Практическое (семинарское) занятие № 1. География населения. Демографические проблемы России (2 часа)
План.
Динамика численности населения России.
Структура населения. Региональная структура населения в России. Пирамиды половозрастного состава населения России Структура населения в Мурманской области.
Географические особенности расселения и рождаемости в России. Вымирание русского населения.
Отток населения с северных территорий
Вопрос для коллективного обсуждения.
Территориальные различия типов воспроизводства в РФ на современном этапе социо-экономического развития. Динамика численности населения России. Вымирание русского населения. Безлюдность громадных пространств.
Задание для самостоятельной работы.
Изучение показателей воспроизводства: демографических коэффициентов; показателей рождаемости; смертности, воспроизводства. Географическая интерпретация показателей.
Оценка влияния политических и экономических событий в России на половозрастную структуру населения.
Практическое (семинарское) занятие № 2. Миграции как социально-демографический процесс. Гоеграфические особенности мирового миграционного процесса (2 часа)
План.
13. Миграционное движение населения и его особенности.
14. Миграция как процесс территориального перемещения населения.
15. Виды и функции миграции населения, стадии миграции.
16. Этномиграционная дезинтеграция стран. Современные особенности миграционных потоков в России. Специфические социальные процессы связанные с миграцией в России.
17. Многолетняя динамика общего, естественного и миграционного прироста населения России
Вопросы для коллективного обсуждения.
Оценка места и роли миграционных явлений в социальных процессах различных регионов мира и в России.
Мотивация современных миграций и карта внутренних миграций населения России.
Задание для самостоятельной работы.
Типы и формы расселения. Концепция трех стадий миграционного процесса. Эпизодические, маятниковые и сезонные миграции. Утечка умов. Социальная дестабилизация стран и регионов в современном мире, вызванная миграционными процессами, в том числе в России.
Практическое (семинарское) занятие № 3. Проблемы устойчивого развития и социального воспроизводства общностей (2 час.)
План.
- Концепция и стратегия устойчивого развития.
- Содержание социального воспроизводства человеческих ресурсов. Структура социального воспроизводства в мировом сообществе.
- Особенности социального воспроизводства в России.
- Социальное воспроизводство как условие и функция устойчивого развития.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Особенные черты социального воспроизводства в России как крупнейшего региона мира. Структура социального воспроизводства в России. Особенности и структура социального воспроизводства в Мурманской области как региона России.
Задания для самостоятельной работы.
Понятия о концепции и стратегии устойчивого развития в эпоху экологического кризиса. Географическая дифференциация социально-воспроизводственных процессов.
Эволюция институтов социального воспроизводства.
Практическое (семинарское) занятие № 4. Географические аспекты формирования образа жизни населени
План.
1. Понятие образа жизни (ОЖ). Факторы формирования образа жизни.
2. Сети жизнеобеспечения.
3. Связи между субъектом ОЖ и местом деятельности.
Вопрос для коллективного обсуждения.
Образ жизни населения и его структура в регионах России;
Образ жизни населения в Мурманской области;
Географические отличия образа жизни на территории России.
Задание для самостоятельной работы.
Оценка сети жизнеобеспечения на территории России: объединяющие и дифференцирующие признаки. Роль современной России в формировании глобальной сети жизнеобеспечения.
Практическое (семинарское) занятие № 5. Географические особенности урбанизации как важнейшего социальный процесс в индустриальном обществе
План.
- Урбанизация как социально обусловленное явление в обществе.
- Урбанизация как фактор формирования миграционных потоков и территориального перераспределения населения.
- Общие закономерности развития урбанизации.
- Географические особенности мирового процесса урбанизации.
- Территориальные особенности урбанизации в современной России.
Вопрос для коллективного обсуждения.
Закономерности урбанизации стран развитого мира и слаборазвитых стран;
Отличительные характерные черты урбанизации в России;
Территориальная дифференциация урбанистического процесса в современной России;
Характерные и особенные черты урбанизации в Мурманской области.
Задание для самостоятельной работы.
Территориальная подвижность сельского населения. Изменение направлений и мотивов поездок сельских жителей. Дискриминация мигрантов как глобальный социальный процесс. Географические факторы развития урбанизации.
Тематика рефератов.
1. Современные социальные процессы в Мурманской области.
2. Социальны трансформации в Мурманской области в период экономических изменений.
3. Сравнительная оценка современных социальных процессов в Мурманской области и в регионах России.
4. Динамика миграционных потоков в Мурманской области как показатель современного социально – демографического процесса.
5. Сравнительная оценка миграционных потоков в Мурманской области и в регионах России.
6. Сравнительная характеристика процессов урбанизации Мурманской области.
7. Сравнительная социальная структура современного населения Мурманской области и регионов России.
8. Географические различия социальной структуры населения регионов России.
9. Особенности урбанизации Мурманской области в процессе глобальной урбанизации
10. Сравнительная динамика населения в Мурманской области и в регионах России.
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
Включать в список только лицензионное программное обеспечение, находящееся в открытом доступе для студента.
Лицензионное программное обеспечение, находящееся в открытом доступе для студента:
Windows7 Professional, 7Zip, Java, FlashPlayer, Adobe Reader, DJVuReader, MS Office 2007, LibreOffice.org, Mozilla FireFox.
5. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).
№ п\п | Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения занятий с перечнем основного оборудования | Фактический адрес учебных кабинетов и объектов, номер ауд. |
6. Технологическая карта дисциплины.