Маленькие трагедии Пушкина




Сценическая история и судьба «Бориса Годунова»

Напечатан в 1831 году «Борис Годунов» – при жизни, но запрещен к постановке.

В 1870году - Александринский театр – поставлен с купюрами – выброшено 6 сцен -

1880 – Малый театр – без успеха

1907 – МХТ - без успеха

ПЕВРАЯ ПОЛНАЯ ПОСТАНОВКА – 1934 – на сцене Ленинградского драматического театра – НО: режиссер Сушкевич переставил некоторые сцены, удачны народные сцены

1937 – МАЛЫЙ ТЕАТР – по духу ближе к Пушкину

1982 – Юрий Любимов – на Таганке – 1 успешная постановка. На генеральной репетиции был запрещен к показу. Вошел в историю мирового тетра.

Почему запрещен? На пустой сцене стоял деревянный столб с надписью – «европа-азия». Возле столба народ с песней «ой ты мать – Россия» - из толпы все персонажи.

В финале – народ безмолвствует. – пушкинская ремарка – в гроб ложится актер – николай Губенко – на гроб – самозванец – темнота в зале – через 2 минуты в современной одежде – потом все поют «вечную память» - о всех погибших за всю историю России. (перед ген.репетицией – умер Брежнев) -

Восстановлен в 1988 году, после возвращения Любимова в СССР. Спектакль уже так не звучал – за 6 лет многое изменилось. Шел спектакль около 10 лет.

90-ые годы: Ефремов Олег – к сожалению. Было поставлено монументально. Но сам Ефремов – играл БГ грандиозно - роль самозванца отдал своему сыну Михаилу.

1999 год – Тимур Чхиидзе – БДТ (к 200-летию со дня рождения Пушкина) – поставлен в жесткой манере; БГ – Ивченко - ведущий актер БДТ – холодный, жесткий человек, без светлых нот. Критика обругала – за отсутствие народных сцен, т.к. у Пушкина – главный актер – народ, а в БДТ – их было всего 4. В этом логика: ведь часто от имени народа принимаются решения колуарно.

Начало 2000 – английский режиссер Деклон Доннелан (лучшая постановка в России – «12 ночь» - на сцене театра Пушкина – как во времена Шекспира женские роли исполняют мужчины – ни у кого не вызывало никакой голубизны)… последняя работа - «буря».

 

БГ- современная Россия – менты за самозванцем охотятся – в мхт им горького – (это проект театра наций) самозванец – евгений миронов. Жанр: трагифарс

Итог: ни один из спектаклей не созвучен пушкинскому гению, но режиссерская постановка Любимова лучшая – а актерские работы в других постановках.

Владимир Мерзоев – «Борис Годунов» - фильм.

 

Маленькие трагедии Пушкина

Болдинская осень 1830 год - написал «4 маленьких трагедии» - по Пушкину: это драматические сцены.

- «Скупой рыцарь»

- «Моцарт и Сальери»

- «Каменный гость»

- «Пир во время чумы»

 

Социально-психологические драмы.

Скупой рыцарь – барон – фанатик своего увлечения – для него нет ничего, кроме этого. Он не просто жаден. По сравнению с бароном его сын – мелок, полное ничтожество. (тема деградации общества).

Величайшая из четырех трагедий – «Моцарт и Сальери».

Белинский определил конфликт Моцарта и Сальери так: «Это пьеса о взаимоотношениях таланта и гения». Сальери – популярный придворный композитор, таких как он множество, но ни в коем случае он не бездарен.

Моцарта называет гулякой праздной сальери.

- сальери моцарта не травил -это легенда.

Гений и злодей – 2 вещи несовместны? спорный вопрос

- «каменный гость» - образ дона Жуана (Хуана) – он до Пушкина неоднократно рассматривался в драматургии.

Тирсе домолина –

Самый многогранный образ – дон Жуан у Мольера.

Пушкинский дон Гуан – любит дону Анну – Пушкин его оправдывает, потому что он полюбил.

«Пир во время чумы» - переделка Пушкиным поэта-романтика Вильсона поэмы «Чумной город»

Если сейчас ставить «Пир во время чумы» - от том, когда все идет к гибели и люди несмотря на это отдыхают.

Сценические версии – маленькие трагедии, сюжетно далекие от современности говорят нам о вечных вопросах: о деградации общества, психологических нюансах души человека, о жизни и смерти.

В 1832 году – при жизни Пушкина – был поставлен «Моцарт и Сальери» - но публика была не готова это воспринять.

«Каменный гость» - ставился часто. Антураж «плаща и шпаги».

Дважды приезжал в Россию Росии – успешно.

«Пир во время чумы» - 1899 год – Александринский театр с Давыдовым – первая постановка

СССР актерские работы: - театр Вахтангова – барон – Михаил Ульянов; Моцарт и Сальери – Иннокентий Смоктуновский,

В 1915 году в мхт – постановка трех маленьких трагедий – без скупого рыцаря. Постановка – бенуа… противоречение холодного эстетизма и реалистичных актеров.

Постановка Юрия Любимова в театре на Таганке 1989 год –«ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ» - Любимов соединил благодаря одному приему все 4 произведения – за столом сидят пирующие – из пирующих возникают произведения Пушкина.

Дон Гуан – Золотухин.

Филатов – барон и Сальери

ЛУЧШАЯ ПОСТАНОВКА

НЕКРОШУС – 90-ые годы – Моцарт и Сальери. Дон Гуан. Чума. _ первые 2 поставлены….

В традиционных постановках – рояль. Здесь нет ничего такого. Моцарт начинает бешено плясать и Сальери начинает раздеваться – полностью соответствует гению Пушкина –

 

Драма «Русалка» (1828-1832) не окончена

Русалка обрывается такими словами – «Откуда ты, прелестное дитя?»

Образ Наташи – это первый трагический реалистический женский образ в русской драматургии.

Последнее драматическое представление «сцены из рыцарских времен». Главная проблема – отмирание рыцарства, нарождение феодализма

 

 

Евгений Онегин (театр на Таганке) Сценограф – Баровский.

 

Михаил крылов – поставил Пушкин. Онегин. Ру – пошлость – актриса ложилась на пол. Кончаю. страшно перечесть – подобное оргазму – это пошлость… антреприза. Премьера была в манеже.

У Чайковского онегин не назван оперой – лирические сцены – она состоялась

 

Большой театр – дмитрий чернюков – до дуэли все в советское время – все происходит

Рублевка – новые русские – …

В спектакле есть все что угодно, кроме лирики. Много модерна

 

ПИКОВАЯ ДАМА - гениальное произведение чайковского, но здесь есть противоречие:

Это ироническая повесть Пушкина, а Чайковский написал трагическую оперу. Всегда возникал вопрос – как соединить иронию Пушкина и трагизм Чайковского – первым это попытался сделать Мейерхольд.. Юрий Любимов ставил …с музыкой Шнитке… эта проблема пока еще не была разрешена.

 

Мусорцкий «Борис Годунов» -

Иван поповский –т муз театре.

Опера римского-корсакова – моцарт и сальери –

Даргомышский - русалка и каменный гость…

Опера глинки –руслан и людмила

Опера римского-корсакова – сказка о царе салтане

Золотой петушок – постановка серебрянникова. В жанре эротико-политического триллера

 

ПУШКИН И БАЛЕТНЫЙ ТЕАТР

В советское время было поставлено много балетов по произведениям Пушкина –

«Бахчисарайский фонтан» - драма – главный герой-Герей – преображение дикой души под воздействием чувства любви –

«кавказский ленник», «граф Нурин», - уже не идут

Балет «онегин» - 70-ые г.г. –

Эйфман балет онегин – история россии – героизнакомятся у белого дома –

Балет – пиковая дама – поставил роланд пети – с блистательными актерскими и танцевальными

 

ОБРАЩЕНИЕ ТЕАТРОВ К САМОМУПУШКИНУ

В 30-ые годы – булгаков написал пьесу -

Пьеса о пушкине безнего – смертельнораненного его привозят с дуэли,

Жуковский, вяземский, данзас, дух ушкина – витает…

Драматург зорин _ «медная бабушка» - отношение к власти – мхт – роль пушкина и поставил спектакль – олег ефремов

 

ТЮЗ – «ПУШКИН. ДУЭЛЬ. СМЕРТЬ» - ГИНКЕС – по пьесе «последние дни» булгакова – в конце спектакля –

Образ пушкина – спектакль «изверг» - эрмитаж – гл героиня злой гений пушкина – дарья палетика -

А.С. НАМ ЕЩЕ МНОГО СЮРПРИЗОВ ПРИНЕСЕТ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: