Конфуций
Проблема здоровья населения страны стала в настоящее время одной из приоритетных в политике нашего государства. Многосторонность этой проблемы обусловлена как разнообразием демографического состава современного общества, так и характером, направленностью, подходами, способами и средствами сохранения здоровья, сложностями формирования у населения активной позиции к его сбережению.
В народном образовании здоровье участников учебно-воспитательной деятельности – это такая составляющая процесса развития личности, без которой не мыслится ни определение содержания обучения и воспитания, его методов, ни оценка результативности их содержательной и практико-ориентированной сути.
Учителя и учащиеся выступают партнерами в процессе здоровьесбережения, действуют в одном образовательном пространстве и их деятельность в этом пространстве имеет единую цель – научить и научиться тому, что выработано предыдущими поколениями. Это долговременный и нелегкий труд, рассчитанный на человеческую жизнь и требующий не только формирование интеллектуальных, моральных, но и физических возможностей как ученика, так и учителя.
Далее приведу несколько рекомендаций для сохранения здоровья педагогов.
Чтобы сохранить энергию, так необходимую учителю в его трудной, но благородной работе, важно помнить простые правила.
Правило первое: Не зацикливайтесь на плохом подводя итоги дня, — считай только удачи!
Правило второе: Чаще улыбайтесь. Изумляйтесь всему, как изумляются дети.
Правило третье: Каждый день начинайте жизнь с «нового листа». В «реку жизни», как Вашу ближайшую речку, нельзя войти дважды. Всё течет, всё меняется.
|
Правило четвёртое: В педагогической деятельности стремитесь к сотрудничеству. Элемент критики не должен быть доминирующим. Постоянно транслируйте дружелюбность.
Правило пятое: Помнит восточную мудрость: «Трудись не перенапрягаясь. В работе не ленись, но и не доводи себя до истощения сил».
Правило шестое: Осознайте самоценность жизни. В ней суть счастья. Мы счастливы оттого, что живём. Можем любить и быть любимыми, растить и воспитывать детей.
Программа: Простые утверждения снимают беспокойство.
Повторения коротких, простых утверждений позволяют справиться с эмоциональным напряжением.
Вот несколько примеров.
1. Сейчас я чувствую себя лучше
2. Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться
3. Я могу управлять своими внутренними ощущениями
4. Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю
5. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на всякое беспокойство
6. Чтобы ни случилось, постараюсь сделать все, от меня зависящее, чтобы избежать стресса
7. Внутренне я ощущаю, что все будет в порядке и т.п.
Эмоциональное выгорание - это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно успешно бороться.
Чтобы сохранить энергию, для плодотворной, эффективной и продуктивной деятельности,важно помнить простые правила:
Научитесь любить себя. Хвалите себя как можно чаще. Дарите себе подарочки и милые безделушки.
Не перегружайте себя.
Помните о взаимосвязи физического и психического здоровья.
Чаще улыбайтесь. «Выражение, которое человек носит на своем лице, гораздо важнее, чем одежда, которую он носит» (Д.Карнеги)
|
Найдите место для юмора и смеха в своей жизни. Одна минута смеха продлевает человеческую жизнь на 15 минут.
Учитесь управлять своим временем. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой.
Избегайте ненужной конкуренции.
Стремитесь к сотрудничеству.
Будьте терпеливыми, искренними в отношениях с коллегами.
Не бойтесь признавать свои ошибки, учитесь правильно воспринимать критику.
Проще относитесь к конфликтам на работе.
Создайте для себя комфортные условия для труда.
Ограничьте общение с теми, кто для вас неприятен.
Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т.к. вода является мощным энергетическим проводником
Помните - успех у человека в голове. Гоните прочь плохие мысли.
Будьте уверены в себе!
Помните - неразрешимых проблем нет. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или приложить все усилия для борьбы с данным синдромом. Наше здоровье - в наших руках!
На мой взгляд, здоровьесбережение необходимо рассматривать как педагогическую систему в масштабах образовательного учреждения, важную часть системы образования. При этом школа должна не только защищать обучающихся и педагогов от факторов риска, но и формировать навыки здорового и безопасного образа жизни.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательнообразовательного процесса, сформирует у детей, педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, педагогов и родителей.
|
Список использованной литературы
Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: методические рекомендации.// Под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. М.: 2002.
Касаткин В.Н., Чечельницкая С.М., Рачевский Е.Л. Здоровье:Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. М.: 2003.
Н.Осухова,В.Кожевникова Профилактика профессионального выгорания. // Школьный психолог, 2006, № 16.
Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н. К. Смирнов.– М.: АПК и ПРО, 2002.
Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии / Е. Советова. – Ростов н / Дону: Феникс, 2007.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. / Сост. С.А Цабыбин. – Волгоград, Учитель, 2009.
Чистякова М.И. Психогимнастика.-М., 1995.
Приложение
Притча
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан? "
- "50 грамм! ", "100 грамм! ", "125 грамм! " - предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал один студент.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течение этого времени?
- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т. е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
Приложение2
Опросник на выгорание (MBI)
(Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)
Источник: Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.360-362/
Инструкция
Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».
Текст опросника
Никогда
Очень редко
Иногда
Часто
Очень часто
Каждый день
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным
2.После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон»
3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу
4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела
5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним
6.После работы мне на некоторое время хочется уединиться
7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами
8.Я чувствую угнетенность и апатию
9. Я уверена, что моя работа нужна людям
10.В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление
13.Моя работа все больше меня разочаровывает
14. Мне кажется, что я слишком много работаю
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегам
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех
17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе
18. Во время работы я чувствую приятное оживление
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемам
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка результатов
Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются:
0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».
Ключ:
«Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. (максимальная сумма баллов – 54).
«Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
«Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).
Выводы
Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания».
Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».
Тест на эмоциональное, профессиональное выгорание -
адаптация методики К. Маслач по измерению «выгорания».