Основы цветоведения
Важным моментом в живописи является изучение цвета в пространстве. Мы не будем останавливаться на физических характеристиках цвета, не будем разбирать принципы аддативного и субстрактивного синтеза и углубляться в изучение синтеза цветовых потоков. Не будем сравнивать оптический синтез и синтез красок. Это не является нашей задачей. Наша задача заключается в том, что - бы выделить все основное, первостепенное, не углубляясь в научные исследования. Основы цветоведения именно для художников - вот что нам нужно. Единственным замечанием будет то, что для работы над изучением материала нам нужны будут хорошие краски. Для изучения цветоведения нужна гуашь хорошего качества.
1. Цветоведение - начало:
Считается, что основных цветов есть три, и все остальные цвета можно получить путем смешения основных при различном пропорциональном их соотношении. Красками вы этого, скорее всего не сможете сделать. Если и можно, то нужно очень постараться, подбирать цвет к цвету, и все это делается хорошей художественной гуашью. Но мы же не можем отвечать за качество красок, верно? А потому и делаем это смешением более чем трех цветов. В физике цвета основных цветов может и три, но у нас будет немного больше.
Спектральный круг.
Проще считать, что основных цветов спектра есть двенадцать:
Все спектральные цвета называются хроматическими.
Все остальные цвета получаются путем смешения основных.
Серый белый и черный называются ахроматическими:
Взаимо дополнительными цветами являются противоположно расположенные цвета в спектре. Они друг друга дополняют, то-есть, когда взаимодо полнительные цвета расположены рядом, то они усиливают друг друга, "зажигают".
|
Например, у нас есть вот такой невзрачный тусклый фиолетовый цвет:
Сам по себе он не несет особой красоты и мало что из себя нам может рассказать. Но если к нему добавить взаимо дополнительный цвет, то он заиграет и заискрится. Смотрите:
наш фиолетовый заискрился, и это тот - же самый цвет, который мы взяли в начале.
Но при смешении таких цветов всегда получается серый.
Основы цветоведения
3. Основы цветоведения- основные характеристики цвета:
1.Название цвета- так называемый цветовой тон
2.Светлота- тон
3.Насыщенность- напряжение, чистота
какова насыщенность цвета, насколько он чист, сколько его.
4.Тепло- холодность
Эти все понятия разные и исключительно в каждом цвете они присутствуют. Например:
Посмотрите вокруг себя, найдите любой предмет. Он будет какого- то определенного цвета, допустим, того же желтого. Давайте подумаем - цветовой тон будет желтый, а по светлоте может оказаться разным, толи желтый светлый, толи желтый темный. Вот теперь нужно определить его насыщенность - сколько именно желтого присутствует в данном цвете? Много желтого - сильное напряжение, желтый с примесями - слабое напряжение, низкая чистота. И последнее - теплохолодность. Наш желтый цвет может быть как с прохладной ноткой, так и с теплой. Проще будет это понять, когда сравнить несколько разных предметов одного цветового тона, в данном случае - желтого. Найдите несколько желтых предметов и сравните их по нижеперечисленным характеристикам. Вам все станет ясно.
Если вы еще не переключились в то русло, по которому я вас веду - предлагаю одно развлечение:
|
Цвет - это выражение качества энергии, какую несет среда. Иными словами, любой предмет несет в себе энергию определенного качества, в нашем случае - цвет. Как вы, наверно, знаете, каждый цвет по-разному нами воспринимается. Желтый повышает внимание, где-то раздражает. Синий - спокойный цвет, пассивный. Красный повышает чувствительность, внимание. Фиолетовый - настолько влияет на наше внутреннее Я, что может даже угнетать. Так мы чувствуем цвета. А теперь попробуем связать их с любыми предметами, допустим, с едой:
Я задам вам вопрос,: какого цвета вкус картошки? Что? Белого? Нет!!! Вы должны прочувствовать, какие ощущения вызывает у вас вкус картошки, а не какого она цвета. У меня она вызывает ощущение, которое можно отнести к характеристике зеленого цвета. Еще вопрос:
Какого цвета вкус мяса? Конечно красного! Красный - сила, жизнь, движение - что дает нам кусок вкусного бифштекса, например. А какого цвета вкус клубники? Для меня это розовый.
Давайте перейдем к музыке. Если вы слышите звук органа, какие ощущения вызывают у вас эти звуки? У меня они вызывают ощущения, которые характеризируют фиолетовый цвет. А если слышите звук балалайки? Какого "цвета" эта музыка?
4. Основы цветоведения - цветовая гамма:
Ну что, развлеклись? Попали на нужную волну? Тогда едем дальше.
Все цвета, участвующие в композиции, должны быть подчинены какому-то одному цвету, который всегда зависит от:
1. Цвета света (толи сейчас утро, толи вечер, ясный день или дождливый, а может у вас на окне висят оранжевые шторы, которые будут пропускать в комнату неповторимый теплый свет)
|
2. От цветов, участвующих в композиции.
3. От площади пятен, участвующих в композиции. Допустим, самое большое пятно вашей композиции будет зеленым- то этот цвет будет внесен в гамму. И именно гамма определяет цельность композиции.
В каждом мазке должно присутствовать три цвета - локальный цвет (цвет предмета), цвет гаммы (в какой гамме, допустим, ваш натюрморт) и цвет света (он может быть как холодный, так и теплый).
5. Конструктивное начало формы:
Конструктивное начало формы: свет, полутон, тень
Пластическое продолжение - добавляем полутон света, полутон тени, рефлекс и блик:
Блик - показывает материал, из которого зделан предмет.
Рефлекс - есть отраженный свет от рядом лежащей формы или плоскости.
Группа света - свет, полутон света, блик.
Группа тени - тень, полутон тени, рефлекс.
Связывает эти две группы нулевой полутон. В нулевом полутоне - локальный цвет, абсолютная величина, и зависит она от общего светлотного тона.
6. Основы цветоведения - изменение цвета по форме предмета:
По названию, цветовому тону цвет не меняется. Интересный процесс происходит со светлотой. Светлый цвет удаляясь темнеет
темный- светлеет
По насыщенности цвет удаляясь гаснет, слабеет
По теплохолодности- холодные цвета удаляясь будут теплеть
теплые- холоднеть
На свету цвет светлее, в тени слабее и распределяется по полутонам:
По теплохолодности - если вы свет выбрали теплый, то тени будут холодными. Если свет холодный, то тени будут теплыми. Теплый свет, удаляясь, будет холоднеть, холодный - теплеть. Теплая тень, удаляясь, будет холоднеть, холодная теплеть. Цвет в тени по насыщенности зажигается.
7. А теперь самое сложное:
7.1. Самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени.
7.2. Самый бесцветный полутон на свету цветнее самого цветного полутона в тени.
7.3. Самый теплый полутон на холодном свету холоднее самого холодного полутона в тени.
Все сложно и запутано? Так кажется с первого раза. Такие мысли развеются, когда вы начнете рисовать. Я вам даю уже готовые законы, которые другие люди нарабатывают годами в процессе учебы. Здесь во времени все происходит намного быстрее. Вам нужно все это просто выучить, принять и воплотить на практике руководствуясь девизом:
Не вижу, а знаю! И делаю так, как знаю!
А укрепить знания, руководствуясь девизом вы сможете на странице изучение живописи.
Не плохо было - бы повыполнять несколько упражнений по цветоведению. Дело в том, что во время живописи, особенно, когда вы пишете акварелью, порой трудно быстро сориентироваться, какой - же мазок сейчас ложить. Конечно, в этом нам помогают цветовые поиски, эскизы, которые мы делаем перед началом работы. Но увереннее чувствовать себя в процессе работы помогут следующие упражнения:
1. Для этого нам понадобится гуашь, о которой говорилось в начале этой страницы. Используйте какой- либо цвет. Допустим, вы возьмете фиолетовый. Поработайте с ним. Представьте, что этот фиолетовый цвет - локальный цвет предмета, цвет нулевого полутона. И проделайте цветовые растяжки, что - бы с цветом происходило, если - бы он учувствовал в вашей композиции. Допустим, цвет предмета у вас холодный фиолетовый. Удаляясь в сторону теней, он будет теплеть, ну и темнеть. Сделайте такую цветовую растяжку. А теперь о том, как это упражнение делается, технически:
а) можно выполнять его на бумаге сразу рисуя гуашью
б) можно использовать выкраски. Выкраски это куски бумаги, которые вы предварительно окрашиваете в различные цвета, которые отличаются и по тону - цвету, по насыщенности, чистоте ну и так далее. Выкраски окрашиваются в самые различные цвета, какие только могут получиться. Выкрасок в работе над упражнением по цветоведению может быть не только сотни, а тысячи. И чем больше, тем лучше. Вот из этих выкрасок, подбирая необходимые нам цвета и составляется растяжка нужного нам цвета. Подбираем нужные нам кусочки, вырезаем и составляем растяжку, приклеивая один цвет рядом с другим. И на принципе ее уже и будем выполнять работу над фиолетовым предметом в, например, нашем натюрморте. Но мазки уже будут увереннее, и делаться будут осознанно.
2. Цветовые растяжки можно делать самые разнообразные. "Растягивать" цвета от теплого к холодному, от светлого к темному, от одного цвета к другому. Можно делать растяжки по принципу тех правил, о которых вы здесь узнали. Потренируйтесь, вам от этого будет только польза. Вы многое сможете, новое узнать о цвете и как он себя ведет рядом с другими или при смешении их. Можно сделать из выкрасок цветовой спектральный круг, используя различные растяжки. У меня нашлась старая работа, но использовать ее для примера можно. Здесь цвета располагаются спектрально каждый на своем месте - это уже упражнение над цветом, плюс каждый из спектрального цвета еще растягивается в сторону белого и черного. Самое сложное здесь- это составить гармонично все цвета, подобрать нужную выкраску, что- бы она была на своем месте:
3. Так как в живописи, мы делаем цветовые поиски акварелью, так и в цветоведении мы можем делать цветовые поиски при помощи выкрасок. Но здесь есть неограниченное время подумать над тем, где и в каком месте будет располагаться любой цвет и какой цвет. Выполняя это упражнение можно не ограничиваться эскизом, а выполнить всю работу при помощи составления нужных кусочков цветных выкрасок. Ниже сделана работа моей восьмилетней дочкой. Для ее уровня это очень хорошая работа. Показываю только принцип работы, у вас получится намного лучше:
Если вам удастся найти ошибки в этой работе, то это значит, что материал вы прошли успешно и поняли его.
_____________________________
Источник: paintmaster.ru
https://vk.com/yaychysrisovat