Политико-правовая доктрина Марка Туллия Цицерона




ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ АНТИЧНОСТИ

(ГРЕЦИЯ И РИМ)

 

ПЛАН

 

1. Особенности развития политико-правовой мысли в древнем Риме.

2. Политико-правовая доктрина Марка Туллия Цицерона.

3. Политико-правовая составляющая в стоической философии.

 

1.

Особенности развития политико-правовой мысли в древнем Риме

 

Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с политико-правовыми учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось не только тем, что идеологические концепции в этих странах формировались на основе однотипных социально-экономических отношений, но и глубокой преемственностью в развитии их культуры. Древний Рим, долгое время остававшийся на периферии античного мира, вынужден был подтягиваться до уровня передовых полисов Греции, перенимать ее культуру.

Завоевание Римом греческих полисов положило начало эллинизации римского общества, т.е. широкому распространению греческой культуры среди римлян. В эпоху империи эти процессы переплетались с процессами взаимовлияния греческих, восточных и собственно римских культурных традиций.

Политико-правовые учения в Древнем Риме формировались на основе философских направлений, которые были перенесены из Греции. В своих наставлениях по философии римские мыслители обычно воспроизводили греческие учения, изменяя и приспосабливая их применительно к римским условиям. При разработке политических концепций римские авторы опирались на заимствованные из греческих источников представления о формах государства, о соотношении закона и справедливости, о естественном праве и др.

Новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслителей заключались в том, что ими были выдвинуты идеи, соответствующие римскому менталитету. Можно выделить два круга идеологических представлений, в которых наиболее ярко проявилось своеобразие римской политико-правовой мысли.

К первому из них следует отнести изменения в политической теории, обусловленные развитием отношений частной собственности и рабства. Возникновение крупной земельной собственности и концентрация богатства, сопровождавшаяся углублением социальных конфликтов, поставили господствующие классы перед необходимостью усилить правовую защиту имущественных отношений. Осознание этой потребности вызывало у них повышенный интерес к правовым средствам закрепления своего господства, порождало представления о том, что государство служит для защиты имущества и держится на согласии граждан относительно права.

Результатом практической деятельности юристов по толкованию законов явилось обособление юриспруденции в самостоятельную отрасль знаний. Со временем она приобретает статус источника права. В трудах римских юристов получают детальное обоснование институты и нормы действующего права, в том числе правовой статус свободных и рабов, классификация имущественных сделок, содержание права собственности и порядок наследования.

Ко второму кругу следует отнести изменения в политической теории, отражавшие перестройку государственного механизма в эпоху империи, когда республиканская форма правления была заменена промонархическим режимом. Правящая верхушка отказалась в этот период от политических идеалов, которым следовала полисная аристократия. Для официальной идеологии Римской империи характерны идеи космополитизма, мирового владычества римлян, а также концепции неограниченной императорской власти и государственный культ правящего императора.

Значительное влияние на идеологию римского общества оказала философия стоиков. Ее последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о «духовном равенстве» всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости подчиниться мировому закону. Мистические стороны и пессимизм учения стоиков усиливались с нарастанием кризиса рабовладельческого строя. Многие идеи стоицизма были восприняты христианством. На протяжении II–III вв. христианская религия постепенно утратила свой первоначальный бунтарский дух, а в IV в. была возведена в ранг официальной идеологии римского государства.

 

2.

Политико-правовая доктрина Марка Туллия Цицерона

 

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) – знаменитый рим­ский оратор, политический деятель и мыслитель, идеолог сенатской аристократии.

Свои политико-правовые воззрения Цицерон, подражая Пла­тону, изложил в диалогах «О государстве» и «О законах», а также многочисленных политических и судебных речах.

В значитель­ной мере политическое и правовое учение Цицерона основыва­ется на заимствованиях из концепций Платона, Аристотеля, стоиков.

Однако существует принципиально новое, что он внес в историю политической правовой мысли: Цицерон заложил основы юридической традиции (парадигмы) в интерпретации государства и права.

Учение о государстве

Вотличие от этико-философской традиции в понимании го­сударства как морального сообщества свободных граждан поли­са, созданного для общего блага и справедливости, которую развивали Платон и Аристотель, Цицерон интерпретировал го­сударство как публично-правовую категорию,рассматривая его как «общий правопорядок».

Он определяет государство (res publica)как дело, достояние народа, понимая под народом «не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».

Основой, исходным принципом политического сообщества свободных граждан, созданного для реализации общего интереса, по Цицерону, является не добродетель, а право.

Будучи выразителем интересов оптиматов, Ци­церон включал в понятие «народ » не всех свободных, а лишь тех, кто занят благородным умственным трудом.

К числу презренных людей он относил ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных мастерских, а также всех трудящихся. С такими людьми, занятыми «грязным делом», у достойных граждан не может быть никаких общих интересов.

Происхождение государства Цицерон рассматривал как есте­ственный процесс,истоки которого лежат в природе человека.

Он заимствует положение Аристотеля о врожденной потребно­сти человека к общению: природная приверженность людей к общению обусловливает желание упорядочить это общение, взаимодействуя через государство. До него «врожденная по­требность жить вместе» реализовалась в семье как первоначаль­ном элементе общества, родовой общине.

Только в государстве естественная потребность в общении находит самую совершен­ную и завершенную форму, поскольку государство по своей сущности воплощение того, что по природе есть справедли­вость и право.

Таковым оно становится, если государственная власть вручена мудрецам, способным приблизиться к постиже­нию божественного разума, а люди живут в соответствии с обычаями и традициями отцов. Однако «врожденная потребность жить вместе» является наибо­лее важной, но не единственной причиной возникновения го­сударства.

Не менее значимой оказывается и потребность в ох­ране частной собственности. Поскольку, по признанию Цицерона, «частной собственности не бывает от природы », то имущест­венные и социальные различия между людьми возникают не от рождения, а путем завоевания, завладения, на основе соглашения или закона. По этой причине государство является не только результатом врожденной потребности в общении, но и искусст­венным образованием, «народным установлением». Его цель – за­щита частной собственности.

Так противоречиво уживаются в по­литическом учении Цицерона природные и социальные факторы происхождения государства.

Достижение согласия в вопросах права и реализации общего интереса зависит от формы государства. Ссылаясь на Аристотеля, Цицерон выделяет «правильные» и «неправильные» формы на основании:

1) способности государст­ва к осуществлению определенной добродетели (цели правле­ния);

2) того, кто правит (количество правящих).

Правильные формы:

Ø царская власть, «когда верховная власть находится в руках у одного человека»; при этом «благоволением своим нас при­влекают цари»;

Ø оптиматы (аристократия), «когда власть находится в руках у выборных», а правление олицетворяет мудрость;

Ø демократия, когда «все находится в руках народа», а гражда­нам свойственна свобода.

Им противостоят извращенные, неправильные формы:

Ø тирания;

Ø олигархия;

Ø охлократия.

При всех достоинствах каждая из правильных форм страдает недостатками, главные из которых – односторонность, неус­тойчивость и склонность к вырождению в неправильные по­рочные формы.

Царская власть (монархия), страдающая произво­лом единовластного правителя, вырождается в тиранию.

Прав­ление мудрых и доблестных (оптиматов) превращается в гос­подство клики богатых и знатных (олигархии).

Полновластие наро­да (демократия),«когда все решается по воле народа», приводит к «безумию и произволу толпы» (охлократии).

Следует отметить, что уродливые формы правления не пред­ставляют собой государство как объединение свободных граж­дан, поскольку в условиях тирании, клики, охлократии господ­ствует произвол, а не разум и справедливость.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: