Тема: Государственный кредит как экономическая категория




Вопрос Сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит — одно из звеньев финансово-кредитной системы. Он охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной сто­роны, и физических и юридических лиц — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Наибольшее развитие во всем мире получила деятельность госу­дарства в качестве заемщика. Объемы операций в качестве кредито­ра, т.е. когда государство предоставляет из бюджета средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, встречается значительно реже. В тех случаях, когда государство бе­рет на себя ответственность за погашение займов или выполнение каких-либо иных обязательств, взятых другими заемщиками, оно является гарантам.

Как экономическая категория, государственный кредит находит­ся на стыке двух видов денежных отношений — финансов и креди­та — и несет признаки как тех, так и других. В качестве звена фи­нансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления.

Как один из видов кредита государственный кредит тесно свя­зан с другими видами кредитных отношений и имеет ряд особенно­стей, отличающих его от классических финансовых категорий, на­пример налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в централи­зованные денежные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность. Последнее означает, что через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Как финансовая категория, государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и кон­трольную.

Распределительная функция. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централи­зованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в каче­стве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

При непроизводительном использовании мобилизованных в ре­зультате государственных займов капиталов, например финансиро­вании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задол­женности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Регулирующая функция. Сознательно используя государ­ственный кредит как инструмент регулирования экономики, госу­дарство может проводить ту или иную финансовую политику. Так, государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита финансируется развитие производства, напри­мер инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной де­нежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей количество на­личной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса. Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые Центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности ком­мерческих банков.

Контрольная функция. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории. Во-первых, она очень тесно свя­зана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств, во-вторых, охватывает движение стоимо­сти в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность привлечения ресурсов, в-третьих, осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами

Вопрос Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кре­дитом в широком смысле понимается формирование одного из на­правлений финансовой политики государства, связанной с его дея­тельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансиро­вания, основные направления и цели воздействия на денежное об­ращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осу­ществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регу­лированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.

Высшим органом управления государственным кредитом в Рос­сии является Федеральное Собрание, которое устанавливает макси­мальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита или рефинансирования ранее сделанных дол­гов, так и кредитования за счет средств бюджета.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

· минимизация стоимости долга для заемщика;

· недопущение переполнения рынка заемными обязательства­ми государства и резкого колебания их курса;

· эффективное использование мобилизованных средств и кон­троль за целевым использованием выделенных кредитов;

· обеспечение своевременного возврата кредитов;

· максимальное решение задач, определенных финансовой политикой, например снижение темпов инфляции.

Управление государственным кредитом в узком смысле ложится на органы управления, финансовые и кредитные институты. Опера­тивное управление государственным кредитом под руководством правительства обычно осуществляет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с Центральным банком. Так, в целях управления федеральным долгом в рамка Министерства финансов РФ созданы два департамента: Департамент управления государст­венным внутренним долгом и Департамент управления государст­венным внешним долгом.

Специализированным банком по обслуживанию внешнего и внутреннего валютного долга является Внешэкономбанк.

Вопрос Государственный долг РФ. Управление государственным долгом

Согласно существующим в России уровням государственной власти различают государственный долг РФ и долг субъектов РФ. Долговые обязательства, выпущенные муниципальными органами власти, формируют муниципальный долг.

Государственный долг по структуре различают внутренний и внешний. Причем внешний измеряют в иностранной валюте, а внутренний в национальной.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: экономические спады, войны и т.д. Кроме того, источником государственного долга могут стать политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличение дефицита бюджета.

В определении размеров государственного долга существуют различные подходы, наиболее реально считается определение доли государственного долга к ВНП или экспорту.

Под управлением госдолгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также изменению условий уже выпущенных займов.

В основу управления госдолгом легли следующие принципы:

· безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

· единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации...

· единство долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления госдолгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

· согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредитов и государства-заемщика;

· снижение рисков - выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

· оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

· гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Управление госдолгом осуществляется посредством следующих методов:

· рефинансирование - погашение части госдолга за счет вновь привлеченных средств;

· конверсия — изменение доходности займа;

· консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения;

· новация - соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

· унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

· отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;

· дефолт - отказ государства от уплаты госдолгов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: