Все, относительно чего следует уповать на Всевышнего, состоит из семи частей.




1. Первое относится лишь к телу человека.

Знать и помнить, что вне Его власти и приговора никто не может им руководить и никто не может ничего придумать и посоветовать. Хотя все органы человека созданы Им и продолжительность дней человека зависит от приговора Создателя, человеку следует самому стараться обеспечить свои потребности и спасать себя, и составлять себе лекарства. И пусть он уповает, что излечит его Всевышний, а врач и лекарства пришли к нему от Всевышнего. Но пусть не оставляет это лишь на Всевышнего. А о том, кто подвергает себя опасности, говоря: «Я уповаю на Всевышнего», сказано: «А глупец гневлив и уповает» (Пр. 14; 16). И Тора предостерегает нас: «Не испытывайте Всевышнего» (Втор. 6; 16).

2. второе — к пропитанию;

Надейся, что Всевышний даст тебе пропитание и то, что требуется в достаточной мере, и не торопи время, и не гонись за тем, что отрывает тебя от занятий Учением. И когда человек уповает на Всевышнего, он обретет душевный покой, и не станет гнаться за излишками. Ему будет достаточно того, что он сможет найти в определенный час. И это наибольшее испытание человеку — чтобы многочисленные житейские дела не путали его настолько, чтобы он забыл, что ожидает его в конце. Матф.6:33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

3. третье касается его жены и детей, и родственников, и друзей;

Живущий без жены, родственников и друзей, — пусть, уповая, полагает Всевышнего своим родственником и другом, как написано: «Это любимый мой и друг мой» (Шир а-ширим 5; 16). И пусть думает так: «Всякий, у кого есть родственники, через какое-то время окажется в могиле и станет одиноким чужаком; ему не поможет ни сын, ни родственник, ни друг — и никого с ним не будет». А потом пусть подумает о себе, что также свободен от забот о родственниках, которые надеются на него, — и да сочтет он это благом. А если у уповающего на Всевышнего есть жена, дети, родственники и друзья, которые нуждаются в нем, — пусть он уповает на Всевышнего, что Он даст ему силы удовлетворить их и исполнить все, что он обязан для них сделать. И пусть уповает, что будет с ними в согласии, и пусть укажет им добрые пути в делах Торы и служения Создателю. Но не потому, что ожидает от них выгоды за это, и не потому, что ожидает от них почитания за то, что указал им добрые пути, и не ради власти над ними, — пусть поступает так ради исполнения заповеди Творца..И пусть думает, что он — посланник Всевышнего, посланный для поучения родственников и друзей. Но пусть не приписывает это собственным силам и собственному уму, — и да не возгордится над ними. А если будет нуждаться в своих близких и они восполнят его нужду, — пусть считает, что они — посланники Всевышнего, посланные восполнить его нужду, и потому пусть не уповает на них. А если попросит что-либо, а они откажут, — пусть не обвиняет их, но думает, что у Всевышнего достаточно посланников, чтобы восполнить то, чего ему недостает.

 

4. четвертое — обязанностей сердца и органов тела, вред и польза которых касаются лишь его самого;

Пусть молится с преданным сердцем, с чистыми мыслями, направленными к величию Имени Всевышнего. Все это доказывает, что первым делом он выбрал служение Всевышнему. А потом молился о двух вещах: первое — чтоб укрепилось его сердце в стремлении лишь ко Всевышнему и освободилось от забот этого мира; второе — чтоб укрепилось тело, дабы у него были силы совершать добрые дела.

5. пятое — это служение другим;

Например, милостыня и обучение учеников мудрости, наставление о добре, предостережение от зла, возвращение нечестивцев ко Всевышнему, терпя их насмешки, когда наставляет о служении и устрашает их расплатой и наказанием. И пусть человек старается всеми силами исполнить эти деяния и уповает, что Всевышний поможет ему и исполнит его желание приблизиться этими деяниями ко Всевышнему, ибо эти деяния надо совершать не ради приобретения славы и почестей среди людей, не ради мзды от людей и не ради власти над людьми. И пусть по силам своим старается скрыть свои добрые дела, а если, несмотря ни на что, не может скрыть их, то пусть помнит, что от творений Всевышнего не может быть ни пользы, ни вреда, — но все во власти Создателя. И во всем этом пусть уповает на Всевышнего. А когда Всевышний даст ему возможность исполнить заповедь, пусть знает, что это благо от Всевышнего и дар от Него, и пусть не радуется, что люди хвалят его.

6. шестое — вознаграждение в этом мире;

Пусть не надеется на свои добрые дела, но совершает добрые дела свои во Имя Всевышнего, Который возвеличил и поднял его в этом мире и оказал ему добро. Нет ни одного мгновения во всей его жизни, когда бы Всевышний не оказывал ему добра! Пусть думает, что если б его добрых дел было многократно больше, они не составят одно из десятка тысяч дел, которые он обязан сделать за все блага Всевышнего, получаемые в каждое мгновение. И когда он об этом подумает, пусть уповает на милость Всевышнего, Который оказывает безвозмездное добро, жалеет человека более, чем он заслуживает.

7. седьмое— вознаграждение в будущем мире, которое хранится для праведников.

Ты должен понять и знать: как рыба не ведает наслаждения летящей птицы, а птица не ведает наслаждения плывущей рыбы, ибо природа их противоположна, птица погибнет в воде, а рыба погибнет в воздухе, — так же и живущий в этом мире, где душа смешана с телом, не может познать истинного наслаждения души. Мы ощущаем лишь наслаждение тела, а высокое наслаждение души мы не можем ощущать, не можем постичь, — оно познаваемо лишь в результате многих и долгих размышлений. Это наслаждение невозможно описать.

Упование невозможно без веры, как написано: «И уповают на Тебя знающие Имя Твое» (там же 9; 11). Те, кто знает Его великое Имя и сознает Его величие и мощь, и верит всем сердцем, — они могут уповать на Него, ибо упование и вера параллельны: нет веры — нет и упования, а нет упования — нет и веры. Вот почему весь смысл Торы состоит в вере, как написано: «И праведник выживет своей верой» (Аввакума 2; 4). И об Аврааме сказано: «И поверил Всевышнему, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15; 6)..

А теперь вновь обратимся к предмету радости. Верующий всем сердцем и уповающий на помощь Творца, всегда радуется и терпит всякое страдание подобно больному, который ради исцеления принимает горькие лекарства. Он свободен от суеты мира и удовлетворяется малым, говоря: «мне достаточно того, что уделил мне Создатель». Взгляни и увидишь: все содержит в себе радость. Почему? Потому что человек, который беспокоится о заботах этого мира, не имеет покоя в сердце во все свои дни, заботясь о заработке и не удовлетворяясь тем, чем наделил его Всевышний. А тот, кто доволен своей долей, — богат, даже если он беден, потому что он радуется Всевышним, Который и есть его доля и удел, и написано: «Да возрадуются сердца тех, кто стремится ко Всевышнему» (Пс. 105; 3).

И когда на долю человека выпадают страдания, следует радоваться. Приучи же свои уста говорить: «И это тоже к лучшему» (там же 21а) или: «Все, что Всевышний делает, — к добру» (Брахот 60б), потому что часто бывает, что беда оборачивается благом.

И в заключение: да не радуется несчастью любого человека. Об этом сказано: «И люби ближнего, как самого себя» (Лев. 19; 18). И пусть приучит сердце свое радоваться благу другого. А более всего — пусть радуется, когда видит людей, которые ищут возможности исполнения заповедей, чтобы исполнить волю Создателя, благословен Он.

Радость — одна из самых главных ценностей. Это состояние человек должен поддерживать в себе в течение всей своей жизни. Радость — это то, что даёт человеку возможность действовать и идти вперёд.

Наша радость должна быть основана на знании: всё, что Всевышний делает, Он делает для нашего блага. Ещё может привести к состоянию радости — это размышление о величии Всевышнего, о том, насколько велик наш Отец, который на Небесах, насколько полноценны и гармоничны его деяния.

Но всё это не означает, что когда в жизни человека происходят тяжёлые события, он должен заливаться смехом и плясать от радости.Конечно, человек должен чувствовать боль из-за того, что произошло, и страдать из-за этого. Но горе не должно становиться абсолютным и вести к депрессии. В сердце ощущение боли должно совмещаться с ощущением радости — потому что человек знает, что Всевышний посылает эти события ради его блага.

Это можно сравнить с ситуацией, когда отец наказывает ребёнка. Если ребёнок вздумает плясать, когда отец бьёт его, то продемонстрирует этим своё пренебрежение к отцу. Ведь отец хочет, чтобы ребёнок ощутил боль — чтобы тем самым осознал, что совершил проступок и больше к нему не возвращался. Ребёнок должен чувствовать боль удара и должен страдать также от боли, которую чувствует отец, когда бьёт его. Но в своём сердце мудрый ребёнок, всё же, должен будет ощущать также чувство радости — ведь отец делает это ради него (отцу не безразличны его поступки).

« Всегда представляю себе, что Г-сподь предо мной. Он рядом, и я не поколеблюсь.Поэтому радуется мое сердце, и веселится моя душа, и тело мое безмятежно.Потому что Ты не оставишь мою душу в преисподней, не дашь послушному Тебе умереть [преждевременно].Укажи мне путь жизни, чтобы насытиться радостью пред Твоим лицом. По правую руку от Тебя радость вечна.»Пс.16:8-11

Если человек всегда помнит, что он стоит перед лицом Всевышнего, это помогает ему вести себя достойно, удерживаться от дурных поступков. С одной стороны. С другой стороны, это приносит ему радость и уверенность в близости Всевышнего: «Он рядом, и я не поколеблюсь». Тот, кто надеется на Б-га и представляет Его перед собой, всегда будет испытывать радость.

В одиннадцатом стихе, завершающем главу, Давид просит Всевышнего: «Укажи мне путь жизни, чтобы насытиться радостью пред Твоим лицом». О чем просит Давид? О благополучии? О жизни, полной удовольствий? Очевидно, что нет. Это подсказывает нам и содержание двух предыдущих стихов, где речь идет о пребывании души в будущем мире, и слово «насытиться» в самом стихе. На этом свете, человек не насыщается радостью. В этом мире радость или не полна, или преходяща, проходит радость, приходит горечь. Давид просит Всевышнего указать ему такой путь жизни, чтобы душа его могла испытать полную и неисчерпаемую радость, а значит — удостоилась Ган-Эдена (рая) в мире грядущем, потому что только там это возможно. И только там радость может быть вечной: «По правую руку от Тебя радость вечна» (рядом с Тобой, на почетном месте — «по правую руку»). Давид хочет прожить праведную жизнь и просит в этом помощи Б-га.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: