реализацию управленческих решений.

Контроль за состоянием охраны труда. Действенное управление охраной труда можно осуществлять только при наличии полной, своевременной достоверной информации о состоянии охраны труда. Получить такую информацию, обнаружить возможные отклонения от норм безопасности, а также проверить выполнение планов и управленческих решений можно только на основании регулярного и объективного контроля. Поэтому контроль состояния охраны труда является наиболее ответственной и трудоемкой функцией процесса управления.

Основными формами контроля за состоянием охраны труды являются: оперативный контроль; контроль, который проводится службой охраны труда предприятия; общественный контроль; административно-общественный трехступенчатый контроль; ведомственный контроль высших органов. Кроме контроля, осуществляется надзор за охраной труда со стороны государственных и профсоюзных инспекций.

Оперативный контроль со стороны руководителей работ и подразделений предприятия проводится в соответствий с утвержденными должностными обязанностями.

Служба охраны труда контролирует выполнение требований безопасности труда во всех структурных подразделениях и службах предприятия.

В деле создания здоровых и безопасных условий труда значительная роль отводится общественному контролю, который осуществляется комиссией по вопросам охраны труда предприятия и общественными инспекторами по охране труда

Административно-общественный трехступенчатый контроль проводится на трех уровнях. На первом уровне контроля начальник производственного участка (мастер) совместно с общественным инспектором профгруппы ежедневно проверяют состояние охраны труда на производственном участке. На втором уровне — начальник цеха совместно с общественным инспектором и специалистами соответствующих служб цеха (механик, энергетик, технолог) два раза в месяц проверяют состояние охраны труда согласно утвержденному графику. На третьем уровне контроля ежемесячно (в соответствии с утвержденным графиком) комиссия предприятия под председательством руководителя (главного инженера) проверяет состояние охраны труда на предприятии. В состав комиссии входят: руководитель службы охраны труда, председатель комиссии по охране труда профкома, руководитель медицинской службы, работник пожарной охраны и главные специалисты предприятия (технолог, механик, энергетик). Результаты работы комиссии фиксируются в журнале трехступенчатого контроля и рассматриваются на совещании. По результатам совещания издается приказ по предприятию.

Учет, анализ и оценка показателей охраны труда и функционирования СУОТ направлены (в соответствии с полученной информацией) на разработку и принятие управленческих решений руководителями всех уровней управления (от мастера участка до руководителя предприятия). Суть данной функции состоит в системном учете показателей состояния охраны труда, в анализе получения данных и обобщении причин несоблюдения требований законодательных и нормативных документов, а также причин невыполнения планов по охране труда с разработкой мероприятий, направленных на устранение обнаруженных недостатков. Анализируются материалы: о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях; результаты всех видов контроля за состоянием охраны труда; данные паспортов санитарно-технического состояния условий труда в цехе (на участке); материалы специальных обследований зданий, сооружений, помещений, оборудования и др. В результате учета, анализа и оценки состояния охраны труда вносятся дополнения и уточнения к оперативным, текущим и перспективным планам работы по охране труда, а также по стимули­рованию деятельности отдельных структурных подразделений, служб, работников за достигнутые показатели охраны труда.

Стимулирование деятельности по охране труда направлено на создание заинтересованности работников в обеспечении здоровых и безопасных условий труда. В соответствии со ст. 29 Закона Украины „Об охране труда" к работникам предприятий могут применяться любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению безопасности и улучшению условий труда. Стимулирование предусматривает моральные и материальные поощрения. К числу последних принадлежат: премии, вознаграждения за выполненную конкретную работу, изобретательство и рационализаторские предложения по вопросам охраны труда. Источником стимулирования деятельности по охране труда являются фонды охраны труда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: