Конфликт и национальная безопасность




конфликт национальный безопасность государство

В силу того, что понятие «национальной безопасности» ассоциируют с давними представлениями защиты жизненно важных интересов государства, общества и личности, под защитой имеются в виду силовые методы. Именно эти методы и имеют место быть в современном мире. Их представляют законодательные, правоохранительные органы власти и органы безопасности страны.

Методы защиты государства, общества и личности постоянно укрепляются и совершенствуются под угрозой опасностей: террористических угроз, роста преступности, конфликтов и т.д.

Чтобы избежать конфликтов внутри государства (в качестве субъектов могут выступать и личности, и общество, и государство) необходимо не только укреплять органы защиты национальной безопасности Российской Федерации, но и создавать условия мирного существования внутри государства. Именно поэтому в современной России разрабатываются целые системы и различные мирные стратегии защиты от конфликтов: политических, социальных, и других.

Понятие «национальная безопасность» включает в себя политический конфликт, оно допускает этот тип конфликта в пределах норм правого порядка.

Политический конфликт, как «разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы», представляет из себя некий способ взаимодействия субъектов политики.

Социальный же конфликт является неотъемлемой частью жизни общества, в котором имеет место социальная неоднородность, различные уровни доходов, власти, и прочего. Субъекты такого вида конфликта - различные группы общества, своими действиями, направленными на реализацию своих целей, порождают социальную напряженность в обществе, что подрывает систему стабильности государства и общества, систему национальной безопасности государства.

Сущность социального конфликта изложена в работе Дарендорфа Р. (р. 1929г.) «Современный социальный конфликт» (Der moderne soziale Konflikt, 1992). Дарендорф Р. определяет социальные конфликт как противоборство класса большинства с теми, кто не относится к этому классу. Однако, он говорит о том, что из-за политического и экономического кризиса класс большинства так же чувствует себя неуверенно в своем положении в обществе, отсюда возникает опасность «аномии», отсутствия связей внутри общества, нет общей цели, объединяющей население. Взгляды Дарендорфа Р. являются актуальными в современной России, изучение связей и влияния социального конфликта на национальную безопасность государства не обходится без обращения к работе данного ученого.

Дарендорф Р. отмечает, что схожие социальные конфликты между различными слоями общества, вырастающие в разных обществах, не всегда имеют схожие источники своего проявления. В качестве примеров можно рассмотреть такие варианты социального конфликта, когда субъектами являются правительство государства и оппозиция, или государства и национальные или религиозные меньшинства и т.д.

Наиболее яркое выражение социального конфликта - это массовые действия, люди организовываются в группы для предъявления своих требований власти, устраивают акции протеста.

Социальный конфликт может оказаться «взрывом» в обществе, а может стабилизировать положение в обществе, убрать социальную напряженность и исключить его причины, разногласия его субъектов.

Задачи системы национальной безопасности заключаются в контроле степени интенсивности и насильственности возникающих конфликтов в обществе; создание таких условий в обществе, где нет возможности созреванию конфликта, например, отсутствие безработицы, нищеты и прочее. Такие условия будут способствовать защите индивидом своего положения в обществе. Однако не следует воспринимать наличие конфликтов в обществе как некое отклонение, напротив, одним из условий успешного разрешения конфликта является принятие его как необходимого и неизбежного для всех участников конфликта. Государство позволяет защищать свои интересы и положение индивидам с помощью конфликта в обществе (политического или социального) и конкуренции (в экономике). Таким образом, государство закладывает минимум участия в защите интересов индивидов до тех пор, пока не понадобится приложить максимум усилий для защиты интересов самого государства.

Система национальной безопасности для государства выступает в роли способа создания бесконфликтной обстановки в обществе. Именно для этого государство создает институты и стратегии обеспечения безопасности в государстве. При достижении определенного уровня безопасности государство прикладывает усилия для сохранения этого уровня, противодействуя возможным конфликтам, вызывающим опасность для безопасности.

Система национальной безопасности Российской Федерации - это такая политика государства во всех сферах жизни страны, которая использует в достижении своей цели, то есть безопасности и мирного сосуществования, использует различные методы, это и насилие, и диалог.

Конфликтное измерение системы национальной безопасности Российской Федерации позволяет ограничить рассмотрение объекта исследования целями, задачами и способами, которыми владеют институты, противодействующие конфликтам, управляющие конфликтами, разрешающие конфликты. В то время как действия государства и системы национальной безопасности по обеспечению достойной жизни отодвигаются на второй план.

Многие конфликтные ситуации внутри или вне общества чреваты насилием. Анализ многих внешних конфликтов государства, протекающих вне общества, приводит либо к использованию политики «двойных стандартов», либо к подчинению этих конфликтов к какой-либо группе по неким характеристикам. Это касается, например, этнополитических конфликтов, которые занимают особое место в системе национальной безопасности Российской Федерации. Отсюда частая неэффективность стратегий и программ, используемых органами национальной безопасности Российской Федерации. Необходим отдельный подход к каждому частному случаю. Все локальные войны и конфликты постсоветского пространства составляют угрозы национальной безопасности Российской Федерации, почему она и принимает активное участие в их урегулировании мирными способами.

Межнациональные и межэтнические конфликты, связанные с Российской Федерацией, являются наиболее острыми по причине ожесточенности противоборства, сложности регулирования и разрешения. Следует отметить, что Российская Федерация, за последние года, насыщенные конфликтными ситуациями вокруг нее, показала явное предпочтение в средствах разрешения конфликтов. Речь идет о процессе переговоров, нежели о применении силы или оружия.

На постсоветском пространстве осталось достаточно неразрешенных глубоких конфликтов, которые получили свое выражение именно после распада Советского Союза. Для национальной безопасности Российской Федерации непризнанные республики, и «горячие точки» являются угрозой, представляющей большую опасность. Межэтнические противоречия усиливались, существовавшие конфликты обрели новую силу, произошло обострение в различных регионах бывшего Советского Союза (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Республика Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика и т.д.). Межэтнические противоречия и конфликты заняли существенное место в общественной жизни России.

В стране, где проживают более 120 народов, в такой многонациональной стране, система национальной безопасности уделяет особое внимание усилиям, направленным на создание условий, способствующих сближению народов, населяющих Российскую Федерацию, сотрудничеству. А так же система национальной безопасности ведет государственную национальную и региональную политику, позволяющую обеспечить в России внутриполитическую стабильность. При решении этих задач используется комплексный подход, что составляет основу государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.

К решению правовых, экономических, социальных и этнополитических конфликтов необходим комплексный подход при сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов. Каждый конкретный конфликт на межнациональной почве имеет свои особенности, свои причины.

Россия является федерацией, и уже это является основой для всевозможных конфликтов. Острые конфликты, образовавшиеся после распада Советского Союза удалось урегулировать конституционным путем, подписанием особых двусторонних договоров. С Чечней же произошло иначе, политический конфликт плавно перешел в военный.

Все примеры межэтнических конфликтов, как и других, нуждаются в особом рассмотрении. Все существующие и потенциально возможные межэтнические и межнациональные конфликты, прямо или косвенно затрагивающие интересы Российской Федерации, могут быть мирно урегулированы в обоюдных интересах. Чеченский кризис показал, что вопросы целостности Российской Федерации и нерушимости его границ приобрели приоритетное значение в способах регулирования межэтнических проблем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: