Дети вспоминают предыдущее занятие - логопед достает игрушку «дедушка». Затем логопед раздает детям по одной предметной картинке с изображением домашних животных и спрашивает:
Как животные помогают дедушке?
Ответы фразой: Корова дает молоко. Лошадь возит грузы. Кошка ловит мышей. Собака сторожит дом. Овца дает шерсть.
Коза дает молоко и шерсть.
Логопед продолжает:
- Обрадовался дедушка. Кошку оставил в доме жить, а для остальных животных построил домики.
Дидактическая игра «Чей домик?» (см. с. 89)
Дидактическая игра «Помоги дедушке накормить животных»
Выставляются игрушки (собака, кошка, корова, курица), на столе предметные картинки кость, миска с молоком, трава, зернышки). Дети по очереди выходят к столу, берут картинку и «кормят» то животное, для которого подходит эта картинка. С помощью вопросов логопеда дети оречевляют свои действия:
- Кому дали косточку?
- Что дали корове? И т.д.
Дети отвечают однословно или фразой, логопед следит за правильным произнесением окончаний имен существительных.
Тема «Д И К И Е ЖИВОТИНЕ. З А Я Ц »
З а н я т и е 1
Задачи: знакомство детей с лексикой по теме;. активизация словаря; развитие логического мышления; развитие мелкой и общей моторики.
Оборудование: игрушечный заяц, реалистичная картинка с изображением зайца.
Ход занятия
Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика
Топ-топ, топотушки. Ладошки стучат по столу.
Пляшут зайки на опушке. Показать «зайчиков».
Топ-топ, топотушки. Ладошки стучат по столу. Пляшут лапки, Потрясти кистями рук. Пляшут ушки. Показать «зайчиков».
Уточнение лексики по теме
Логопед показывает детям игрушечного зайца и просит их рассказать о нем. С помощью вопросов логопеда дети описывают внешний вид игрушки.
Логопед показывает картинку с изображением зайца и рассказывает о нем и его повадках (быстро бегает; лето м серый, а зимой белый; любит морковку и капусту, зимой грыз ет кору дер евьев; боится лису, волка, сову; живет в лесу).
Сравнение игрушечного и настоящего зайцев
Логопед предлагает детям сравнить игрушечного и настоящего зайцев, вспомнить, что может делать настоящий заяц. Затем логопед читает стихотворение А. Барто:
Зайку бросила хозяйка.
Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок.
Делается вывод, что на картинке изображен живой заяц; живой заяц может двигаться, искать себе корм, есть и пить. А игрушечный заяц - неживой, он ничего не может делать сам, без человека.
Игра с имитацией действий «Зайки белые сидят...» (см. с. 63)
Задачи: активизация фразовой речи;
практическое усвоение предлогов;
упражнение в понимании стихотворных текстов;
развитие логического мышления.
Оборудование: игрушечный заяц, картинки к игре «Настоящее или игрушечное?».
Ход занятия
Организационный момент
Логопед демонстрирует игрушечного зайца. Прослушивание потешки:
Раз-два-три-ч етыр е-пятъ,
Вышел зайчик погулять.
Дидактическая игра «Где наш зайчик?»
Логопед производит действия с зайчиком, оречевляя их:
- Зайчик пришел к нам в гости. Ему здесь в се интересно. Вот он при скакал к куклам, он хочет с ни ми познакомиться; зайчик сел на л ошадку - он хочет покататься; зайчик еел за стол - он хочет, чтобы его покормили; зайчик запрыгнул на полку - он хочет отдохнуть и т.п.
Далее каждый из детей ищет «спрятанного» логопедом зайчика; говорит, где нашел его я что делает зайчик.
Динамическая пауза
Девочки и мальчики
Прыгают, как зайчики.