Манилов - это первый помещик, к которому заезжает господин Чичиков с целью купить "мертвые души". Манилов - приятный во всех отношениях человек. Милый, деликатный, обходительный. Глаза у него цвета неба, он все время улыбается, но, замечает Гоголь, в них пересыпано слишком много сахара. Логики в его речи нет никакой. На столе - аккуратные горочки золы. Абсолютно бесхозяйственный. Не имеет понятия о том, какое у него количество крепостных крестьян. По всем вопросом обращается к приказчику. На его земле мог бы появиться яблоневый сад, но вместо него мы видим какие-то низкорослые березки и полное отсутствие зелени. Манилов - никчемный, бестолковый в своих мечтаниях, непрактичный. У Манилова легкость в мыслях необыкновенная. Его дети, названные именами великих греков, невоспитанные, неразвиты, не умеют себя вести правильно даже за обеденным столом. Да и кто им несет разумное и вечное? Сам Манилов, читающий книгу много лет на четырнадцатой странице. Манилов - внешне приятный, а внутренне - пустой человек.
Настасья Петровна Коробочка -одна женщина из помещиков. Чичиков посетил её, сбившись в пути. Одинокая вдова, живёт замкнуто, немного глуповата, но обладает хозяйственной хваткой. Деловая женщина, ведёт хозяйство толково, ко всему подходит с умом. Имеет сестру в Москве, чем очень горда. Вдова коллежского секретаря, Коробочка хозяйствует давно и знает толк в деле. Она-мелкопоместная хозяйка, имеет всего 80 душ. Главное для Коробочки-контроль за своим хозяйством. Она следит, чтобы крестьяне жили нормально, а избы были крепкими." мужички на вид дюжие, избенки крепкие."
Обожает прибедняться, прикидываясь безумной старухой. Торгует всем, что производят её люди, но всегда боится продешевить и думает лишь о цене. На самом деле-это обманщица "чистой воды", при продаже "мёртвых душ" её волнует лишь цена! Коробочка-скупая, мелочная, бойкая, деловитая и жалующаяся.
|
Ноздрёв. Полный, лет тридцати, разбитной малый, черномазый, шумный, всегда веселый, свежий, с черными, как смоль, бакенбардами. Сама фамилия Ноздрева говорит о природном чутье к картёжной игре, выпивке и скандалу, ярмаркам и балам: "Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами". Раскрывая образ Ноздрева, Гоголь мастерски использует сравнение: "Среди собак Ноздрев...совершенно как отец среди семейства"-замечает Гоголь. Данное сравнение задает в повествовании тему "злоречия" героя. Ноздрев "очень похож на собаку: без причины в одно и то же время и лает, и обгрызается, и ласкается". Он стремится показаться значительней и богаче, чем есть на самом деле. Если Манилов и Коробочка были весьма удивлены, когда Чичиков просил их продать души, то Ноздрев отреагировал иначе. Он воспринял эту ситуацию как шанс очередного обмена, а Ноздрев любил обмениваться вещами. Он долго упрашивал Чичикова купить то коней, то шарманку. Картежник, пьяница, врун и скандалист — вот краткая характеристика Ноздрева.
Образ Собакевича занимает достойное место в галерее помещиков. "Кулак! Да еще и бестия в придачу" — такую характеристику дал ему Чичиков. Собакевич, бесспорно, помещик-накопитель. Деревня у него большая, обустроенная. Все постройки хоть и неуклюжи, но прочны до крайности. Сам Собакевич напомнил Чичикову средней величины медведя — большой, неуклюжий. В портрете Собакевича совсем нет описания глаз, которые, как известно, являются зеркалом души. Гоголь хочет показать, что Собакевич настолько груб, не отесан, что в теле его "совсем не было души".
|
В комнатах Собакевича все такое же неуклюжее и большое, как он сам. Стол, кресло, стулья и даже дрозд в клетке, казалось, говорили: "И я тоже Собакевич". Просьбу Чичикова Собакевич воспринимает спокойно, но требует за каждую мертвую душу по 100 рублей, да еще и нахваливает свой товар, как купец. Грубый и неотесанный Собакевич — властелин над своими крестьянами. А если бы такому подняться повыше да дать ему власть побольше? Сколько бы бед он мог натворить! Ведь о людях он придерживается строго определенного мнения: "Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет".
Плюшкин Степан – последний «продавец» мертвых душ. Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе Плюшкина автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости. Плюшкину плевать на запустение своего имения, зато он строго следит за уровнем наливки у него в графинчике. Портрет Плюшкина - (то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, закрытый платком, чтобы не заплевать. Маленькие, еще не потухшие глазки, бегающие как мыши, засаленный халат; тряпка на шее вместо платка) говорит о полном «выпадении» героя из образа богатого помещика, да и из жизни вообще.
Плюшкин имеет, единственный из всех помещиков, довольно подробную биографию. До смерти жены Плюшкин был рачительным и богатым хозяином. Он трепетно воспитывал своих детей. Но со смертью любимой жены что-то надломилось в нем, он стал подозрительнее и скупее. После неприятностей с детьми (сын проигрался в карты, старшая дочь сбежала, а младшая умерла) душа Плюшкина окончательно ожесточилась – «волчий голод скупости овладел им». Но, как ни странно, жадность не до последнего предела овладела сердцем героя. Продав Чичикову мертвые души, Плюшкин размышляет, кто бы мог помочь ему оформить купчую в городе. Он вспоминает, что председатель был его школьным товарищем. Это воспоминание внезапно оживляет героя: «…на этом деревянном лице… выразилось… бледное отражение чувства»...
Березин Владислав 9Б