Искусство Древнего царства (XXVII - ХХIII вв. до н.э.)




Искусство Древнего Египта

Египет - страна, население которой проживало в районе Сахары еще с неолита. Глубинная связь с породившей ее первобытностью пронизывает всю египетскую культуру. Так, идея пирамиды могла родиться из представления о священной горе. Мысль о сакральном (священном) значении отдельно стоящего камня реализуется в форме обелиска. Египетская культура медленно вырастала из первобытности, сохраняя связь с такими первобытными верованиями, как анимизм, фетишизм и тотемизм. Анимизм (вера в существовании души) проявлялся в создании статуй-двойников, мумификации тел фараонов, в росписях пирамид и скальных гробниц, темой которых являлось путешествие души умершего в царстве Аида. Тотемизм (вера в родовую связь с животным) проявился в зооморфизме – представлении богов в виде животных или существ с чертами животных. Так, например, покровитель умерших Анубис изображался в виде шакала, а позже в виде человека с головою шакала. Богов было большое количество (политеизм), каждый из них выполнял свои священные функции.

Огромное значение в жизни страны имела река Нил, вдоль берегов которой велось интенсивное земледелие, позволяющее получать несколько урожаев в год. Основные культурные центры страны располагались возле великой реки или в оазисах пустыни.

Основы иконографии и стилистики египетского искусства сохранятся на протяжении тысячелетий.

Искусство в Египте имело своей целью утверждение идеи о всевластии «бога благого», таков был официальный титул фараона. Еще одна отличительная черта искусства Древнего Египта - связь с заупокойным культом, вызванным желанием продлить жизнь после смерти. Для этого нужно было сохранить тело умершего и снабдить его всем необходимым для загробного существования, не только мумифицировать тело, но и создать подобие – статую. Именно поэтому ваятель в Древнем Египте именовался «анх» – «творящий жизнь». Мумифицированные органы помещались в особые сосуды – канопы.

Искусство Древнего царства (XXVII - ХХIII вв. до н.э.)

Более десяти тысяч лет назад кочевые племена охотников под влиянием иссушения Сахары перешли к оседлому земледелию в долине Нила. Первоначально Египет состоял из отдельных областей – номов, постоянно враждовавших между собой. У каждого из номов был свой покровитель в виде крокодила, ибиса или змеи. После завоевания Севера Южным Египтом произошло объединение страны.

Согласно представлениям египтян, каждый человек имел Сах – тело, Шунт – тень, Рен – имя, Ах – привидение, Ба – проявление сущности и Ка – душу, являющуюся бессмертным двойником. Основное условие загробной жизни - сохранение тела, для чего стало использоваться мумифицирование.

Строгое соблюдение фронтальности и симметричности в построении фигуры, торжественное спокойствие позы передавало пребывание в потустороннем мире. Вначале знатных людей изображали либо сидящими с положенными на коленях руками, либо стоящими с выдвинутой вперед левой ногой. Головы статуй поставлены прямо, в руках обязательные атрибуты. Тела мужчин окрашивали кирпично-красным, женщин – желтым, волосы – черным, одежды – белым. Властелина показывали больше остальных изображенных фигур.

Египтяне полагали, что душа будет защищена внутри пирамиды. В гробницу помещались статуэтки, изображавшие разнообразных слуг фараона – ушебти. В отличие от статуй вельмож, позы которых каноничны, статуэтки слуг передавали различные моменты их деятельности, что обусловило большое разнообразие положения их тел.

С давних времен перед скульпторами вставала задача создания портретных изображений, необходимых для того, чтобы душа вернулась в сохраненное тело. Скульптуры фараона Рахотепа и его жены Неферт относятся к числу совершеннейших памятников древнеегипетского искусства. Они изображены сидящими на кубообразных тронах, руки Рахотепа сжаты в кулаки, левая лежит на колене, правая прижата к груди. Волосы и усы - черные, глаза инкрустированы. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье, на голове пышный парик, поверх которого повязана лента.

Писец Каи изображен сидящим поджав ноги, развернув на коленях свиток папируса. У него плотно сжатые губы, слегка плоский нос и выдающиеся скулы.

Таким образом, в гробницах Древнего и Среднего царства обнаружены как идеализированные изображения, так и реалистические. В эпоху Древнего царства для оформления царских заупокойных храмов и гробниц знатных людей создавали большое количество рельефов и росписей. Основные виды рельефа: барельеф (низкий – изображение выступает менее чем наполовину), горельеф (высокий – изображение выступает более чем наполовину), анкре (плоский с углубленными контурами), контррельеф (врезанный). Силуэт фигур всегда ясен и графичен. Применяли минеральные краски: красную и желтую охры, зеленую из тертого малахита, синюю из тертого лазурита, белую из известняка, черную из сажи. Вход оформлялся двумя фигурами владельца гробницы, изображенного в полный рост, вдоль стен молелен и коридоров развертывалось шествие носителей даров, направленное к передней нише, в центре которой находилась ложная дверь. Рельефные композиции располагались так, чтобы скорее читались, чем смотрелись.

Особенность искусства Древнего Египта - выработка устойчивых форм архитектурных сооружений. Так происходило формирование канона заупокойного храма. Первоначально погребение имело форму мастабы – это наземное прямоугольное сооружение со слегка наклоненными к центру стенами. Она включала в себя подземную погребальную камеру, отходящий от нее вертикальный колодец, ведущий в наземную часть, а также прямоугольную в плане постройку из кирпича-сырца или камня, которая в разрезе имеет форму трапеции. Комплекс мастаб сохранился до нашего времени на западном берегу Нила в районе Мемфиса.

Следующий этап оформления заупокойного храма – создание зодчим Имхотепом ступенчатой пирамиды Джосера (высота 62 м) в XXVII веке до н.э. Она представляла собой поставленные друг на друга шесть сложенных из камня и уменьшающихся в размерах мастаб. Погребальные помещения были высечены в скалистом основании под пирамидой. План пирамиды прямоугольный, что говорит о следовании традиции строительства мастаб. Под пирамидой были подземные галереи с двумя алебастровыми саркофагами и 30 тысячами каменных сосудов. Весь погребальный комплекс пирамиды Джосера занимал площадь в 550 на 280 м и был окружен расчлененной выступами стеной.

В XXVIII веке до н.э. произошло дальнейшее развитие формы монументального надгробия – от ступенчатой пирамиды к классической. Пирамида Хеопса – самая известная из них (высота 147 м). Около 10 лет 4 тысячи человек выравнивали площадку для будущей пирамиды и вели подготовительные работы. Дорога, по которой на специальных салазках перемещали каменные блоки весом до 7,5 тонн, строилась около 10 лет. По наклонному въезду шириной в 20 м, построенному из кирпичей из нильского ила, строители затаскивали полозья с каменными блоками. Верхний блок - «пирамидон» высотой в 9 м завершил строительство, которое велось 20 лет. Затем грани пирамиды были облицованы плитами из белого известняка. Полированный саркофаг из красного гранита был помещен в небольшом помещении, находившемся на высоте 4,5 м от основания пирамиды. Ниже находилась еще одна камера, возможно, для супруги царя. В толще пирамиды проложено несколько узких длинных ходов, ведущих в камеры, и большая галерея длиной 50 м. Чтобы защитить погребальное помещение от колоссального давления расположенных выше рядов камней, над потолком усыпальницы были расположены 5 глухих разгрузочных камер. На площади основания могли бы разместиться пять крупнейших соборов мира: собор св. Петра в Риме, собор св. Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, флорентийский и миланский соборы. Из строительного камня, пошедшего на ее возведение, можно было построить все церкви Германии, созданные в нашем тысячелетии.

Еще одна пирамида классического типа, пирамида Хефрена (высота 141 м) - сложившаяся форма заупокойного храма Древнего царства, состоящего из двух частей - первой, доступной для верующих, и второй, куда допускались лишь избранные. Пирамида Микерина (высота 66 м), как и две предыдущие, имела в плане квадратное основание, каждая сторона которого равна 108,4 м. Пирамиды фараонов IV династии никогда не были превзойдены. Именно в классических пирамидах колонна отделяется от стены. Складывается тип пальмовидной, папирусовидной и лотосовидной капители колонн.

Основу Сфинкса из Гизы (высота 20 м., длина 60 м) составила известняковая скала, недостающие части были вытесаны из известковых плит. На голове Сфинкса надет царский платокклафт, на лбу высечен урейсвященная змея, под подбородком видна искусственная борода. Лицо Сфинкса было выкрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные, лицо передавало черты фараона Хефрена.

Скульптура, имевшая в Египте культовое значение, также подчинялась канону. Значительная часть дошедших до нас скульптурных изображений фараонов показывает владык Египта сидящими на троне, завернутыми в погребальную пелену. Другой тип египетской скульптуры – культовые статуи фараонов, стоявшие возле пирамид. В этих скульптурах фараон представал сидящим или стоящим.

Стены заупокойных храмов украшали не только рельефы, но и живописные композиции. Египетский художник показывал не то, что видел с определенной точки зрения, а то, что знал о фигуре, стремясь выявить самое выразительное - глаза, показанные в фас на данном в профиль лице, развернутые прямо на зрителя плечи и показанные сбоку ноги. Фигуры опираются на землю всей ступней. Художник не знает законов перспективы, величина фигур зависит от их социального статуса. Каждая сцена представляет собой законченное целое и одновременно часть общей композиции. Рельефы и росписи гробниц знати посвящены идее снабжения умершего всем необходимым для загробного существования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: