конфуцианский культура эстетика миропонимание
Эстетический взгляд на мир, эстетическая доминанта, культ красоты - еще одна из основных особенностей дальневосточно-конфуцианской культуры. Китай называют нацией-художником, Японию - эстетической цивилизацией. Рабиндранат Тагор писал о Японии: «Они превратили всю жизнь человека в искусство». Действительно, многие элементы повседневности возведены на конфуцианском Востоке в ранг искусства. В Японии и Китае распространен культ прелестной безделушки, широко развита любительская поэзия. В предмет любования превращена бумага. Искусством стала чайная церемония.
Японский поэт Мацуо Басё так оценил значение эстетического чувства в человеке: «У кого нет в душе Цветка, тот подобен зверю». Даже воины-самураи должны были использовать досуг для упражнений в поэзии и искусстве чайной церемонии. В Китае одним из экзаменов на ранг чиновника была демонстрация умения слагать стихотворные оды. Представители элиты традиционной Японии должны были разбираться в поэзии, составлении ароматов, цветочных композиций и т. д. Сегодня система минимальной компетенции японского школьника - 240 цветов с названиями и номерами.
Дальневосточно-конфуцианская культура выработала своеобразное понимание прекрасного и специфические критерии красоты.
Критерии красоты конфуцианского Востока:
. Естественность
Красота в живописи, музыке, поэзии, одежде, жилище, садово-парковом искусстве, предметах быта - это, прежде всего, естественность. Она понимается как простота, неупорядоченность, пресность, непроизвольность, «живая реальность», «изящная скудость», «движение жизни».
«Естественное движение жизни» - принцип живописи и поэзии. Характерный пример - японская поэзия в стилях хайку (трехстишия) и танка (пятистишия):
|
Дождь прекратился, подсыхает тротуар…
Сухие кроны
топорщатся в аллеях
близ университета.
(Икэда Сумиеси)
В декоративно-прикладном искусстве ценятся изделия, в которых чувствуется естество материала и рука мастера. При чайных церемониях как самая большая драгоценность использовалась посуда, грубо вылепленная из глины от руки. Ценятся вазы, передающие грубоватую простоту глины.
. Единственность.Ценится и подчеркивается красота одного цветка, одной ветки, одного жеста, одного звука и т. д. «Один цветок лучше, чем сто, передают цветочность цветка», - так выразил этот эстетический принцип японский писатель Кавабата Ясунари. Одно из проявлений красоты единственности обозначено японским поэтом Мацуо Басё как «красота просветленного печального одиночества»:
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
. Хрупкость, мимолетность.Распространены виды «недолговечного» искусства: изготовление предметов из шёлка, соломы, цветов, бумаги. Среди таких искусств наибольшую известность в мире приобрело создание фигурок из бумаги - оригами. Развито искусство изготовления кукол из живых цветов.
. Давность вещи
Ценятся вещи с отпечатком старины. Они сопровождают наиболее важные церемонии. Художники используют специальные технологии состаривания бумаги. Старина, давность запечатлеваются в поэтических строчках, что мастерски сочетается с настроением мимолетности:
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
|
Всплеск в тишине.
Итак, основными критериями красоты в дальневосточно-конфуцианской культуре являются естественность, единственность, мимолетность, давность вещи. Они относятся к прекрасному во всех сферах жизни, но в первую очередь определяют принципы искусства конфуцианского Востока. Существует ряд искусств, ставших символами дальневосточно-конфуцианской культуры:
· Пейзаж
Родина пейзажа - Китай. Здесь он появляется в V в. (хотя его зачатки наблюдаются значительно раньше), тогда как в Европе - в Х IV-XVI вв., в России - в Х VII-XVIII вв. Традиционные сюжеты пейзажа - горы и воды, цветы и птицы, птицы и кустарники, луна и цветы, восход и заход солнца.
Художник отражает красоту природы, осмысливая ее в категориях дао, ци, инь-ян:
- в пейзаже высоко эстетически значима Пустота - символ дао,
- истинное произведение искусства передает дыхание жизни - движение ци,
- художник передает гармонию инь и ян.
Пейзаж глубоко символичен. Он не только передает красоту природы, но с помощью символов говорит о любви, о стойкости и мужестве, о мудрости и т. д.
Техника пейзажа имеет ряд особенностей. Традиционные материалы художника - шёлк, бумага, тушь. Они не допускают набросков и исправлений. Требуются долгие наблюдения за природой и тренировка руки. Китайская национальная живопись на шёлке - гохуа - стала символом китайского искусства. В живописи на бумаге важно не только само изображение, но и материал: бумага осмысливается эстетически. Живопись тушью появилась в Китае в ХШ в. и стала типичной для конфуцианского Востока.
· Каллиграфия - искусство красивого письма. В искусстве красивого письма помимо тонкостей изображения иероглифа важны цвет и качество бумаги и туши. Восприятие каллиграфического знака имеет не только эстетическое, но и этическое значение. Обучение красивому иероглифическому письму настолько сложно, что овладение им делает каждого немного художником, одновременно развивая образное восприятие мира.
|
· «Живопись-поэзия-каллиграфия » - вид искусства, для которого нет словесного обозначения в русском языке, сочетающий живописное изображение с каллиграфически выраженным стихотворным комментарием.
· Музыка. Музыкальная традиция конфуцианского Востока восходит к 3 тыс. до н. э. В конфуцианстве музыка оценивается как важнейшее искусство. Слушать музыку означает воспринимать естественную гармонию мира, а исполнять - поддерживать мировую гармонию. В музыке нет четкой структуры. Каждый звук важен сам по себе.
· Театр. Китайский театр развивается с глубокой древности. Китай - «страна театра», а китайцы - «театральный народ». В традиционной китайской культуре оперные арии были так же известны, как народная песня. Большинство китайцев знакомились с историей и литературой своей страны с помощью театра. На сцене изображались исторические легенды и предания, мифы.
· Садово-парковое искусство. Сады построены по пейзажному принципу, регулярные парки здесь не соответствуют принципу естественности.
· Таким образом, дальневосточно - конфуцианская культура заявила о себе как о носительнице оригинального культа красоты, воплощенном в разнообразных произведениях искусства и эстетике повседневности.
Заключение
В данной работе были рассмотрены все основные особенности дальневосточно - конфуцианской культуры. В результате можно сделать следующие выводы:
. Дальневосточно-конфуцианская культура является древнейшей из макрокультур современного мира. Его создатель - Кун-цзы или Кун-фуцзы (551-479 гг. до н. э.), в прямом переводе - учитель Кун, в европейской версии - Конфуций.
. В дальневосточно-конфуцианской культуре основополагающими категориями в осмыслении мира являются, прежде всего, дао, дэ, ци, инь-ян.
. Критериями красоты конфуцианского Востока являются: естественность, единственность, хрупкость, мимолетность, давность вещи.
. Символами дальневосточно-конфуцианской культуры является
ряд искусств: пейзаж, каллиграфия, живопись, музыка, театр, садово-парковое искусство.
Дальневосточно-конфуцианская культура восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью.
В течение всей истории дальневосточно-конфуцианская культура не утрачивала своей активности. Каждая из культурных эпох оставляет для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности.
Список литературы
1. Васильев Л.С. История Востока. М.: Дрофа, 2003.
. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М., 2006.
. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.
Сайты в Интернете:
. https://www.refcentr.ru
. http/yandex.ru