Комплексная методика для родителей




МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Методика для педагогов

разработана Е.Н. Степановым Цель методики

Определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

 

* * *

Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая и будет ответом, соответствующим его точке зрения. Цифры означают:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

1. Я удовлетворен (а) своей учебной нагрузкой.

2. Меня устраивает составленное расписание уроков.

3. Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально.

4. Меня устраивает работа кафедры (методического объединения) и мое участие в ней.

5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности.

6. Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать.

7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы.

8. Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск.

9. У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения.

10. Я ощущаю в работе поддержку своих коллег.

11. Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы.

12. Я ощущаю доброжелательное - отношение к себе со стороны администрации.

13. Я комфортно чувствую себя в среде учащихся.

14. Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету.

15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся.

16. Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования.

17. Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем.

18. Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе.

19. На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства.

20. Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты.

Обработка результатов

Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать, что если коэффициент (У) больше 3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он больше 2, это свидетельствует о средней степени удовлетворенности; если же (У) меньше 2, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги следующими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения:

· организация труда (утверждения 1-4);

· возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (утверждения 5-8);

· отношения с учителями и администрацией учебного заведения (утверждения 9-12);

· отношения с учащимися и их родителями (утверждения 13-16);

· обеспечение деятельности педагога (утверждения 17-20).

Коэффициент удовлетворенности педагогов определяется с помощью тех же операций, но подсчитываются сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждение-ям, которые соответствуют изучаемому аспекту.

Методика для учащихся

разработана А.А. Андреевым

Цели методики

Определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

* * *

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 совершенно согласен;

3 согласен;

2 трудно сказать;

1 не согласен;

0 совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка данных

Показателем удовлетворенности учеников школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно говорить о высокой степени удовлетворенности, если больше 2, но меньше 3 или меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности.

Комплексная методика для родителей

разработано АА Андреевым

ЧАСТЬ I

Цели методики

Получить количественную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических.

* * * Родителям предлагается заполнить бланк анкеты.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают ваши дети (ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные качества личности.

Шкала для оценки:

5 - в полной мере;

4 - в значительной степени;

3 - на достаточном уровне;

2 - в незначительной степени;

1 - практически нет.

Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого вашей личной точке зрения.

1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи). 5 4 3 2 1

2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах). 5 4 3 2 1.

3. Ответственность (умение держать слово). 5 4 3 2 1.

4. Воля (умение не отступать перед трудностями). 5 4 3 2 1

5. Хорошие манеры поведения. 5 4 3 2 1.

6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни). 5 4 3 2 1.

7. Образованность. 5 4 3 2 1.

8. Ум (способность здраво и логично мыслить). 5 4 3 2 1

9. Высокие жизненные запросы. 5 4 3 2 1

10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения). 5 4 3 2 1.

11. Честность в отношениях с людьми. 5 4 3 2 1

12. Доброта в отношениях с людьми. 5 4 3 2 1

13. Чуткость в отношениях с людьми. 5 4 3 2 1

14. Справедливость в отношениях с людьми. 5 4 3 2 1

15. Терпимость к взглядам и мнениям других. 5 4 3 2 1

Обработка данных

При обработке результатов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:

· качества 1-5 образуют блок поведенческих качеств;

· качества 6-10 блок жизненной компетентности;

· качества 11 15 блок морально-психологических качеств личности.

Необходимо подсчитать средний показатель оценок по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных 15 качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.

ЧАСТЬ 1 Цель методики

Получить количественную информацию об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем.

* * *


Родители заполняют опросный лист.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Обведите, пожалуйста, кружком номер утверждения, наиболее близкого вашей личной точке зрения на образовательное учреждение, в котором обучается ваш ребенок (ваши дети) (табл. 22):

Таблица 22

 

Утверждения (школа помогает ребенку) Точка зрения
Совершенно неверно Едва ли это верно Скорее всего, верно Совершенно верно
  Поверить в свои силы        
  Учиться решать жизненные проблемы        
  Учиться преодолевать жизненные трудности        
  Учиться правильно общаться со сверстниками        
  Учиться правильно общаться со взрослыми        

Обработка полученных данных

Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в методике. Если полученный показатель окажется меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.

ЧАСТЬ 3 Цель методики

Получение содержательной информации о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям о жизни и жизненным ценностям родителей.

* * *

Родителям предлагается заполнить бланк анкеты (возможно проведение и в устной форме, но с обязательной фиксацией содержания ответов).

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Что больше всего радует вас в жизни?

2. Что больше всего радует в жизни самого вашего ребенка (ваших детей)?

3. Какие качества вы больше всего цените в людях?

4. Чего вы больше всего боитесь в жизни?

5. Чего больше всего боится в жизни ваш ребенок (ваши дети)?

6. Какие качества больше всего ценит ваш ребенок (ваши дети) в других людях?

7. Какими видите жизненные перспективы вашего ребенка (ваших детей)?

8. Какой должна быть хорошая школа?

9. В какой степени школа, где учится ваш ребенок (ваши дети), отвечает этим требованиям?

10. Чем и как вы помогаете школе в воспитании вашего ребенка (ваших детей)?

Обработка данных

Проводится качественный анализ ответов конкретного родителя, возможно обобщение содержания ответов на каждый вопрос различных социальных групп родителей.


Методика для родителей

разработана Е.Н. Степановым

Цель методики

Выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

* * *

На родительском собрании предлагается внимательно прочитать перечисленные утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести одну цифру, которая и будет ответом, соответствующим его точке зрения.

Цифры означают:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

 

1. Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

4 3 2 1 0

2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

4 3 2 1 0

3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4 3 2 1 0

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

4 3 2 1 0

5. В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

4 3 2 1 0

6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

4 3 2 1 0

7. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

4 3 2 1 0

8. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

4 3 2 1 0

9. В школе проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребенку.

4 3 2 1 0

10. В школе работают различные кружки, клубы, секции, где; может заниматься наш ребенок.

4 3 2 1 0

11. Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

4 3 2 1 0

12. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

4 3 2 1 0

13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

4 3 2 1 0

  1. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

4 3 2 1 0

  1. Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

4 3 2 1 0

 

Обработка результатов

Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если У равен или больше 3, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: