Тема 4. Современный урок




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной деятельности

Проф.__Таюрский Д.А.

«____» ____________2016 г.

 

Программа дисциплины
ФТД.1 Теоретические основы современной дидактики
 
Направление подготовки: 44.04.01 «Педагогическое образование»  
Профиль подготовки: «Педагогика высшего образования»  
Квалификация выпускника: магистр

 

 

Вопросы к практическим занятиям по темам

По теме 1. Дидактика как теория обучения

 

1. Общеизвестно, что в современной науке наиболее распространенным является определение понятия через ближайший род и видовое отличие. Например, если дидактика – отрасль педагогической науки, то родовым понятием для нее является педагогика. Заполните таблицу.

Отрасль или направление науки Родовое понятие Видовые отличия
Дидактика Педагогика  
Лингводидактика    
Андрагогика   Изучает теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых
Гуманистическая психология    
Когнитивная психология   Изучает структуру и протекание ….
История педагогики    
Литературоведение    

 

2. Реализуется ли отношение «преподавание – учение» в заочном обучении (во внесессионный период)? Ответ обоснуйте.

3. Процесс обучения может быть объектом изучения и дидакта, и методиста, и психолога, и программиста. Предположим, эти специалисты вместе пришли на урок. На каких аспектах урока будет сконцентрировано внимание каждого из них.

4. Важнейшая задача обучения – формирование у учащихся способности к самообразованию. Не означает ли это, что обучение, в конечном счете, направлено на собственное отрицание?

5. Согласны ли вы с мнением, что основной задачей дидактики должно быть изучение процессов усвоения учащимися учебного материала?

6. Верно ли, что частные методики не имеют специфического предмета исследования, а являются прикладной частью соответствующей научной дисциплины (математики, биологии, истории и т.д.)?

 

 

Тема 2. Цели обучения

 

1. Составьте итоговую таблицу целей обучения.

Иерархия целей обучения Характерные особенности целей обучения Примерные формулировки целей на современном этапе
     
     
     
     

 

2. Из приведенных ниже утверждений о соответствии терминов «цель» и «задача» обучения выберите правильный ответ.

a) Это слова синонимы, показывают направление пути к результату.

b) Задача более широкое понятие, цель – это часть задачи.

c) Цель – это идеальное предвидение результата, задача – путь достижения результата.

d) Задача – это цель, заданная в определенных, конкретных условиях.

3. Из перечня утверждений выберите основное требование к целям обучения. Почему оно является основным?

a) Цель урока должна быть выражена доступным, понятным языком, в краткой форме.

b) Цель урока должна выражаться в позитивной форме.

c) Цель урока должна соответствовать реальным возможностям и способностям учащихся.

d) Цель должна включать глагол, указывающий на определенное действие.

e) Цель должна иметь диагностичный характер, т.е. результаты урока можно легко замерить.

f) Цели должны быть реально достижимы при данных условиях.

4. Постройте и украсьте дерево целей, если ствол – цели обучения, а ветви – а) уровни целей обучения; б) группы целей урока.

5. Сформулируйте цели конкретного урока на основе анализа содержания учебного материала по теме своей специальности.

6. Предложите примерный алгоритм постановки целей урока.

 

Тема 3. Методы обучения

1. Сформулируйте определения следующих понятий:

метод обучения;

прием обучения;

метод преподавания;

метод учения.

2. Проанализируйте высказывание П.И. Пидкасистого: «На теоретическом уровне «метод» как научная категория теряет смысл, если считается, что любой способ действия можно считать методом. Если же мы хотим включить понятие «метод обучения» в состав педагогической теории обучения, т.е. дидактики, придется принять трактовку метода как чего-то связанного с сущностью обучения, отображающего его направленность, что реализуется в разных формах учебной деятельности, но не сводится к ним».

3. Может ли какой-либо один метод использоваться как универсальный? Ответ обоснуйте.

4. Согласны ли вы со следующим утверждением М.И.Махмутова: «Определение метода обучения через способ деятельности недостаточно научно обосновано, потому что это не реальное, а лишь номинальное определение, т.е. определение значения термина, а не понятия»? Ответ обоснуйте.

5. Раскройте исходные позиции классификации методов обучения.

6. Перечислите условия, определяющие выбор методов обучения. Приведите примеры.

Тема 4. Современный урок

1. Дайте характеристику различным определениям урока. Покажите, как урок соотносится с процессом обучения?

1) это самостоятельная, динамичная целостная система;

2) это часть целостного процесса обучения;

3) оба варианта ответа верны.

2. Проиллюстрируйте суть основных требований к уроку как форме организации обучения на материале своего предмета.

3. Проведите наблюдение 2-3 уроков и укажите, какие дидактические требования к нему были выполнены.

4. По какому признаку проще всего определить тип урока? Свою точку зрения обоснуйте.

a) По дидактической цели;

b) По основным этапам учебного процесса;

c) По способам проведения уроков;

d) По цели организации занятий;

e) По методам обучения;

f) По принципу проблемности.

5. По приведенным ниже фрагментам уроков (или видеозаписям) определите их тип и вид.

a) Учитель начинает урок с рассказа о том, что такое природа, иллюстрируя конкретными примерами. Объясняет, зачем людям нужно знать природу, как она прекрасна, какое богатство собой представляет, как человек ее изучает. В конце урока учащимся предлагаются вопросы типа: Что такое природа? Назови и покажи предметы природы и пр.

b) Учитель поочередно показывает на несколько растений и спрашивает: Что это? Откуда взялись растения? Могут ли они появиться без помощи человека? И пр. Затем аналогично строится беседа о животных. Спрашивается, а что еще есть на земле, после чего делается вывод о том, что такое природа.

в) На предыдущем уроке дети познакомились со звуком и буквой «д». Учитель предлагает им составить слово садик на наборном полотне каждый индивидуально на партах, затем проверяют у доски. При этом учащиеся хором произносят каждый звук. Затем составляют еще несколько слов.

6. В приведенных ниже фрагментах урока укажите его тип, вид, дидактическую структуру и методическую подструктуру.

При изучении темы «Расширение тел при нагревании» учащиеся знакомятся с материалом различными способами:

a) Учитель предлагает учащимся открыть учебники, рассмотреть рисунок с описанием опыта, прочитать параграф и ответить на вопросы учебника. После шестикратного прочтения, учащиеся получили задание рассказать об опыте, о расширении тел при нагревании.

b) Учитель провел демонстрационный опыт с монетой. Так как детям с последних парт было плохо видно, учитель предложил прочитать по учебнику то, что не удалось пронаблюдать. Затем учащиеся отвечали на вопросы после параграфа.

c) Урок начался с самостоятельной лабораторной работы, наиболее удачный вывод из которой был записан на доске. Затем учитель последовательно проделал тот же опыт с шариком. Но прежде чем ставить опыт, он предлагал учащимся ответить на вопросы типа: «Что произойдет, если я нагрею проволочку, на которой висит шарик?» После ответа и опыта спрашивалось, кто ошибся в своем предположении.

В конце урока учащимся были предложены ситуации из практики, где встречалось это явление.

8. Проведите подготовку содержания учебного материала на конкретной теме по своей специальности

9. Проанализируйте наблюдаемый вами урок, используя какой-либо тип и вид анализа.

 

 

Вопросы к зачету

1. Предмет и задачи дидактики.

2. Основные понятия дидактики.

3. Технология проблемного обучения

4. Технология концентрированного обучения

5. Технологии интерактивного обучения

6. Принципы как категория дидактики

7. Цели обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО.

8. Содержание образования и его структура.

9. Понятия «метод обучения» и «прием обучения»

10. Классификации методов обучения

11. Сущность, основные признаки и функции формы организации обучения.

12. Понятие урока как целостной системы, требования к уроку.

13. Структура современного урока.

14. Подготовка и планирование урока и системы уроков по теме.

15. Сущность понятия «домашняя работа», функции домашней работы. Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий.

16. Информационно-компьютерные средства в процессе обучения

17. Понятие «педагогическая диагностика», ее функции, содержание и требования, предъявляемые к ней.

18. Виды, формы и методы диагностики.

19. Оценка результатов обучения.

 

Основная литература

1. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения. М.: Владос, 2011

Дополнительная литература

1.Осмоловская И.М. Дидактика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», Утвержден Приказом МОиН РФ от 21.11.2014 г. № 1505

3.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. пособие. -2-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2007. – 639с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: