Сценическая история и судьба «Бориса Годунова»
Напечатан в 1831 году «Борис Годунов» – при жизни, но запрещен к постановке.
В 1870году - Александринский театр – поставлен с купюрами – выброшено 6 сцен -
1880 – Малый театр – без успеха
1907 – МХТ - без успеха
ПЕВРАЯ ПОЛНАЯ ПОСТАНОВКА – 1934 – на сцене Ленинградского драматического театра – НО: режиссер Сушкевич переставил некоторые сцены, удачны народные сцены
1937 – МАЛЫЙ ТЕАТР – по духу ближе к Пушкину
1982 – Юрий Любимов – на Таганке – 1 успешная постановка. На генеральной репетиции был запрещен к показу. Вошел в историю мирового тетра.
Почему запрещен? На пустой сцене стоял деревянный столб с надписью – «европа-азия». Возле столба народ с песней «ой ты мать – Россия» - из толпы все персонажи.
В финале – народ безмолвствует. – пушкинская ремарка – в гроб ложится актер – николай Губенко – на гроб – самозванец – темнота в зале – через 2 минуты в современной одежде – потом все поют «вечную память» - о всех погибших за всю историю России. (перед ген.репетицией – умер Брежнев) -
Восстановлен в 1988 году, после возвращения Любимова в СССР. Спектакль уже так не звучал – за 6 лет многое изменилось. Шел спектакль около 10 лет.
90-ые годы: Ефремов Олег – к сожалению. Было поставлено монументально. Но сам Ефремов – играл БГ грандиозно - роль самозванца отдал своему сыну Михаилу.
1999 год – Тимур Чхиидзе – БДТ (к 200-летию со дня рождения Пушкина) – поставлен в жесткой манере; БГ – Ивченко - ведущий актер БДТ – холодный, жесткий человек, без светлых нот. Критика обругала – за отсутствие народных сцен, т.к. у Пушкина – главный актер – народ, а в БДТ – их было всего 4. В этом логика: ведь часто от имени народа принимаются решения колуарно.
Начало 2000 – английский режиссер Деклон Доннелан (лучшая постановка в России – «12 ночь» - на сцене театра Пушкина – как во времена Шекспира женские роли исполняют мужчины – ни у кого не вызывало никакой голубизны)… последняя работа - «буря».
БГ- современная Россия – менты за самозванцем охотятся – в мхт им горького – (это проект театра наций) самозванец – евгений миронов. Жанр: трагифарс
Итог: ни один из спектаклей не созвучен пушкинскому гению, но режиссерская постановка Любимова лучшая – а актерские работы в других постановках.
Владимир Мерзоев – «Борис Годунов» - фильм.
Маленькие трагедии Пушкина
Болдинская осень 1830 год - написал «4 маленьких трагедии» - по Пушкину: это драматические сцены.
- «Скупой рыцарь»
- «Моцарт и Сальери»
- «Каменный гость»
- «Пир во время чумы»
Социально-психологические драмы.
Скупой рыцарь – барон – фанатик своего увлечения – для него нет ничего, кроме этого. Он не просто жаден. По сравнению с бароном его сын – мелок, полное ничтожество. (тема деградации общества).
Величайшая из четырех трагедий – «Моцарт и Сальери».
Белинский определил конфликт Моцарта и Сальери так: «Это пьеса о взаимоотношениях таланта и гения». Сальери – популярный придворный композитор, таких как он множество, но ни в коем случае он не бездарен.
Моцарта называет гулякой праздной сальери.
- сальери моцарта не травил -это легенда.
Гений и злодей – 2 вещи несовместны? спорный вопрос
- «каменный гость» - образ дона Жуана (Хуана) – он до Пушкина неоднократно рассматривался в драматургии.
Тирсе домолина –
Самый многогранный образ – дон Жуан у Мольера.
Пушкинский дон Гуан – любит дону Анну – Пушкин его оправдывает, потому что он полюбил.
«Пир во время чумы» - переделка Пушкиным поэта-романтика Вильсона поэмы «Чумной город»
Если сейчас ставить «Пир во время чумы» - от том, когда все идет к гибели и люди несмотря на это отдыхают.
Сценические версии – маленькие трагедии, сюжетно далекие от современности говорят нам о вечных вопросах: о деградации общества, психологических нюансах души человека, о жизни и смерти.
В 1832 году – при жизни Пушкина – был поставлен «Моцарт и Сальери» - но публика была не готова это воспринять.
«Каменный гость» - ставился часто. Антураж «плаща и шпаги».
Дважды приезжал в Россию Росии – успешно.
«Пир во время чумы» - 1899 год – Александринский театр с Давыдовым – первая постановка
СССР актерские работы: - театр Вахтангова – барон – Михаил Ульянов; Моцарт и Сальери – Иннокентий Смоктуновский,
В 1915 году в мхт – постановка трех маленьких трагедий – без скупого рыцаря. Постановка – бенуа… противоречение холодного эстетизма и реалистичных актеров.
Постановка Юрия Любимова в театре на Таганке 1989 год –«ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ» - Любимов соединил благодаря одному приему все 4 произведения – за столом сидят пирующие – из пирующих возникают произведения Пушкина.
Дон Гуан – Золотухин.
Филатов – барон и Сальери
ЛУЧШАЯ ПОСТАНОВКА
НЕКРОШУС – 90-ые годы – Моцарт и Сальери. Дон Гуан. Чума. _ первые 2 поставлены….
В традиционных постановках – рояль. Здесь нет ничего такого. Моцарт начинает бешено плясать и Сальери начинает раздеваться – полностью соответствует гению Пушкина –
Драма «Русалка» (1828-1832) не окончена
Русалка обрывается такими словами – «Откуда ты, прелестное дитя?»
Образ Наташи – это первый трагический реалистический женский образ в русской драматургии.
Последнее драматическое представление «сцены из рыцарских времен». Главная проблема – отмирание рыцарства, нарождение феодализма
Евгений Онегин (театр на Таганке) Сценограф – Баровский.
Михаил крылов – поставил Пушкин. Онегин. Ру – пошлость – актриса ложилась на пол. Кончаю. страшно перечесть – подобное оргазму – это пошлость… антреприза. Премьера была в манеже.
У Чайковского онегин не назван оперой – лирические сцены – она состоялась
Большой театр – дмитрий чернюков – до дуэли все в советское время – все происходит
Рублевка – новые русские – …
В спектакле есть все что угодно, кроме лирики. Много модерна
ПИКОВАЯ ДАМА - гениальное произведение чайковского, но здесь есть противоречие:
Это ироническая повесть Пушкина, а Чайковский написал трагическую оперу. Всегда возникал вопрос – как соединить иронию Пушкина и трагизм Чайковского – первым это попытался сделать Мейерхольд.. Юрий Любимов ставил …с музыкой Шнитке… эта проблема пока еще не была разрешена.
Мусорцкий «Борис Годунов» -
Иван поповский –т муз театре.
Опера римского-корсакова – моцарт и сальери –
Даргомышский - русалка и каменный гость…
Опера глинки –руслан и людмила
Опера римского-корсакова – сказка о царе салтане
Золотой петушок – постановка серебрянникова. В жанре эротико-политического триллера
ПУШКИН И БАЛЕТНЫЙ ТЕАТР
В советское время было поставлено много балетов по произведениям Пушкина –
«Бахчисарайский фонтан» - драма – главный герой-Герей – преображение дикой души под воздействием чувства любви –
«кавказский ленник», «граф Нурин», - уже не идут
Балет «онегин» - 70-ые г.г. –
Эйфман балет онегин – история россии – героизнакомятся у белого дома –
Балет – пиковая дама – поставил роланд пети – с блистательными актерскими и танцевальными
ОБРАЩЕНИЕ ТЕАТРОВ К САМОМУПУШКИНУ
В 30-ые годы – булгаков написал пьесу -
Пьеса о пушкине безнего – смертельнораненного его привозят с дуэли,
Жуковский, вяземский, данзас, дух ушкина – витает…
Драматург зорин _ «медная бабушка» - отношение к власти – мхт – роль пушкина и поставил спектакль – олег ефремов
ТЮЗ – «ПУШКИН. ДУЭЛЬ. СМЕРТЬ» - ГИНКЕС – по пьесе «последние дни» булгакова – в конце спектакля –
Образ пушкина – спектакль «изверг» - эрмитаж – гл героиня злой гений пушкина – дарья палетика -
А.С. НАМ ЕЩЕ МНОГО СЮРПРИЗОВ ПРИНЕСЕТ.