Рекомендации учителю как сохранить здоровье




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Аннинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Аннинский муниципальный район

 

 

Методические рекомендации

«Сохранение здоровья педагогов

В условиях работы Школы Полного Дня»

 

 

Составитель:

Коновалова Анастасия Александровна

Педагог-психолог

 

П.г.т. Анна


Аннотация

В работе, раскрывается актуальность проблемы здоровьесбережения педагогов в условиях полного дня общеобразовательных учреждениях.

Учитель, обладающий широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, имеет возможность выбрать те из них, которые помогу поддержанию здоровья.

Подробно представлено описание создания оптимальных условий для обеспечения сохранения здоровья педагогов. Представлены рекомендации для сохранения психического здоровья, а также профилактика переутомления.

Разработанные методические рекомендации позволят педагогам обеспечить здоровьесбережение.

Современные здоровьесберегающие технологии педагогов направлены на профилактику заболеваемости, укрепление физического и психического здоровья, что является следствием повышения результативности воспитательно-образовательного процесса.

Для реализации профилактики педагогического выгорания разработаны рекомендации для учителя - как сохранить здоровье.

 

 

Пояснительная записка

Здоровье педагога – деликатная и многоаспектная проблема. Профессиональное здоровье учителя – основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема. И эта проблема настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога. Ведь основу профессионального здоровья составляет психическое здоровье как мера способности педагога выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире.

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию «здоровье». Через познание и улучшение социально-психологической составляющей здоровья мы имеем шанс не только предупреждать возникновение болезней, но и совершенствовать всего человека в целом, то есть сохранение здоровья выступает в качестве процесса сохранения и развития психических, физических потенций человека.

Проблема здоровья населения страны стала в настоящее время одной из приоритетных в политике нашего государства. Многосторонность этой проблемы обусловлена как разнообразием демографического состава современного общества, так и характером, направленностью, подходами, способами и средствами сохранения здоровья, сложностями формирования у населения активной позиции к его сбережению.

В образовании здоровье участников учебно-воспитательной деятельности – это такая составляющая процесса развития личности, без которой не мыслится ни определение содержания обучения и воспитания, его методов, ни оценка результативности их содержательной и практико-ориентированной сути.

Учителя и учащиеся выступают партнерами в процессе здоровьесбережения, действуют в одном образовательном пространстве и их деятельность в этом пространстве имеет единую цель – научить и научиться тому, что выработано предыдущими поколениями. Это долговременный и нелегкий труд, рассчитанный на человеческую жизнь и требующий не только формирование интеллектуальных, моральных, но и физических возможностей как ученика, так и учителя.

Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.

Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя. Основу профессионального здоровья составляет психическое здоровье как мера способности учителя выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире. Цель психологической работы с учителем заключается в том, чтобы запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие формирование способности к собственному развитию, к созданию мотивов и интересов быть здоровым.

Главным критерием труда учителя сегодня является объем его учебной нагрузки, а качество труда определяется конечным результатом, (это может быть оценка отдельного образовательного действия, результаты учебной деятельности учащихся, технологичность педагогической практики, характер взаимодействия педагога, школьника, родителей, сформированность навыков и умений работника образовательного учреждения в области анализа, обобщения своего опыта работы, склонность к опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности и т.д.).

Между тем все больше возникает вопросов о влиянии объективных факторов на качество труда учителя. Так, в последнее десятилетие усилилось внимание практиков народного образования и ученых к проблемам здоровья школьников, как фактора влияния (объективного и субъективного одновременно) на качество труда учителя.

Здорового ребенка может воспитать только здоровый педагог. Это бесспорно. Именно поэтому одним из важнейших направлений современных образовательных учреждений является здоровьесбережение учителя.К сожалению, педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Профессия педагога, как известно, относится к профессиям типа “человек-человек”, что связано с высокими эмоциональными тратами.

Как показывают исследования, большинство педагогов – эмоционально неустойчивые, невротичные люди, склонные к стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, профессионально нездоровые. Негативные эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности, зависят от возраста и стажа работы, эмоциональные негативные состояния обостряются при наличии субъективных особенностей личности: высокого нейротизма и заниженной самооценки).

Психологический дискомфорт учителя имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального.

Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами:

- физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;

- высокий уровень ответственности;

- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;

- авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.

У педагогов часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими.

Частота возникновения у педагогов от активных форм реагирования и (прежде всего агрессии) в среднем значимо превышает реакции астенического характера (депрессии).

К негативным последствиям следует отнести возможность формирования у учителей таких свойств личности, как несдержанность, грубость, неуверенность в своих силах, тревожных.

Суммируя сказанное, можно подвести итог, что работая в современной школе, трудно не то что укрепить, а сохранить здоровье. Для того чтобы ситуация изменилась и работа не давалось ценой здоровья, необходимо действовать уже сегодня. Очень важно сменить приоритеты, ведь именно с физического и духовного оздоровления начинается возрождение нации.


Рекомендации учителю как сохранить здоровье

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: