Предотвратить склонность государства к вырождению ивозникновению порочных состояний позволяет «наилучшая» форма – смешанная форма правления,образующаяся путем равномерного сочетания достоинств трех простых форм правления: монархии, аристократии и демократии.
Наиболее устойчивым и совершенным, по мнению Цицерона, является государство, где «было бы нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа».
В отличие от утопического идеального государства Платона Цицерон описывает государственный строй, который вполне достижим.
В качестве такого реально существующего государства Цицерон рассматривал Римскую республику, в которой монархические начала представлены властью консулов, аристократические – правлением сената, демократические – народным собранием и народными трибунами.
Он восхваляет мудрость «отцов» и«дедов», которые осознали «необходимость равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий, с тем чтобы достаточно власти было у ма
гистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа».
Идеальное государство (аристократическая сенатская республика) может стать вечным благодаря наличию следующих условий:
1) разделение и взаимное равновесие властей;
2) существование мудрого государственного деятеля (политика);
3) наличие идеального гражданина как субъекта государства и права;
4) существование справедливых законов.
Теория мудрого и добродетельного политика, государственного деятеля (речь идет о политической элите) развивалась Цицероном в противовес узурпаторским устремлениям Суллы, Помпея, Цезаря, Антония, Октавиана, стремившихся монополизировать власть в своих руках.
В этом выражалась ностальгия по уходящим республиканским институтам, которые уже объективно не могли эффективно управлять огромным государством. Им на смену шла монархия.
Назначение мудрого политика (элиты) состоит в том, чтобы «сделать жизнь людей более безопасной и более богатой».
Цицерон наделяет политика (элиту) целым рядом добродетелей:
Ø мудрость, основанная на знаниях науки о государстве и праве, которая позволяет ему предвидеть неблагоприятные изменения в форме государства и предупредить их;
Ø стремление служить общему благу и справедливости;
Ø решительность и доблесть в обеспечении всеобщего согласия и правопорядка;
Ø красноречие.
Высшим проявлением добродетели и долга является активное участие граждан в политической жизни.
Добродетельное поведение идеального гражданина обусловлено его ориентированностью на неукоснительное следование справедливости (не причинять вреда чужому имуществу и правам), истине, трудиться для общего блага, защищать отечество.
Заметим, что образцы идеального государства, мудрого политика и идеального гражданина у Цицерона оказывается в прошлом,а не в будущем. Восхваляя Римскую республику времен «отцов» и «дедов», он выражал требования римской аристократии, которая настаивала на реставрации республиканских учреждений и порядков. Однако время республики уже безвозвратно прошло; Рим становился империей с единоличной властью императора и господством бюрократии.
Учение о праве
Цицерон развивает учение о естественном праве,продолжая традиции стоиков. Понимание права он выводит из идеи мирового, всеобщего закона природы.
В его основе лежат принципы человеческой природы, неотъемлемые, вечные и неизменные качества – разум и справедливость, которые составляют естественное право – высший, истинный закон.
Разум и справедливость являются основой согласия людей, объединившихся в государство. Разум означает естественно-правовое требование жить в согласии с природой, что предполагает жить честно и добродетельно, а справедливость как основной принцип естественного права «воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними » (т.е. гражданами).
По Цицерону, «первое требование справедливости состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной как своей».
Таким образом, понимая естественное право как высший, истинный закон, Цицерон определяет его как «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает ».
Виды права:
Ø естественное право (высший, истинный закон);
Ø писаный закон –законы и установления государства.
Они различаются прежде всего по источнику происхождения:«истинный и первый закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера».
Естественное право устанавливается природой, а позитивный закон – человеческими решениями и постановлениями.
Цицерон замечал, что истинный закон (естественное право) не зависит от мнения и усмотрения людей. Поскольку «если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, – если бы права эти люди могли получить одобрение голосованием или решением толпы».
Кроме того, естественное право и писаное право различаются по времени возникновения. Естественное право возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано ». Писаное право, как и государство, является воплощением того, что по природе есть справедливость и право.
Наконец, истинный закон и писаное право обладают различной юридической силой. Естественное право (истинный закон) есть «сила природы», «ум и сознание мудрого человека», «мерило права и бесправия».
По этой причине естественное право обладает верховенством над писаным законом.
Законы государства должны соответствовать установленному в природе божественному порядку, иначе, в противном случае, они не имеют законной силы. Соответствие писаных законов естественному праву является критерием и мерилом их справедливости. Цицерон замечал, что «предлагать полную или частичную отмену истинного закона – кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем».
Писаное право (позитивное право) составляют законы, традиции и обычаи предков, санкционированные государством, решения сената (сенатусконсультумы), приговоры судей, повеления народов. Заслуга Цицерона заключалась в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношения управляющих и управляемых: «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане ».
Таким образом, он стоял у истоков теории правового государства.
Вторая классификация права связана с характером регулируемых интересов и осуществляется преимущественно внутри позитивного права. Все, что связано с пользой отдельных лиц, регламентирует частное право. Отношения, которые затрагивают интересы государства, регулирует публичное право, а вопросы войны и мира, заключения договоров, соблюдения обязательств находятся в сфере международного права («права народов»), которое включает отдельные положения естественного права.
3.