Искусство Древнего Египта
Египет - страна, население которой проживало в районе Сахары еще с неолита. Глубинная связь с породившей ее первобытностью пронизывает всю египетскую культуру. Так, идея пирамиды могла родиться из представления о священной горе. Мысль о сакральном (священном) значении отдельно стоящего камня реализуется в форме обелиска. Египетская культура медленно вырастала из первобытности, сохраняя связь с такими первобытными верованиями, как анимизм, фетишизм и тотемизм. Анимизм (вера в существовании души) проявлялся в создании статуй-двойников, мумификации тел фараонов, в росписях пирамид и скальных гробниц, темой которых являлось путешествие души умершего в царстве Аида. Тотемизм (вера в родовую связь с животным) проявился в зооморфизме – представлении богов в виде животных или существ с чертами животных. Так, например, покровитель умерших Анубис изображался в виде шакала, а позже в виде человека с головою шакала. Богов было большое количество (политеизм), каждый из них выполнял свои священные функции.
Огромное значение в жизни страны имела река Нил, вдоль берегов которой велось интенсивное земледелие, позволяющее получать несколько урожаев в год. Основные культурные центры страны располагались возле великой реки или в оазисах пустыни.
Основы иконографии и стилистики египетского искусства сохранятся на протяжении тысячелетий.
Искусство в Египте имело своей целью утверждение идеи о всевластии «бога благого», таков был официальный титул фараона. Еще одна отличительная черта искусства Древнего Египта - связь с заупокойным культом, вызванным желанием продлить жизнь после смерти. Для этого нужно было сохранить тело умершего и снабдить его всем необходимым для загробного существования, не только мумифицировать тело, но и создать подобие – статую. Именно поэтому ваятель в Древнем Египте именовался «анх» – «творящий жизнь». Мумифицированные органы помещались в особые сосуды – канопы.
|
Искусство Древнего царства (XXVII - ХХIII вв. до н.э.)
Более десяти тысяч лет назад кочевые племена охотников под влиянием иссушения Сахары перешли к оседлому земледелию в долине Нила. Первоначально Египет состоял из отдельных областей – номов, постоянно враждовавших между собой. У каждого из номов был свой покровитель в виде крокодила, ибиса или змеи. После завоевания Севера Южным Египтом произошло объединение страны.
Согласно представлениям египтян, каждый человек имел Сах – тело, Шунт – тень, Рен – имя, Ах – привидение, Ба – проявление сущности и Ка – душу, являющуюся бессмертным двойником. Основное условие загробной жизни - сохранение тела, для чего стало использоваться мумифицирование.
Строгое соблюдение фронтальности и симметричности в построении фигуры, торжественное спокойствие позы передавало пребывание в потустороннем мире. Вначале знатных людей изображали либо сидящими с положенными на коленях руками, либо стоящими с выдвинутой вперед левой ногой. Головы статуй поставлены прямо, в руках обязательные атрибуты. Тела мужчин окрашивали кирпично-красным, женщин – желтым, волосы – черным, одежды – белым. Властелина показывали больше остальных изображенных фигур.
Египтяне полагали, что душа будет защищена внутри пирамиды. В гробницу помещались статуэтки, изображавшие разнообразных слуг фараона – ушебти. В отличие от статуй вельмож, позы которых каноничны, статуэтки слуг передавали различные моменты их деятельности, что обусловило большое разнообразие положения их тел.
|
С давних времен перед скульпторами вставала задача создания портретных изображений, необходимых для того, чтобы душа вернулась в сохраненное тело. Скульптуры фараона Рахотепа и его жены Неферт относятся к числу совершеннейших памятников древнеегипетского искусства. Они изображены сидящими на кубообразных тронах, руки Рахотепа сжаты в кулаки, левая лежит на колене, правая прижата к груди. Волосы и усы - черные, глаза инкрустированы. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье, на голове пышный парик, поверх которого повязана лента.
Писец Каи изображен сидящим поджав ноги, развернув на коленях свиток папируса. У него плотно сжатые губы, слегка плоский нос и выдающиеся скулы.
Таким образом, в гробницах Древнего и Среднего царства обнаружены как идеализированные изображения, так и реалистические. В эпоху Древнего царства для оформления царских заупокойных храмов и гробниц знатных людей создавали большое количество рельефов и росписей. Основные виды рельефа: барельеф (низкий – изображение выступает менее чем наполовину), горельеф (высокий – изображение выступает более чем наполовину), анкре (плоский с углубленными контурами), контррельеф (врезанный). Силуэт фигур всегда ясен и графичен. Применяли минеральные краски: красную и желтую охры, зеленую из тертого малахита, синюю из тертого лазурита, белую из известняка, черную из сажи. Вход оформлялся двумя фигурами владельца гробницы, изображенного в полный рост, вдоль стен молелен и коридоров развертывалось шествие носителей даров, направленное к передней нише, в центре которой находилась ложная дверь. Рельефные композиции располагались так, чтобы скорее читались, чем смотрелись.
|
Особенность искусства Древнего Египта - выработка устойчивых форм архитектурных сооружений. Так происходило формирование канона заупокойного храма. Первоначально погребение имело форму мастабы – это наземное прямоугольное сооружение со слегка наклоненными к центру стенами. Она включала в себя подземную погребальную камеру, отходящий от нее вертикальный колодец, ведущий в наземную часть, а также прямоугольную в плане постройку из кирпича-сырца или камня, которая в разрезе имеет форму трапеции. Комплекс мастаб сохранился до нашего времени на западном берегу Нила в районе Мемфиса.
Следующий этап оформления заупокойного храма – создание зодчим Имхотепом ступенчатой пирамиды Джосера (высота 62 м) в XXVII веке до н.э. Она представляла собой поставленные друг на друга шесть сложенных из камня и уменьшающихся в размерах мастаб. Погребальные помещения были высечены в скалистом основании под пирамидой. План пирамиды прямоугольный, что говорит о следовании традиции строительства мастаб. Под пирамидой были подземные галереи с двумя алебастровыми саркофагами и 30 тысячами каменных сосудов. Весь погребальный комплекс пирамиды Джосера занимал площадь в 550 на 280 м и был окружен расчлененной выступами стеной.
В XXVIII веке до н.э. произошло дальнейшее развитие формы монументального надгробия – от ступенчатой пирамиды к классической. Пирамида Хеопса – самая известная из них (высота 147 м). Около 10 лет 4 тысячи человек выравнивали площадку для будущей пирамиды и вели подготовительные работы. Дорога, по которой на специальных салазках перемещали каменные блоки весом до 7,5 тонн, строилась около 10 лет. По наклонному въезду шириной в 20 м, построенному из кирпичей из нильского ила, строители затаскивали полозья с каменными блоками. Верхний блок - «пирамидон» высотой в 9 м завершил строительство, которое велось 20 лет. Затем грани пирамиды были облицованы плитами из белого известняка. Полированный саркофаг из красного гранита был помещен в небольшом помещении, находившемся на высоте 4,5 м от основания пирамиды. Ниже находилась еще одна камера, возможно, для супруги царя. В толще пирамиды проложено несколько узких длинных ходов, ведущих в камеры, и большая галерея длиной 50 м. Чтобы защитить погребальное помещение от колоссального давления расположенных выше рядов камней, над потолком усыпальницы были расположены 5 глухих разгрузочных камер. На площади основания могли бы разместиться пять крупнейших соборов мира: собор св. Петра в Риме, собор св. Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, флорентийский и миланский соборы. Из строительного камня, пошедшего на ее возведение, можно было построить все церкви Германии, созданные в нашем тысячелетии.
Еще одна пирамида классического типа, пирамида Хефрена (высота 141 м) - сложившаяся форма заупокойного храма Древнего царства, состоящего из двух частей - первой, доступной для верующих, и второй, куда допускались лишь избранные. Пирамида Микерина (высота 66 м), как и две предыдущие, имела в плане квадратное основание, каждая сторона которого равна 108,4 м. Пирамиды фараонов IV династии никогда не были превзойдены. Именно в классических пирамидах колонна отделяется от стены. Складывается тип пальмовидной, папирусовидной и лотосовидной капители колонн.
Основу Сфинкса из Гизы (высота 20 м., длина 60 м) составила известняковая скала, недостающие части были вытесаны из известковых плит. На голове Сфинкса надет царский платок – клафт, на лбу высечен урей – священная змея, под подбородком видна искусственная борода. Лицо Сфинкса было выкрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные, лицо передавало черты фараона Хефрена.
Скульптура, имевшая в Египте культовое значение, также подчинялась канону. Значительная часть дошедших до нас скульптурных изображений фараонов показывает владык Египта сидящими на троне, завернутыми в погребальную пелену. Другой тип египетской скульптуры – культовые статуи фараонов, стоявшие возле пирамид. В этих скульптурах фараон представал сидящим или стоящим.
Стены заупокойных храмов украшали не только рельефы, но и живописные композиции. Египетский художник показывал не то, что видел с определенной точки зрения, а то, что знал о фигуре, стремясь выявить самое выразительное - глаза, показанные в фас на данном в профиль лице, развернутые прямо на зрителя плечи и показанные сбоку ноги. Фигуры опираются на землю всей ступней. Художник не знает законов перспективы, величина фигур зависит от их социального статуса. Каждая сцена представляет собой законченное целое и одновременно часть общей композиции. Рельефы и росписи гробниц знати посвящены идее снабжения умершего всем необходимым для загробного существования.