Он обосновывает актуальность проблемы социального неравенства и предлагает свою конкретную программу по преобразованию России- революцию.




Б. Документ 17.

1)В чём заключается программный характер прокламации?

Он обосновывает актуальность проблемы социального неравенства и предлагает свою конкретную программу по преобразованию России- революцию.

"Выход из этого гнетущего, страшного положения, губящего современного человека и на борьбу с которым тратятся его лучшие силы, один — революция, революция кровавая и неумолимая, революция, которая должна изменить радикально все, все без исключения, основы современного общества и погубить сторонников нынешнего порядка."

-он говорит об необходимых обстоятельствах, причинах реализации своей программы

"Революции все способствует в настоящее время: волнение Польши и Литвы, финансовый кризис, увеличение налогов, окончательное разрешение крестьянского вопроса весной 1863 года, когда крестьяне увидят, что они кругом обмануты царем и дворянами, а тут еще носятся слухи о новой войне."

-Далее провозглашаются требования программы, которые по его мнению, должны быть реализованы

"Мы требуем изменения современного деспотического правления в республиканско-федеративный союз областей, причем вся власть должна перейти в руки национального и областных собраний... Каждая область должна состоять из земледельческих общин... Земля, отводимая каждому члену общины, отдается ему не на пожизненное пользование, а только на известное количество лет, по истечении которых мир производит передел земель...

Мы требуем, чтобы все судебные власти выбирались самим народом; требуем, чтобы общинам было предоставлено право суда над своими членами во всех делах, касающихся их одних.

... Национальное собрание решает все вопросы иностранной политики, разбирает споры областей между собой, вотирует законы, наблюдает за исполнением прежде постановленных, назначает управителей по областям, определяет общую сумму налога. Областные собрания решают дела, касающиеся до одной только той области, в главном городе которой они собираются...

Мы требуем правильного распределения налогов, желаем, чтобы он падал всей своей тяжестью не на бедную часть общества, а нз людей богатых...

Мы требуем заведения общественных фабрик, управлять которыми должны лица, выбранные от общества, обязанные по истечении известного срока давать ему отчет, требуем заведения общественных лавок... общественного воспитания детей, требуем содержания их на счет общества до конца учения... содержания на счет общества больных и стариков...

Мы требуем полного освобождения женщины, дарования ей всех тех политических и гражданских прав, какими будут пользоваться мужчины, требуем уничтожения брака как явления в высшей степени безнравственного и немыслимого при полном равенстве полов, а следовательно, и уничтожения семьи...

Мы требуем уничтожения главного притона разврата — монастырей, мужских и женских... Имущества как их, так и всех церквей должны быть отобраны в пользу государства...

Мы требуем увеличения в больших размерах жалованья войску и уменьшения солдату срока службы...

Мы требуем полной независимости Польши и Литвы...

Мы требуем доставления всем областям возможности решить по большинству голосов, желают ли они войти в состав Федеративной Республики Русской."

- далее рассказано, что может быть реализовано сейчас, а что потом(обещания)

"Без сомнения, мы знаем, что такое положение нашей программы, как федерация областей, не может быть приведено в исполнение тотчас же. Мы даже твердо убеждены, что революционная партия... должна сохранить теперешнюю централизацию, без сомнения политическую, а не административную, чтобы при помощи ее ввести другие основания экономического и общественного быта в наивозможно скорейшем времени. Она должна захватить диктатуру в свои руки и не останавливаться ни перед чем..."

-Далее говорится, для кого рассчитана эта программа и кто будет играть бОльшую роль в ее реализации, что необходимо делать участникам программы.

"Мы надеемся на народ... Мы надеемся на войско, надеемся на офицеров, возмущенных деспотизмом двора... Но наша главная надежда на молодежь... Помни же, молодежь, что из тебя должны выйти вожаки народа, что ты должна стать во главе движения, что на тебя надеется революционная партия!.. Готовься, а для этого собирайтесь почаще, заводите кружки, образуйте тайные общества."

-Показывается будущая перспектива от реализации участниками программы определенных действий.

"Скоро, скоро наступит день, когда мы распустим великое знамя будущего, знамя красное и с громким криком «Да здравствует социальная и демократическая республика русская!» двинемся на Зимний дворец, истреблять живущих там... Тогда бей императорскую партию не жалея, как не жалеет она нас теперь..."

- Показывается альтернативный исход невыполнения программы

"А если восстание не удастся... пойдем на эшафот нетрепетно, бесстрашно и, кладя голову на плаху или влагая ее в петлю, повторим тот же великий крик: «Да здравствует социальная и демократическая республика русская!»

2)В каких положениях документа выражен коммунистический смысл идеологии Заичневского?

Коммунизм – это социально-философское учение о совершенном и справедливом общественно-политическом устройстве и социально-политическое движение, призванное реализовать это учение на практике

В начале документа говорится о несправедливости и бесправии народа по сравнению с высшими классами(соц неравенство), обосновывается необходимость ликвидации соц неравенства путем революции

-Мы требуем, чтобы все судебные власти выбирались самим народом. требуем, чтобы общинам было предоставлено право суда над своими членами во всех делах, касающихся их одних.- Равенство всех перед законом и судом.

-Мы требуем правильного распределения налогов, желаем, чтобы он падал всей своей тяжестью не на бедную часть общества, а нз людей богатых...- программа справедливого налогооблажения

Мы требуем заведения общественных фабрик, управлять которыми должны лица, выбранные от общества, обязанные по истечении известного срока давать ему отчет, требуем заведения общественных лавок... общественного воспитания детей, требуем содержания их на счет общества до конца учения... содержания на счет общества больных и стариков...- единое общественное воспитание для всех детей, содержание их, пока они учатся во имя справедливости. Воспитание "нового человека"

Мы требуем полного освобождения женщины, дарования ей всех тех политических и гражданских прав, какими будут пользоваться мужчины, требуем уничтожения брака как явления в высшей степени безнравственного и немыслимого при полном равенстве полов, а следовательно, и уничтожения семьи..- равенство мужчины и женщины в правах.Насчет семьи преувеличил.

Мы требуем увеличения в больших размерах жалованья войску и уменьшения солдату срока службы- справедливые условия службы в армии

Мы требуем доставления всем областям возможности решить по большинству голосов, желают ли они войти в состав Федеративной Республики Русской.- спрашиваем всех, не хочешь –не надо. Все части россии равны и сами могут решить, как им жить.

Национальное собрание решает все вопросы иностранной политики, разбирает споры областей между собой, вотирует законы, наблюдает за исполнением прежде постановленных, назначает управителей по областям, определяет общую сумму налога. Областные собрания решают дела, касающиеся до одной только той области, в главном городе которой они собираются...+ Мы требуем заведения общественных фабрик, управлять которыми должны лица, выбранные от общества …- непосредственное участие масс в социальном управлении.

Но наша главная надежда на молодежь... Помни же, молодежь, что из тебя должны выйти вожаки народа, что ты должна стать во главе движения, что на тебя надеется революционная партия!..- надежда из молодежи сформировать нового человека, ориентированного деятельностью на достижение общего блага

Каждая область должна состоять из земледельческих общин... Земля, отводимая каждому члену общины, отдается ему не на пожизненное пользование, а только на известное количество лет, по истечении которых мир производит передел земель...- общность землепользование, отсутствие частной собственности.

Сообщение: Биографическая справка о П.Г. Заичневском.

Пётр Григорьевич Заичневский (Зайчневский, 18 [30] сентября 1842, село Гостиново, Орловская губерния[1] — 19 [31] марта 1896, Смоленск) — российский революционер-народник[2], один из идеологов якобинского направления в народничестве, автор прокламации «Молодая Россия»[3].

Родился в семье отставного полковника, помещика, дворянин.

В 1858 году окончил с серебряной медалью Орловскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Студентом увлёкся изучением произведений западно-европейских социалистов — Пьера Прудона, Луи Блана, Пьера Леру, Огюста Бланки, историей французских революционных войн, выступал в студенческой среде с пропагандой социализма, был членом революционного кружка «Библиотека казанских студентов».

В 1861 году вместе со студентом П. Э. Аргиропуло организовал студенческий кружок, занимавшийся изданием запрещённой литературы, А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, Л. Фейербаха и пропагандой революционных идей (в том числе через созданные кружком воскресные школы). В июле 1861 года был арестован и приговорён за распространение запрещённой литературы и призывы к свержению монархии к лишению всех прав состояния. Сослан в Красноярск на каторжные работы на два года и 8 месяцев с последующим вечным поселением в Сибири. 10 января 1863 года был доставлен в Красноярск, затем в Усть-Кут для отбытия каторжных работ.

В 1862 году, находясь ещё под следствием в камере Тверской полицейской части, написал прокламацию «Молодая Россия», содержавшую бланкистскую программу революционного переворота и получившую известность как революционный манифест республиканцев-якобинцев. Прокламация была нелегально издана и распространена членами московского студенческого кружка Заичневского в мае 1862 года от имени вымышленного Центрального Революционного Комитета. В прокламации, в частности, заявлялось:

Россия вступает в революционный период своего существования. Проследите жизнь всех сословий, и вы увидите, что общество разделяется в настоящее время на две части, интересы которых диаметрально противоположны и которые следовательно, стоят враждебно одна к другой. Снизу слышится глухой и затаённый ропот народа, угнетаемого и ограбляемого всеми, у кого в руках есть хоть доля власти, — народа, который грабят чиновники и помещики, грабит и царь… Сверху над народом стоит небольшая кучка людей довольных, счастливых… Между этими двумя партиями издавна идет спор — спор, почти всегда кончавшийся не в пользу народа… Выход из этого гнетущего, страшного положения, губящего современного человека и на борьбу с которым тратятся его лучшие силы один — революция, революция кровавая и неумолимая, революция, которая должна изменить радикально все, без исключения, основы современного общества и погубить сторонников нынешнего порядка. Мы не страшимся её, хотя и знаем, что прольётся река крови, что погибнут, может быть, и невинные жертвы. Мы предвидим всё это и всё-таки приветствуем её наступление. Мы готовы жертвовать лично своими головами, только пришла бы поскорее она, давно желанная…Скоро, скоро наступит день, когда мы распустим великое знамя будущего, знамя красное, и с громким криком: «Да здравствует социальная и демократическая республика России!» — двинемся на Зимний дворец истребить живущих там.

— Народная Воля

В 1864 году Пётр Заичневский был определён на поселение в Витим (Якутия), где прожил до 1869 года, когда ему дано было разрешение вернуться в Европейскую Россию в Пензенскую губернию. В 1872 году Заичневскому было разрешено, под личную ответственность его отца, переехать в отцовское имение в Орловской губернии под полицейский надзор. Организовал в Орле и Курске совместно с Василием Арцыбушевым конспиративные революционные кружки.

В августе 1877 года арестован и выслан в г. Повенец Олонецкой губернии, где организовал библиотеку, которая стала центром для ссыльных.

В конце 1880 года Заичневскому было разрешено переехать в Кострому, где организовал вокруг себя кружок революционно настроенной молодёжи.

Во второй половине 1880-х годов получил разрешение вернуться в Орёл, где организовал революционный кружок якобинского направления, установил связи с кружками Москвы, Петербурга, Курска, Смоленска, а также с заграничной группой русских якобинцев П. Н. Ткачёва — «Набат». Тайно от жандармов неоднократно выезжал в Москву. Владимир Гиляровский упоминает его в своей книге «Москва и Москвичи» в главе «Хитровка»:

Многих из товарищей-писателей водил я по трущобам, и всегда благополучно. Один раз была неудача, но совершенно особого характера. Тот, о ком я говорю, был человек смелости испытанной, не побоявшийся ни «Утюга», ни «волков Сухого оврага», ни трактира «Каторга», тем более, что он знал и настоящую сибирскую каторгу. Словом, это был не кто иной, как знаменитый П. Г. Зайчневский, тайно пробравшийся из места ссылки на несколько дней в Москву…

В 1888 году был арестован, два года провёл в тюрьме, 22 февраля 1890 года был выслан на пять лет в ссылку в Иркутск. В Иркутске вёл иностранный отдел в «Восточном обозрении», работал корреспондентом «Русских ведомостей».

В 1895 году, по возвращении из ссылки, поселился в Смоленске, где вскоре умер в марте 1896 года. Его соратница М. П. Голубева, впоследствии примкнувшая к большевикам, вспоминала[4][5]:

«…Для него ничего, кроме революции, не существовало. Даже в бреду на смертном одре он всё спорил с Лавровым, кому-то всё доказывал, что недалеко то время, когда человечество одной ногой шагнёт в светлое царство социализма».

Заичневский был похоронен в Смоленске у Авраамиева монастыря. На могиле был установлен камень с надписью.

Литература:

А. М. Воспоминания о П. Г. Зайчневском // О минувшем: Исторический сборник. — СПб.: Тип. Б. М. Вольфа, 1909.

• Заичневский, Пётр Григорьевич // Евклид — Ибсен. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969—1978, т. 9).

• Балагуров Я. А. Автор «Молодой России» (О Петре Григорьевиче Заичневском) // Вопросы истории. — 1972. — № 7. — С. 202—205.

• «Жизнь замечательных людей». Сподвижники Чернышевского (Михайлов, Шелгунов, братья Серно-Соловьевичи, Обручев, Муравский, Рымаренко, Угин, Заичневский, Сераковский). — 1961. — 480 с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: