На столах у детей аппликации «Машина», на каждой не хватает какой-либо детали. На мольберт выставляется целая аппликация и детали: кузов, кабина, колесо, окно.
Дети говорят, что им нужно, чтобы «починить» машину, выбирают эту деталь и помещают ее в соответствующее место на аппликации.
Поощряются ответы полной фразой:
- Мне нужна кабина.
- Мне нужен кузов.
Допускаются ответы одним словом. В конце игры логопед предлагает детям назвать, без чего была машина: без кузова, без колеса, без кабины, без окна. Дети проговаривают за логопедом.
Игра «Механики»
Выставляется картинка с изображением человека в комбинезоне, который чинит машину. Дети знакомятся с новыми словами «мастер», «механик» (на пассиве).
Затем дети сами становятся «механиками». Проводится соревнование, кто быстрее прикрутит колесо (используются детали пластмассового конструктора).
Беседа по сюжетной картинке «Шофер»
На мольберт выставляется картинка с изображением машины, в которой сидит шофер. Дети
отвечают на вопросы (по возможности полной фразой):
- Что нарисовано на картинке?
- Кто сидит в машине?
- Кто управляет машиной?
- Что. может делать машина? (- Ехать, гудеть...)
Заучивание рифмовки
В машине, в машине Шофер сидит. Машина, машина
Едет, гудит:
«Би-би-би!»
Итог занятия
Задачи: развитие фразовой речи;
закрепление употребления предлога «на»;
обучение элементам пересказа;
развитие зрительного восприятия.
Оборудование: предметные картинки с изображением легковой, грузовой машины, автобуса, комплект геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, четыре круга) - по количеству детей, картинка с изображением грузовика, фланелеграф, картинки для фланелеграфа (мальчик, машина, кубики, дом).
Ход занятия
Организационный момент
Повторение рифмовки (см. с. 124).
Выкладывание машины из геометрических фигур
На столах у детей комплект геометрических фигур. Дети рассматривают грузовую машину, изображенную на картинке, отвечают (по возможности) на вопросы логопеда:
- На какую фигуру похожа кабина? Кузов? Колесо?
И показывают соответствующую фигуру. Затем дети самостоятельно выкладывают машину
из геометрических фигур (по образцу).
Дидактическая игра «На чем я поеду в гости?»
У детей картинки с изображением легковых, грузовых машин, автобусов. Дети строят фразы:
- Я поеду на автобусе.
- Я поеду на машине.
Динамическая пауза «Послушные машины»
Дети-«машины» едут по кругу. По просьбе логопеда двигаются быстро, медленно, гудят тихо, громко.
Пересказ рассказа по опорным картинкам
Логопед 2-3 раза читает рассказ, демонстрируя действующих лиц или предметы, высту- пающие в рассказе, изображениями предметов на фланелеграфе.
- Ваня маленький. Мама и папа купили ему машину. Ваня в машине кубики везет.
Он будет строить
Задания для детей.
1. Ответить на вопросы:
- Как зовут мальчика?
- Что ему купили?
- Кто купил Ване машину?
- Что Ваня везет в машине?...
- Что будет делать Ваня? ,.
Пересказать (поочередно) текст по картинкам.
З а н я т и е 1
Т Е М А «САМ ОЛ Е Т »
|
упражнение в соотнесении предметов по величине;
практическое усвоение антонимов «далеко - близко», «высоко - низко»; развитие зрительного восприятия, мелкой моторики;
развитие слухового внимания и памяти, координации речи с движением.
Оборудование: игрушечный самолет с пассажирами, игрушечные самолетики и коробочки разной величины, счетные палочки.
Организационный момент
Ход занятия
Повторение пройденного речевого материала.
На столе у логопеда - машина (или картинка с изображением машины). Дети отвечают на вопросы логопеда:
- Что может делать машина? (- Ехать, гудеть, перевозить людей, грузы.)
- Какие вы знаете машины? (- Грузовая, легковая машины, автобус.)