ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ДОУ.




Орлова Л.М., Панфилова М.В.,

воспитатели МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида №73»,г.Златоуст.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность.

Но в последние годы наблюдается тенденция к увеличению контингента детей с различными нарушениями, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата и осанки. Поэтому в нашем детском саду данному вопросу уделяется особое внимание.

Осанка формируется постепенно, по мере роста организма, и чем раньше начинают проявлять заботу о ней, тем легче бывает предупредить появление различных отклонений.
Поэтому с раннего возраста в результате врачебного осмотра в начале учебного года выявляются дети с деформациями стопы и осанки.

На основе данных обследований анализируются и создаются индивидуальные условия физического развития детей, проектируется система мероприятий по закаливанию организма и совершенствованию движений и физических качеств.

В детском саду проводятся следующие мероприятия:

В медицинском блоке: для профилактики и коррекции осанки и заболеваний нижних конечностей стоп делаются гидромассажные ванны, электрофорез, амплипульс, парафиновые аппликации, дарсонвализация нижних конечностей, турманиевый инфракрасный механический массаж, ИК - магнито-лазеро-терапия.

Как известно, дети дошкольного возраста физически не могут долго усидеть на месте, часто меняют позу, но при этом положение рук, ног и туловища неправильные. Медицинская сестра посещает занятия, в ходе которых фиксирует изменения позы детей, затем рекомендует педагогу обратить внимание на детей с неправильной осанкой. Детям старшего дошкольного возраста медицинская сестра даёт представление о правильном положении тела, какое положение должны занимать ноги, спина, как надо ставить стул к столу, как принять правильную позу, и т.д. Затем педагог с детьми упражняются в принятии различных поз, правильных и неправильных, выясняют, как удобнее сидеть. Воспитатель рассказывает и показывает детям, как выглядят люди, которые горбятся, и какие красивые люди с прямой спиной. Контролировали осанку детей не только на занятиях, но и во время игр, если ребёнок долго находился в одной позе.

И когда медицинская сестра приходит к детям в следующий раз, дети уже сами контролируют свою осанку.

Способствуют самоконтролю и тренажёры - эталоны в группах, с помощью которых дети выпрямляют спину. Для формирования правильной осанки в группе и на прогулке проводятся упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове, ходьба по бревну.

Укреплению костно-мышечного аппарата, формированию правильной осанки способствуют игры с элементами спортивных упражнений, большинство из которых очень трудны для наших детей. Поэтому для детей, у которых была выявлена сутулость, даются задания: походить с палкой за спиной; стать к стене спиной, прикасаясь к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками; идти с предметом на голове; упражнения из положения лежа на спине, на животе.

В формировании правильной осанки играет роль не сила мышц, а их равномерное развитие и правильное распределение мышечной тяги. Поэтому в каждый комплекс утренней гимнастики мы включаем упражнения, укрепляющие мышцы-разгибатели спины, межлопаточные и мышцы брюшного пресса.

Для повышения двигательной активности детей кроме традиционных физкультурных минуток на занятиях, в ДОУ широко используются динамические паузы между занятиями – либо проводится подвижная игра, либо игровые упражнения под речевое сопровождение или музыку.

Для формирования правильной осанки имеет значение и правильное дыхание, поскольку при постоянной задержке дыхания мышцы теряют упругость, следовательно, появляется опасность отклонений в осанке. Мы учим детей глубокому и ритмичному дыханию, учим сочетать ритм движений и дыхания. С этой целью проводим дыхательную гимнастику, специальные дыхательные упражнения, используем и приём произношения звуков и слов на выдохе.

На формирование осанки значительно влияют особенности стопы. В нашем ДОУ основной контингент – дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. У детей с плоскостопием походка напряжённая, неуклюжая, они широко размахивают руками при ходьбе, сильно топают, подгибают ноги в коленях.
С детьми, у которых было выявлено предрасположение к нарушению осанки, плоскостопию проводится индивидуальная работа. По предложению врача с ними проводят в утренние и вечерние часы комплекс специальных упражнений для предупреждения плоскостопия: собрать верёвку пальцами ног; походить на носках, пятках; прокатить палку по полу стопами ног.

В целях профилактики плоскостопия мы применяем и ходьбу босиком по массажным дорожкам после сна. В летнее время на участке организуем ходьбу босиком по поверхностям, по траве, по песку, дающей разные тактильные ощущения. При такой ходьбе ребёнок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению ее свода.

Во вводную или заключительную часть утренней гимнастики и физкультурных занятий обязательно включаем профилактическую ходьбу на носках, пятках, ходьбу с опорой на наружные края стопы, ходьбу по канату, обручу.

В организации работы по укреплению здоровья детей очень важно сотрудничество с родителями, поскольку они и в домашних условиях продолжают выполнять рекомендации врачей, специалистов и педагогов. Родители активно участвуют в оздоровительных и профилактических мероприятиях, в детском саду организован клуб «Здоровичок», в котором проводятся консультации для родителей, показ упражнений и игр для формирования правильной осанки и коррекции плоскостопия, совместные спартакиады и эстафеты.

Таким образом, работа по профилактике нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата – один из важных факторов укрепления здоровья детей, их всестороннего физического развития. Эффективность такой работы может быть достигнута только в тесном контакте медицинских работников, воспитателей, родителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: