Концепция идеального, совершенного государства




Предотвратить склонность государства к вырождению ивозникновению по­рочных состояний позволяет «наилучшая» форма – смешанная форма правления,образующаяся путем равномерного сочетания достоинств трех простых форм правления: монархии, аристо­кратии и демократии.

Наиболее устойчивым и совершенным, по мнению Цицерона, яв­ляется государство, где «было бы нечто выдающееся и цар­ственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа».

В отличие от утопического идеального государства Платона Цицерон описывает государственный строй, который вполне дос­тижим.

В качестве такого реально существующего государства Ци­церон рассматривал Римскую республику, в которой монархиче­ские начала представлены властью консулов, аристократические – правлением сената, демократические народным собранием и на­родными трибунами.

Он восхваляет мудрость «отцов» и«дедов», которые осознали «необходимость равномерного распределения прав, обязанно­стей и полномочий, с тем чтобы достаточно власти было у ма гистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа».

Идеальное государство (аристократическая сенатская республи­ка) может стать вечным благодаря наличию следующих условий:

1) разделение и взаимное равновесие властей;

2) существование мудрого государственного деятеля (политика);

3) наличие идеального гражданина как субъекта государства и права;

4) существование справедливых законов.

Теория мудрого и добродетельного политика, государственно­го деятеля (речь идет о политической элите) развивалась Цице­роном в противовес узурпаторским устремлениям Суллы, Пом­пея, Цезаря, Антония, Октавиана, стремившихся монополизи­ровать власть в своих руках.

В этом выражалась ностальгия по уходящим республиканским институтам, которые уже объек­тивно не могли эффективно управлять огромным государством. Им на смену шла монархия.

Назначение мудрого политика (элиты) состоит в том, чтобы «сделать жизнь людей более безопасной и более богатой».

Цицерон наделяет политика (элиту) целым рядом доброде­телей:

Ø мудрость, основанная на знаниях науки о государстве и праве, которая позволяет ему предвидеть неблагоприятные изменения в форме государства и предупредить их;

Ø стремление служить общему благу и справедливости;

Ø решительность и доблесть в обеспечении всеобщего согласия и правопорядка;

Ø красноречие.

Высшим проявлением добродетели и долга является актив­ное участие граждан в политической жизни.

Добродетельное поведение идеального гражданина обусловлено его ориентиро­ванностью на неукоснительное следование справедливости (не причинять вреда чужому имуществу и правам), истине, тру­диться для общего блага, защищать отечество.

Заметим, что образцы идеального государства, мудрого по­литика и идеального гражданина у Цицерона оказывается в про­шлом,а не в будущем. Восхваляя Римскую республику времен «от­цов» и «дедов», он выражал требования римской аристократии, которая настаивала на реставрации республиканских учрежде­ний и порядков. Однако время республики уже безвозвратно прошло; Рим становился империей с единоличной властью им­ператора и господством бюрократии.

Учение о праве

Цицерон развивает учение о естественном праве,продолжая традиции стоиков. Понимание права он вы­водит из идеи мирового, всеобщего закона природы.

В его ос­нове лежат принципы человеческой природы, неотъемлемые, вечные и неизменные качества – разум и справедливость, кото­рые составляют естественное право – высший, истинный закон.

Разум и справедливость являются основой согласия людей, объединившихся в государство. Разум означает естественно-правовое требование жить в согласии с природой, что предполагает жить честно и добродетельно, а справедливость как основной принцип естественного права «воздает каждому свое и сохраня­ет равенство между ними » (т.е. гражданами).

По Цицерону, «первое требование справедливости состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это не­справедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей соб­ственностью как общей, а частной как своей».

Таким образом, понимая естественное право как высший, истинный закон, Цицерон определяет его как «разумное поло­жение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает ».

Виды права:

Ø естествен­ное право (высший, истинный закон);

Ø писаный закон –за­коны и установления государства.

Они различаются прежде всего по источнику происхождения:«истинный и первый закон, способный приказывать и воспре­щать, есть прямой разум всевышнего Юпитера».

Естественное право устанавливается природой, а позитивный закончеловече­скими решениями и постановлениями.

Цицерон замечал, что ис­тинный закон (естественное право) не зависит от мнения и усмотрения людей. Поскольку «если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приго­ворами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, – если бы права эти люди могли получить одобрение голосовани­ем или решением толпы».

Кроме того, естественное право и писаное право различаются по времени возникновения. Естественное право возникло «рань­ше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано ». Писаное право, как и государство, является воплощением того, что по природе есть справедливость и право. Наконец, истинный закон и писаное право обладают раз­личной юридической силой. Естественное право (истинный закон) есть «сила природы», «ум и сознание мудрого человека», «мерило права и бесправия».

По этой причине естественное право обладает верховенством над писаным законом.

Законы государства должны соответство­вать установленному в природе божественному порядку, иначе, в противном случае, они не имеют законной силы. Соответст­вие писаных законов естественному праву является критерием и мерилом их справедливости. Цицерон замечал, что «предлагать полную или частичную отмену истинного закона – кощунство; сколько-нибудь ог­раничивать его действие не дозволено; отменить его пол­ностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни поста­новлением народа освободиться от этого закона не можем».

Писаное право (позитивное право) составляют законы, тра­диции и обычаи предков, санкционированные государством, ре­шения сената (сенатусконсультумы), приговоры судей, повеления народов. Заслуга Цицерона заключалась в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношения управляющих и управ­ляемых: «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане ».

Таким образом, он стоял у истоков теории правового государства.

Вторая классификация права связана с характером регули­руемых интересов и осуществляется преимущественно внутри позитивного права. Все, что связано с пользой отдельных лиц, регламентирует частное право. Отношения, которые затрагива­ют интересы государства, регулирует публичное право, а вопросы войны и мира, заключения договоров, соблюдения обязательств находятся в сфере международного права («права народов»), ко­торое включает отдельные положения естественного права.

 

3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: