Право как регулятор общественных отношений




 

1. Происхождение и сущность права.

2. Норма права и нормативно-правовые акты.

3. Закон и подзаконные акты.

4. Правоотношения, правонарушения и юридическая ответственность.

5. Правовое государство.

 

Понятие «право» трактуется в двух основных смыслах. Согласно первому, право – это система утверждаемых государством норм, формально определенных и закрепленных в официальных документах, выражающих волю государства и поддерживаемых силой государственного принуждения. Согласно второму, право – это предоставляемая и гарантируемая государством личности возможность осуществлять свою волю. Так, любому образованному человеку известно о его праве на жизнь, личную неприкосновенность, невмешательство в частную жизнь и пр. Право – это необходимый признак любого государства. Главное его назначение состоит в том, чтобы упорядочить общественную жизнь, обеспечить ее стабильность, устойчивость. Обеспечение свободы, утверждение справедливости, исключение произвола из жизни общества – вот чего мы ждем от права.

Люди, осуществляя свою жизнедеятельность, регулярно сталкиваются с необходимостью соблюдения всевозможных правил, требований, стандартов и образцов поведения. Их можно свести к одному общему понятию – «норма». Данное понятие раскрывается в двух определениях. Во-первых, норма – это стихийно, сам собою сложившийся порядок. К примеру, мы считаем нормой дарить подарки родным и близким в день рождения. Во-вторых, нормой является выраженное в безличной форме предписание, требование. Безличная форма означает, что требование адресовано не кому-либо конкретно, а к неопределенному кругу лиц. Примером данной нормы является установленная руководством организации обязанность сотрудников придерживаться делового стиля в одежде.

Нормы, которые люди соблюдают, делятся на две группы:

1. Несоциальные нормы: санитарно-гигиенические, физиологические, технические и др. Они регулируют взаимодействие человека с окружающей его природой и техносферой.

2. Социальные нормы (традиции, обычаи, ритуалы, нормы этикета, религиозные, правовые, моральные нормы) – правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

Различные виды социальных норм предназначены для регуляции какой-либо из сторон общественных отношений и имеют свои особенности. Изучение специфики правовых норм начнем с выявления их сущности. Правовые нормы – это установленные государством правила, регулирующие наиболее важные общественные отношения, являющиеся обязательными для всех и защищаемые от нарушений силой государственного принуждения. Исходя из данного определения, достаточно просто вывести особенные характеристики норм права.

Во-первых, они неразрывно связаны с регулятивной деятельностью государства. Без государства и вне государства данные нормы не существуют. Посредством норм права государство выражает свою волю.

Во-вторых, нормы права направлены на регуляцию тех социальных отношений, которые признаются государством и обществом как наиболее важные. В частности, касающиеся безопасности (как отдельного человека, так и всего общества в целом), прав и свобод личности, собственности и др.

В-третьих, правовые нормы носят всеобщий характер. Они распространяются на всех членов общества без исключения, в том числе лиц, не являющихся гражданами государства, но находящихся на его территории. Нормам права должны подчиняться и их создатели – органы государственной власти.

В- четвертых, нормы права должны соблюдаться всегда и при любых обстоятельствах, без исключений.

В-пятых, правовые нормы охраняются государством. Для этого оно использует специальные инструменты принуждения, позволяющие предотвратить и пресечь правонарушение, а также наказать нарушителя. Важно отметить, что государство функцию применения наказания по отношению к правонарушителям закрепляет исключительно за собой, не позволяя никому больше вершить правосудие.

К дополнительным, но также очень важным характеристикам норм права относятся:

- системность, т.е. правовые нормы согласованы и взаимосвязаны между собой, формируя, таким образом, целостность, не допускается их противоречие друг другу;

- иерархичность, т.е. устанавливается строгое подчинение одних норм другим;

- формализация, выражающаяся в том, что любая правовая норма должна иметь выверенную, четкую, предполагающую однозначное токование формулировку.

- многократность применения и длительность воздействия.

Нормы права, обладая в современном обществе первостепенным значением в качестве регулятора общественных отношений, не заменяют собой прочие социальные нормы. Более того, требуется высокий уровень гармонии между ними. Например, можно с уверенностью ожидать от человека беспрекословного соблюдения закона, если закон представляется ему справедливым, соответствующим сложившимся нормам морали.

Всем правовым нормам свойственна одинаковая логическая конструкция. Структура нормы права состоит из трех элементов: 1) гипотезы (часть нормы, указывающая на условия, при наступлении которых правило поведения подлежит применению), 2) диспозиции (предписания, которые нужно выполнить участниками правовых отношений) и 3) санкции (неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения правила).

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на следующие виды:

Законы – нормативные акты, принимаемые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой. К законам относятся также кодексы, декреты. Так как законы выполняют особую роль в регуляции общественных отношений, то их создание является сложным и достаточно долгим процессом и требует соблюдения набора обязательных процедур. В большинстве стран мира законодательную деятельность осуществляет парламент – коллективный орган власти, как правило, избираемый населением. В России законы принимаются Государственной Думой – нижней палатой парламента именуемого Федеральным Собранием, одобряются Советом Федерации (верхней палатой парламента) и подписываются Президентом. Законотворческий процесс проходит в своем развитии следующие стадии: законодательная инициатива, подготовка законопроектов, обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование закона. Если не оговаривается в принимаемом законе дата начала его действия, то вступившим в силу он считается с момента опубликования в специальных печатных изданиях (Российская газета и Вестник законодательства Российской Федерации).

Подзаконные акты – нормативные акты, принимаемые органами исполнительной власти. Они обладают меньшей юридической силой, нежели законы, и призваны обеспечить их воплощение в жизнь.

В нашей стране среди подзаконных актов высшей юридической силой обладают указы – нормативные акты, изданные Президентом РФ по вопросам, относящимся к его компетенции.

На ступень ниже в иерархии подзаконных актов располагаются постановления Правительства РФ. Правительство (неофициально – кабинет министров) – орган исполнительной власти, включающий в себя множество министерств и подведомственных им агентств, служб и надзоров, осуществляющий административно-распорядительную функцию государства.

Министерства, входящие в состав правительства также могут издавать собственные нормативные акты – инструкции и приказы. Данные нормативные акты носят узконаправленный характер.

Так как Российская Федерация отличается сложным административно-территориальным устройством, то полномочиями по принятию нормативных актов обладают не только высшие органы государственной власти. На уровне субъектов федерации (республик, краев, областей, округов) законодательные органы власти принимают законы, а исполнительные органы – подзаконные акты. Но действие последних распространяется только на территорию субъекта федерации.

Органы местного самоуправления, функционирующие в границах городов, районов, поселков и пр. не входят в систему государственной власти, но также обладают полномочиями по принятию нормативных актов. Например, постановление городского совета о порядке проведения культурно-массовых мероприятий на территории города.

Существует также понятие «локальные нормативные акты». Они принимаются и действуют в организациях и учреждениях и являются обязательными только для их сотрудников. К системе государственных нормативных актов они не относятся.

Правовые отношения — регулируемые и охраняемые государством социальные отношения, участники которых являются носителями взаимных прав и обязанностей.

Структура правоотношения: субъекты (индивиды, организации, государство), содержание (субъективные права – мера возможного или дозволенного поведения и юридические обязанности – мера необходимого или должного поведения) и объекты (разнообразные социальные блага).

Чтобы быть субъектом права, надо обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность – это способность в силу норм права обладать субъективными правами и юридическими обязанностями. В нашей стране правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Дееспособность – это способность субъекта самостоятельно осуществлять юридические права и обязанности и нести за это юридическую ответственность. Дееспособность индивидов зависит, прежде всего, от возраста. Полной дееспособностью обладают лица, достигшие совершеннолетия. Дееспособность также зависит от состояния здоровья индивида. На основании медицинских показаний суд может признать человека полностью или частично недееспособным. Ограничена дееспособность лиц, отбывающих наказание за совершенные преступления.

Большинство людей исполняют нормы права добровольно, поступают правомерно. Антиподом правомерного поведения является правонарушение.

Правонарушение – это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.

Все виды правонарушений по степени их общественной опасности подразделяются на: преступления и проступки. Преступлениями именуются правонарушения, за совершение которых наступает уголовная ответственность. К проступкам относятся административные, дисциплинарные и гражданские правонарушения.

Структура правонарушения: объект (общественные отношения, ценности и блага, на которые направлено противоправное деяние, например, жизнь и здоровье человека), субъект (лицо, совершившее виновное противоправное деяние), объективная (внешнее проявление противоправного деяния: время, место, средства и способы осуществления, ущерб) и субъективная стороны (вина, мотив, цель правонарушителя).

Вина – психическое отношение лица к совершенному деянию. Она может возникнуть вследствие умысла или неосторожности. Умысел бывает прямым и косвенным. Прямой умысел состоит в том, что лицо: осознает общественную опасность деяния, предвидит вред, желает его наступления. Косвенный умысел состоит в том, что лицо осознает общественную опасность деяния, предвидит его опасные последствия, при этом не желает, но допускает их наступление, либо без­различно относится к ним. Вина, возникающая из-за неосторожности, делится на легкомыслие и небрежность. Легкомыслие имеет место, если лицо предвидит вред от совершаемого деяния, но легкомысленно рассчитывает на его предотвращение. Небрежность заключается в том, что лицо не осознавало общественную опасность своего деяния, не предвидело вреда, хотя могло его предвидеть, если бы проявило достаточную внимательность и осмотрительность.

Человек считается невиновным до тех пор, пока не будет доказана его вина. В ст. 49 Конституции РФ закрепляется презумпция (т.е. предположение) невиновности. Виновность доказывается право-охранительными органами и устанавли­вается только вступившим в законную силу приговором.

Признание тех или иных деяний правонарушениями недостаточно для обеспечения правопорядка. Важно обеспечить юридическую ответственность лиц, совершивших правонарушения.

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние.

Целями юридической ответственности являются: покарать правонарушителя, перевоспитать его, предупредить совершение противоправных деяний, восстановить положения потерпевшего (компенсация имущественных потерь или морального вреда).

Принципы юридической ответственностиопределяют основания, порядок и пределы юридической ответственности. Выделяют: принцип законности, равенства всех перед законом, ответственности только за виновные деяния, справедливости, гуманизма, неотвратимости юридической ответственности.

Виды юридической ответственности классифицируются по отраслевой принадлежности. Так, уголовная ответственность наступает за совершение преступлений; административная ответственность предусматривается за совершение административных проступков; дисциплинарная ответственность следует за нарушение трудовой дисциплины, гражданско-правовая ответственность наступает за посягательства на имущественные и связанные с ними личные неимущественные права.

Как мы знаем, институт права неразрывно связан с институтом государства. Правовые нормы формулируются и претворяются в жизнь органами государственной власти. Отсюда возникает вопрос – обязано ли само государство, его представители подчиняться закону? Кроме того, если государство обладает монополией на применение наказания за совершенные правонарушения, не возникают ли условия для произвола, применения правовых норм в целях подавления свободы людей? К сожалению, история человечества дает нам множество примеров, когда государственный управленческий аппарат и даже отдельные лица – главы государств – использовали право лишь для увеличения своей власти, не придавая значения законным интересам всех членов общества. То есть, институт права не защищал в необходимой мере права и свободы личности. В результате демократических преобразований во многих странах мира возник иной тип государства – признающего и уважающего права личности и не препятствующего суду стоять на их защите. Такое государство именуется правовым.

Основные признаки правового государства:

- главенство права и закона во всех сферах общественной жизни;

- равенство всех перед законом, независимо от статуса и социального положения;

- разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви и их независимость друг от друга;

- признание прав и свобод человека высшей ценностью, обеспечение их защиты.

- взаимная ответственность граждан и государства.

Таким образом, в правовом государстве все официальные институты власти подчинены закону и действуют в интересах защиты прав и свобод граждан. Правовое государство не может функционировать без деятельного участия граждан, которые не только сами соблюдают закон, но и требуют того же от представителей власти.

Литература

1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – Москва: Финансовый контроль, 2004. – 410 с.

2. Жирова Л.А. Правоведение. Таблицы и схемы [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л.А. Жирова, Т.А. Смолина, Э.Г. Юзиханова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. – 152 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/36859.

3. Моисеенко О.В. Правоведение [Электронный ресурс]: Учебное пособие. – Кемерово: КемГУ, 2010. – 215 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/30160.

4. Напалкова И.Г. Правоведение / И.Г. Напалкова / Под ред. Гордиенко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 444 с.

5. Правоведение: Учебник / Под ред. Пугинского Б.И. – 3-е изд. перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2011. – 480 с.

6. Правоведение: учебник для неюридических вузов / Под ред. Кутафина О.Е. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юристъ, 2006. – 400 с.

7. Правоведение / Под ред. Авдийского В.И. – Москва: Юрайт, 2013. – 431 с.

8. Рождественский А.А. Основы общей теории права: Курс лекций [Электронный ресурс]: Курсы и конспекты лекций – Санкт-Петербург: Лань, 2014. – 154 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/50497.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: