Упражнение «Фигуры из палочек»
Цель. Развитие восприятия формы и величины, обучение детей составлять геометрические фигуры из палочек.
Игровой материал. Счетные палочки.
Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать известные геометричсекие фигуры. Дает задания: составить маленький квадрат. Спрашивает, сколько палочек дети использовали для построения фигуры. Затем предлагается построить из палочек большой квадрат. Ребята под руководством педагога выясняют, из скольких палочек составлена каждая сторона фигуры. (Из двух.)
При последующем проведении упражнения можно предложить построить маленький треугольник, а потом большой треугольник или маленький четырехугольник и большой четырехугольник и побеседовать о количестве палочек, затраченных на построение фигур.
Упражнение «Треугольники и квадраты»
Цель. Развитие восприятия формы, формирование умения составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек.
Игровой материал. Счетные палочки.
Описание упражнения. Упражнение проводится в двух вариантах.
1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Вопросы: «Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник?» (Три.) Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольников? (Шесть.) А у вас только 5 палочек, но из них надо составить 2 равных треугольника». При затруднении выполнения задания детьми, воспитатель показывает образец, рисуя треугольники на доске мелом, получается два треугольника с одной смежной стороной, один из них перевернут. Потом предлагает ребятам самим составить треугольники. После выполнения задания, дети комментируют свои действия.
|
2. Воспитатель предлагает ребятам составить квадрат и спрашивает: «Сколько палочек нам понадобиться? (Четыре.)» Дети составляют квадрат. Следующее задание составить два одинаковых квадрата из восьми палочек, из семи палочек. Аналогично с предыдущим заданием в случаи затруднения воспитатель показывает образец (одна из сторон квадратов смежная). После выполнения задания дети вместе с педагогом анализируют свою работу и повторяют способы построения геометрических фигур.
Игра «Отвечай поскорей»
Цель. Закрепить умения различать форму предметов.
Игровой материал. Мяч.
Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «В игре надо уметь быстро отвечать. У меня в руках мяч. Я называю форму и бросаю кому-нибудь мяч. Тот, кто поймал должен назвать предмет этой формы. После этого играющий сам называет любую форму и бросает мяч другому. Тот ловит мяч и называет предмет и т.д.». Например, «Круглый». Ребенок отвечает: «Стол». Предлагает свое слово: «Квадратный». (Дом.) и другие.
При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.
Упражнение «Колумбово яйцо»
Цель. Развитие пространственного восприятия, формирование умения анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и представления.
Игровой материал. Овал (15х12), разрезанный на 10 частей, карточки с силуэтами – образцами.
Описание упражнения. Воспитатель показывает детям «колумбово яйцо» и заостряет их внимание на том, что оно состоит из частей. После разрезания его на части просит определить форму этих частей, их размеры, предлагает ребятам найти сходство по форме его частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. Во время беседы выясняется, что фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходство по форме с крыльями птиц, что большие по размеру фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной) похожи на туловища птиц и зверей.
|
Воспитатель сначала показывает образцы с указанием частей и предлагает составить фигуру-силуэт по предложенному образцу. В случае затруднения педагог предлагает образец, на который дети могут накладывать фигуры.
Следующее задание может быть творческим, в нем дошкольники сами предлагают и составляют из данных фигур деревья, птиц, зверей, людей. В ходе работы воспитатель указывает на то, что необходимо сначала мысленно представить составляемую фигуру, расчленить её форму и строение на части, а затем воссоздать.
По окончании упражнения выбирается самая интересная фигура, и ребенок, сделавший её, получает поощрение.
При последующих проведениях упражнения можно каждому ребенку дать разные образцы и устроить соревнования. Также можно разрезать овал на другое количество частей, в результате изменится вариант возможных комбинаций.