16/12/2010
Фердинанд Теннис (1855 – 1936)
Немецкий социолог, основатель и президент немецкого социологического общества и гоббсовского общества, профессор кельнского университета. Предстает как представитель формальной социологической теории.
Основные работы:
· Введение в социологию
· Общество и сообщество
Общество – совокупность социальных связей. Основу социальной связи составляет воля. Выделяет два типа воли:
· Сущностная воля – психический эквивалент тела. Эмоциональные полуинстинктивные влечения;
· Избирательная воля – содержит представления о деятельности, иерархию целей, средств.
Классифицирует типы обществ, создает теорию социального развития (движение от сообщества к обществу, движение от одного типа воли к другому). Каждый тип воли проявляется в соответствующих типах социальной организации, типах деятельности, социальных институтах.
Для первого типа воли характерно основа на любви, наслаждениях, внутренние чувства, отождествление с действующими людьми, создание норм действительности. Главная контролирующая инстанция – религия.
Для второго типа характерны другие типы экономики (торговля, основанная на интересе, порождающая бизнес-отношения, основа ее – контракт, а не обычай), появляется наука, основанная на ясных понятиях.
Для общества (социальная воля как договор, законодательство) контролирующая инстанция – общественное мнение. Основа законодательства – коммерческое право. Космополитизм. Современная жизнь порождает конфликты, которых не было на предыдущих ступенях развития. Конфликты классового порядка ведут к революции.
Габриель Тард (1843-1904)
Представитель истории социально-психологической мысли.
|
Общество – продукт взаимодействия людей, основой общества и всех обществ процессов составляют межиндивидуальные отношения. Поэтому индивидуальны только процессы сознания. Социология – межпсихологическая дисциплина. Психология должна быть базисом социологии. Любые социальные факты относятся в сфере взаимодействий сознаний. Группировки этих социальных фактов образуют социальные явления, основу всех социальных отношений.
3 основных социальных процесса:
· Подражание;
· Оппозиция;
· Адаптация.
Из них и оформляются все социальные отношения.
Законы социологии вообще едины для всех состояний общества. Для исторического прошлого, настоящего и будущего. Такими универсальными законами являются законы подражания (главный процесс) – неодолимое стремление, предшествующее любым социальным процессам. Всегда основано на примере. Законоподражание – основной механизм и основная предпосылка социальной жизни. Вопрос: каким образом вообще возможно изменение? Это нововведение, открытия и т.д. Это обрыв подражания. Творческие личности вырабатывают новое знание. Любая инновация – рекомбинация существующего старого. Модели подражания:
· Взаимное подражание;
· ….
· Обдуманное подражание;
· Подражание низших слоев высшим.
Тард считает, что общество детерминируется не экономическими законами, а основа общества – право и правовые нормы (легитимный обычай), т.к. право основывается на распределении прав и обязанностей.
Закон адаптации - закон борьбы конкурирующих моделей, когда их борьба не может привести к забвению одной из них.
|
Классовая борьбы, социальные конфликты - аномия. Если основа жизни – подражание, то жизнь и выстраивается как сплошной взаимный конформизм. Тард отказывается от теории классов и классовой борьбы. Норма – сотрудничество. Подражание – основной способ сотрудничества. Он предлагает создавать видение общества через концепцию толпы. Толпа для него – это собрание разнородных, незнакомых друг другу элементов, но готовых подражать друг другу. Являются копиями одного и того же образца. Для любой толпы характерны вера, страсть, цель, коллективность, иррациональное подражательство. 4 типа толпы:
· Толпа выжидающая;
· Толпа внимающая;
· Толпа заявляющая о себе;
· Толпа действующая.
Кроме толпы Тард выделяет еще тип социального образования – семья. Она основывается на том де самом принципе подражания. На стадии зрелого общества толпа превращается в публику. Толпа не есть группа, рассеянна в пространстве, заражает без соприкосновения. В публике не происходит нивелировки человека, там не утрачивается индивидуальность.
Расово-антропологическая школа (чимберлин) – история мира – европейская история и не более, все остальные нетевтонские народы – неполноценны. Расы неравны между собой расовые смешения вредны. Соц поведение детерминированно расово-антропологическим фактором.
Разновидности – антропо-социологическая школа. Здесь попытка соединения теории выше с классовыми теориями.
Американская социология.
Лестер Франк Уорд.
Геолог, палеонтолог. Первая работа – динамическая социология. Работа «очерки социологии». Канон учебной литературы.
|
Психологические закономерности. Главная задача – изучение психологических механизмов общественной жизни. Специфика социальной жизни предстает через телеологический характер. По мнению Уоррена – появление общества означает конец генетического диктата в рамках чел эволюции. Это новый мех=м адаптации чела к окружающей среде. Общество есть средство, через которое чел оптимально адаптируется к окружающей среде. Основу социальной жизни и социального взаимодействия составляют человеческие интересы, мотивы. Их 6:
· Голод;
· Жажда;
· Половая потребность;
· Интеллектуальные потребности;
· Моральные потребности;
· Эстетические потребности.
Через их удовлетворение происходит развитие общества. Но есть и коллективизм, который организуется через государство, объединение в классы и в рамках или посредством права. Движение общества – это прогрессивное развитие, при этом оно развивается через образование, через социальные реформы, кот ведут к равенству классов, рас, сознательной кооперации. Основу этих реформ д составить социологическое знание. В этом роль социологии. Основа – способность к творчеству. Она позволяет преодолеть борьбу с природой, создать институты, создать гражданское общество.
Альбион Смолл (1854-1926)
Создатель первого в мире социологического факультета в Чикагском университете. Основатель американского журнала по социологии, председатель американского социологического общества. Последователь Уорда представитель социального дарвинизма и психологизма. Смолл был теологом.
Социология – наука не об обществе, а о процессе чел организации, о том. Что составляет основу чел объединений. Источник объединения – в неудовлетворенной способности, соот-ей неудовлетворенным интересам. Чел стремится к удовлетворению потребностей посредством др людей. Такиз интересов, кот чел организует посредством других людей есть 6 классов:
· Биологическое качество чела (интересы к пище, сексу, физической деятельности);
· Интересы благосостояния;
· Общения;
· Познания;
· Красота или эстетика;
· Интересы справедливости.
Реализация этих интересов создает общество. Противоречия в обществе – как столкновение индивидов, стремящихся удовлетворить свои потребности через институты.