Храмы Нового царства, уже отделенные от гробницы, строятся у подошвы скальных массивов. Особое значение приобретают святилища главного бога Амона-Ра, называемые греками Карнак и Луксор. Карнак был официальным египетским святилищем. На его стенах помещались выдержки из летописей, описания походов и побед. Луксор представлял собой образец храма Нового царства: вход в виде пилона, двор, окруженный портиками, обилие колонн с капителями в виде распустившихся цветков папируса.
Особенно выделяется заупокойный храм женщины-фараона Хатшепсут. Храм стоял на трех террасах и поражал обилием колонн. Рельефы храма изображали путешествие в Пунт, откуда египтяне вывозили экзотических животных.
Еще один скальный храм Нового царства – заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле, созданный в первой половине XIII в. в Нубии, на западном берегу Нила. С обеих сторон от входа размещались четыре двадцатиметровые портретные статуи Рамсеса II из песчаника. Над входом – вырезанное шестиметровое изображение птицеголового бога солнца Ра. Общая длина анфилады подземных помещений (двух залов и святилища) составляла 55 м. Потолок первого зала опирался на 8 столбов, поставленных в 2 ряда, к ним прислонены две десятиметровые скульптуры Рамсеса II, на потолке – небо со звездами.
Амарнское Возрождение
Особый период древнеегипетского искусства представляет время правления фараона-реформатора Аменхотепа IV (1368 - 1351 гг. до н.э.). Он произвел религиозную реформу и ввел поклонение богу Атону, изменив и свое имя – Эхнатон (угодный Атону). Имущество жрецов было конфисковано, царский двор был перенесен в новую столицу – Ахетатон (ныне оазис эль Амарна) с единым планом, с четко организованным центром, включавшим дворцы, залы, павильоны с колоннами, статуи фараона, храм Атона.
|
Для стиля Амарны характерны: экспрессивная манера изображения фараона и членов его семьи, лирическая окраска, обращенностью естественным человеческим чувствам. Лучшие произведения этого периода отличаются человечностью и проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение царя в кругу семьи. Лучшее, что создано в этот период, – скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Она показана в высокой короне из раскрашенного известняка, со слегка вытянутым подбородком, плотно сомкнутыми, слегка улыбающимися губами, высокими дугами бровей. Еще один портрет Нефертити, выполненный из кристаллического золотистого песчаника, остался незавершенным.
Наследником Эхнатона стал молодой фараон Тутахатон (Тутанхамон). В 1923 г. английский археолог Г. Картер обнаружил его подземную усыпальницу с большим количеством уникальных предметов (золотой саркофаг, маска, трони, украшения и пр.). После правления Тутанхамона амарнские традиции полностью не утрачиваются. В конце эпохи наблюдается возвращение к каноничности.
Искусство позднего периода (1085 - 332 гг. до н.э.)
К концу I тыс. до н.э. в Египте начинается спад экономической и культурной жизни, что приводит к сокращению храмового строительства и уменьшению количества декоративных рельефов.
В этот период усиливается власть фиванского жречества, ослабляется централизованное управление. Статуи воспроизводят древние образцы, но вместе с тем, отходя от канонов, мастера создают замечательные скульптурные портреты. Постройки позднего периода ориентируются на канон древности. Скульптура становится условной.
|
Завоевания Александра Македонского положили начало эллинистическому периоду развития искусства Египта, когда в его культуре произошел своеобразный синтез древних традиций и античного влияния.
В 1822 г. французский лингвист Ф.Шампольон, благодаря трехъязычной надписи на Розеттском камне, сумел расшифровать значение иероглифов и положил начало научной египтологии.