Работа с логическими функциями. Решение задач. Занятие 1.




Цели урока:

1. Образовательная: сформировать навыки использования функции «ЕСЛИ», закрепление знаний по прошлой теме Excel.

2. Развивающая: развитие логического мышления, умения строить модели решения.

3. Воспитательная: воспитание самостоятельности, терпения.

Оборудование: компьютеры, программа MS Office Excel, карточки с заданиями.

План урока:?

Структура урока:

1. Повторение пройденного материала – 5 мин.

2. Изложение нового материала – 15 мин.

3. Практическая работа на компьютере – 20 мин.

4. Подведение итогов, запись домашнего задания – 5 мин.

Методы обучения: беседа, лекция, эксперимент, практическая работа на компьютере.

Описание хода урока:

1. Повторение пройденного материала:

Опрос присутствующих: на прошлом занятие мы начли знакомство с электронными таблицами.

Давайте вспомним, для каких целей можно использовать ЭТ? (для решения сложных задач с большим количеством данных, которые можно организовать в таблицу)

Из каких элементов состоит таблица? (строка, столбец, ячейка)

Что мы заносим в ячейки и с помощью чего их можно связать друг с другом? (в ячейки заносятся данные и между ними устанавливается связь с помощью формул, которые содержат операции)

2. Изложение нового материала.

Мы уже знаем, что над данными в таблице можно совершать математические операции, но существуют задачи и другого рода, когда ответом в задаче будет не число, а некоторое высказывание. А для получения такого ответа необходимо использовать логические функции. Итак, тема урока «Работа с логическими функциями».

К логическим функциям в Excel относятся следующие функции: (запишем их в тетради в виде таблички):

Функция Описание
И Возвращает значение ИСТИНА, если все аргументы имеют значение ИСТИНА.
ИЛИ Возвращает значение ИСТИНА, если хотя бы один аргумент имеет значение ИСТИНА.
ЕСЛИ Выполняет проверку условия.
НЕ Меняет логическое значение своего аргумента на противоположное.
ИСТИНА Возвращает логическое значение ИСТИНА.
ЛОЖЬ Возвращает логическое значение ЛОЖЬ.

 

Итак, функция «Если» анализирует результат выражения или содержимое указанной ячейки и помещает в заданную ячейку одно из двух возможных значений или выражений.

Синтаксис функции «ЕСЛИ» (на доске и в тетради):

=ЕСЛИ (Логическое выражение; Значение_если_истина; Значение_если_ложь)

Рассмотрим каждую часть функции: (в тетрадь)

Значение_если_истина – значение, которое принимает логическое выражение в случае его выполнения.

Значение_если_ложь – значение, которое принимает логическое выражение в случае его невыполнения».

Логические выражения или условия строятся с помощью операторов сравнения (<, >, <=, >=, <>, =) и логических операций (И, ИЛИ, НЕ).

 

Давайте посмотрим, как работать с этими функциями на практике.

Введите в столбце А любые десять числа до 100. Давайте проверим, какие из ваших чисел >20. Для этого будем использовать функцию ЕСЛИ. Вы уже знаете, куда надо обраться, чтобы вставить функцию. Для тех, кто забыл:

· Устанавливаем курсор в ячейку А2

· Меню «Формулы» – «Вставить функцию»

· Категория - Логические

· Выбрать функцию «ЕСЛИ» и ОК.

· Перед вами открылось диалоговое окно «Аргументы функции» для ввода необходимых значений. Попробуйте самостоятельно составить условие, и проверьте результат.

 

А теперь усложним задачу. Проверим, какие числа больше 35 и меньше 74. Если задано несколько условий, то необходимо использовать вложенную функцию «ЕСЛИ» (на доске и в тетради)
=ЕСЛИ (Логическое выражение_1; Значение_если_истина_1; ЕСЛИ(Логическое выражение_2; Значение_если_истина_2; Значение_если_ложь_2)).

Проверьте полученные результаты.

Попробуйте записать ваше условие без вызова Всавки-Функция, а написать вручную, поставив в ячейки знак =ЕСЛИ.

! Не забывайте проверять соответствие использованных функций ЕСЛИ и скобок.
До 7 функций ЕСЛИ могут быть вложены друг в друга.

3. Практическая работа на компьютере

Раздаются карточки с задачами. На решение каждой задачи отводится 3-5 минут. Кто решил первым объясняет классу, если никто не решил, разбирают задачу с учителем.

Задание 1. Составить прототип игры «Угадай число» в диапазоне от 10 до 20, используя функции ЕСЛИ и И. Расширьте диапазон до 50. В качестве ключевых слов используйте МАЛО, УГАДАЛ, МНОГО.

Задание 2. Используя логические функции ЕСЛИ и И построить таблицу значений температуры воздуха, и в зависимости от значений вывести надписи ЖАРКО, ТЕПЛО, ПРОХЛАДНО, ХОЛОДНО. Диапазон значений выбрать от +40 до +20, от +19 до +6, от +5 до -5, от -6 до -20.

Задание 3. Используя функцию ЕСЛИ рассчитать остаток денег семьи после покупок в 1000, 5000, 25000, 30000 рублей. Первоначальный бюджет равен 27000 рублей. В соответствии со значениями расходов вывести надписи ЕЩЕ ПОШИКУЕМ, ДО КОНЦА МЕСЯЦА ДОТЯНЕМ, ХВАТИТ ТОЛЬКО НА ХЛЕБ, ДЕНЕГ НЕ ХВАТИТ.

Задание 4. С помощью логических функций ЕСЛИ и ИЛИ проверьте, входят ли значения аргумента х = 5, -2, 0, 1, 2 в область определения функции У = (3х+6)/(х-1). В качестве ключевых слов используйте ВХОДИТ В ООФ, НЕ ВХОДИТ В ООФ.

4. Подведение итогов, запись домашнего задания.

На уроке мы познакомились с логическими функциями. Какие логические функции мы использовали на уроке? С помощью каких операторов стоиться логическое выражение? Что можно присвоить логическому значению если_истина, если_ложь (математические выражения, слова).

Домашнее задание: на «3» - решить 5, 6, на «4» - 5,6,7 на «5» - 5,6,7,8. Каждому придумать свою задачу с использованием функции «ЕСЛИ».

Задание 5. Проверьте свое физическое состояние после измерения температуры. В соответствии со значениями до 37°, 37°, >37°, вывести надписи Я ЗДОРОВ, Я ПРИБОЛЕЛ, Я БОЛЕН.

Задание 6. С помощью логических функций проверьте срок хранения продукта в зависимости от температуры: 0-10°, 11-20°, от 21° и выше. Выведите соответствующие надписи: 1 МЕСЯЦ, 15 СУТОК, НЕ БОЛЕЕ СУТОК.

Задание 7. Выясните, к какому типу гор относятся возвышенности в 123, 456, 549, 1058, 2495 м, гора Белуха – 4506 м над уровнем океана, если учесть, что более 2000 м –ВЫСОКИЕ ГОРЫ, от 800 до 2000 м – СРЕДНЕВЫСОТНЫЕ ГОРЫ, от 500 до 800 м – НИЗКИЕ ГОРЫ, от 200 до 500 м – ВОЗВЫШЕННЫЕ НИЗМЕННОСТИ, до 200 м – НИЗМЕННОСТИ.

Задание 8. Выяснить, к какой эре относятся периоды существования Земли – 7, 78, 120, 375, 600, 3200 млн. лет, если учесть, что Архейский период – 2700-3800, Протерозойская – 570-2700, Палеозойская эра - 185-570, Мезозойская эра – 70-185, Кайнозойская эра – 0 -70 млн. лет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: