Отсроченность обратной связи.




Средства массовой коммуникации

Средства массовой информации

СМК - широкое понятие, которое включает в себя понятия:

1) СМИ (периодические печатные издания, телерадиоорганизации, радио, теле-, видео-, кинохрониальные программы, другие формы (способы) периодического распространения массовой информации).

2) Средства массового воздействия: театр, кино, цирк, зрелища, литература.

3) Технические средства (почта, телефон, телефакс, модем). Они не имеют массового охвата аудитории, и передаваемая информация может носить личный характер и не быть связанной с социально значимыми реалиями.

Формы массовой коммуникации:

· Образование

· Религия

· Агитация

· Пропаганда

· Реклама

· Массовая культура

· Театр

· Балет

· Живопись

· Массовые акции

Характеристики массовой коммуникации:

Массовая аудитория.

Ее признаки:

1) непостоянство состава. Границы массовой аудитории всегда открыты, прозрачны, что делает состав массовой аудитории неопределенным по численности и случайным по составу.

2) разнородность. Разрушаются все существующие в обществе барьеры и границы (этнические, социально-политические, религиозные, образовательные и др.)

3) стихийность

4) анонимность

5) рассредоточенность (по географическому признаку)

Социальная значимость информации

Именно соответствие определенным социальным запросам и ожиданиям делает СМК привлекательными для массовой аудитории.

3. Использование современных технологий в процессе подготовки и трансляции информации.

4. Институциональный характер источников информации и влияние институциональных предписаний на отношения принимающей и передающей сторон (СМИ отражают не субъективную точку зрения, а выступают от определенных институтов).

5. Оценочный компонент информации, транслируемый через СМИ. Ожидание оценочной информации от СМИ объясняется тем, что они как социальные институты имеют статус официального источника информации, к которому аудитория имеет доверие.

6. Многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность массовой коммуникации.

Публичный характер и открытость.

8. Определенное "неравноправие" в отношениях передающей и принимающей сторон.

Отсроченность обратной связи.

Функции массовой коммуникации:

1. Информационная функция (Гарольд Лассуэлл, 1948 г.)

1) информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире

2) информационное обеспечение инновационных процессов

2. Социальной связи (регулирующая функция у Лассуэлла, функция социального контроля личности и социализации у Леонтьева)

1) интерпретация происходящего

2) поддержка существующих норм и властных отношений

3) социализация

4) формирование общественного согласия

3. Функция обеспечения преемственности (культурологическая функция у Лассуэлла)

Ознакомление с достижениями культуры и искусства, знакомство с особенностями различных культур и субкультур.

4. Рекреативная функция (развлекательная функция у Райда в 1960 г.)

Создание возможности для отдыха и развлечений

5. Функция мобилизации (Мак-Квейл)

Организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

Подходы к исследованию текстов массовой коммуникации:

1. Лингвистический анализ рассматривает использование специфических языковых средств в СМК, их фонетических, лексических и грамматических особенностей, их особую сочетаемость. Например, для языка СМИ характерно частое использование безличных и пассивных конструкций (сообщается, было установлено и т.д. (звучит объективно, снимается ответственность за информацию со стороны передающего)).

2. Конверсационный анализ изучение особенностей диалогического общения в СМК, использование специфических тактик. Журналисты часто используют переформулировку ответа, который дает интервьюируемый человек.

3. Семиотический анализ изучение знаковых кодов, лежащих в основе как языковых, так и визуальных сообщений в СМК.

4. Критическая лингвистика анализ текстов, служащих средством отображения и конструирования реальности.

Теории массовой коммуникации:

Структура основных процессов массовой коммуникации по Денису Маккуэйлу:

1. Медиа институты заняты производством, воспроизводством и распределением знаний. Эти знания помогают людям осмыслить свой опыт и пополнить запас сведений о мире.

1) масс медиа выполняют функцию общего носителя знаний разного рода - также и от имени других институтов.

2) они доступны для всех на открытой, добровольной, неспецифической и недорогой основе.

3) отношения между отправителем и получателем сбалансированы и равны

4) медиа охватывают больше людей, чем другие институты, и в течение большего времени, принимая эстафету от первоначального влияния школы, родителей, религии и т.д.

Масс медиа выступают в роли медиатора между объективной общественной реальностью и личным опытом.

Есть несколько способов реализации данной медиации. Попеременно СМК:

1) расширяет наше видение, позволяет увидеть происходящее собственными глазами, без постороннего вмешательство (окно в опыт);

2) объясняет и растолковывает разрозненные и непонятные события (интерпретатор);

3) выступает как платформа или носитель информации и мнения;

4) обеспечивает двустороннюю связь между источником и получателем (звено);

5) навязывает путь, показывает направление и выдает команды (указатель);

6) выделяет те части опыта, которые заслуживают особого внимания (фильтр);

7) общество видит свое отражение искажением. СМИ выделяют то, что люди хотят видеть в обществе (зеркало);

8) скрывает правду в целях пропаганды или увода от реальности (ширма или барьер).

Теории массовой коммуникации:

1) нормативные теории описывают, как масс медиа должны вести себя, чтобы соответствовать конкретным общественным ценностям или стремиться к ним;

2) общественно-научные теории содержат общие рассуждения о сущности, функционировании и эффектах массовой коммуникации;

3) функциональные теории определяют смысл деятельности масс-медиа, описывают, как нужно работать, чтобы соответствовать абстрактным теоретическим принципам и добиваться конкретных целей;

4) теория здравого смысла - ряд представлений и понятий о медиа, регулирующих использование медиа аудитории, а также мнения о средствах массовой коммуникации, которые могут оказывать влияние на планирование медиа выработку общественной политики в области медиа.

I. НОРМАТИВНЫЕ ТЕОРИИ

Описывают то, какие роли играют СМК в обществе, рекомендуют идеальную практическую деятельность и предвидят реальные последствия.

1. Авторитарная теория (монархические государства): отсутствие подлинной независимости журналистов, их подчинение государственной власти и интересам правящего класса, предварительная цензура, навязывание журналистам правил поведения.

2. Либертарианская (теория свободной прессы): возникла в 16 веке. Полагает, что индивид должен быть свободен, публиковать все, что ему нравится, и это является продолжением других прав - права на собственное мнение, свободу выражать его, объединяться с другими людьми и вступать в организации.

Есть положительные и отрицательные стороны. Отрицательная: множество мнений, искажение, неправильные ценности.

3. Теория социальной ответственности: компромисс между сторонниками либертарианства и регулирования ММ, попытка совместить 3 принципа: личной свободы и выбора, свободы медиа и долга медиа перед обществом.

1940-е века, толчок - создание Комиссии по свободе прессы.

Основные положения:

1. Медиа должны взять на себя и выполнять определенные обязательства перед обществом: правдивая информация, политкорректность, не оскорблять интересы, цензура, способствовать образованию и распространению ценностей общества.

2. Возлагая на себя и применяя эти обязательства, медиа должны саморегулироваться в рамках закона и существующих институтов.

3. Медиа должны избегать всего, что может привести к преступлению, насилию или гражданским волнениям либо оскорбить группы меньшинств.

4. Медиа в целом должны отражать разнообразие общества, предоставляя доступ к различным точкам трения и праву на ответ.

5. Общество и публика, в соответствии с первым названным принципом, имеют право ожидать высокие стандарты работы, и вмешательство можно оправдать только заботой о благе народа.

4. Советская коммунистическая

1. В центре внимания прессы не могут быть политические проблемы, так как в социалистическом обществе отсутствуют классовые противоречия.

2. Марксизм допускает объективные законы и истории и, следовательно, объективную реальность, которую пресса должна отражать. Диапазон личной интерпретации ограничен.

3. Медиа подчинены контролю государства и являются инструментом политической жизни.

Прессе принадлежит позитивная роль в социализации. В новостях показывают только положительные моменты, чтобы сложилось впечатление, что все-таки у кого-то в стране все хорошо (все танцуют, поют).

Отличие от авторитарной модели: согласно советской теории, медиа не являются объектом произвольного и непредсказуемого вмешательства, а работают в пределах известных, добровольно установленных рамок; они должны обслуживать свою публику и реагировать на ее запросы; как правило, они не монолитны в своих мнениях и выражают разнообразные интересы.

5. Теория для медиа периода развития (ТМПР)

Характерна для развивающихся стран

СМК выступает в поддержку существующего режима и его усилий по обеспечению экономического развития. Пока страна не достигнет определенной ступени политического и экономического развития, медиа должны поддерживать, а не критиковать правительство. Сфера применения сужена до стран третьего мира.

Общие черты масс медиа в развивающихся странах:

1. Отсутствие условий, необходимых для развитых систем МК (коммуникационной структуры, профессионального мастерства, культурных ресурсов, достаточной аудитории).

2. Зависимость от развитых стран в техническом, профессиональном и культурном планах.

3. Все институты должны подчиняться общим задачам - экономическому, политическому и культурному развитию страны.

4. Развивающиеся страны все больше осознают свою идентичность и собственные интересы в международной политике.

6. Теория демократического участия (ТДУ), или партиципаторная теория.

Главное в теории - неприятие коммерциализации и монополизации частных медиа.

ТДУ отвергает необходимость однородных, централизованных, дорогостоящих, сильно профессионализированных и контролируемых государством медиа.

Выступает за удовлетворение интересов каждого человека, разных социальных групп, для каждой части населения должны быть свои средства массовой информации.

Выступает за многообразие, локальность, деинституционализированность, взаимозаменяемость ролей отправителя и получателя.

На первый план в ТДУ выходят потребности и интересы активных получателей информации, их право на получение нужной информации, права на ответ и право использовать средства коммуникации для взаимодействия в небольшом сообществе.

Возрождение этнических и культурных сообществ (кельтский язык – свои каналы)

II. ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ

1. Теория массового общества и пропаганды (к. 19 – к.20 вв.)

Основой для ТМО послужили социологические теории Огюста Конте, Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма. Масса – это форма обезличенных человеческих отношений, характерных для нарождающегося общественного строя.

2. Теория массового общества

СМК - мощный инструмент манипулирования людьми. Для многих СМИ - основное средство познания окружающего мира. Существует взаимосвязь между властными институтами и СМИ, содержание служит политическим и экономическим интересам правящих кругов, поэтому не стоит ждать, что медиа предложат критическую или аналитическую картину мира.

3. Теория пропаганды

Во время Первой мировой войны, необходима мобилизация всех людей, чтобы подтолкнуть их на действия во благо страны.

Анализировали содержание медиа и то, как с помощью информации убедить, заставить миллионы людей воспринимать экстремальные точки зрения.

Наибольший интерес представляют теории пропаганды Гарольда Лассуэлла, Уолтера Липманна и Джона Дьюи.

Первые представления о природе и силе массовой коммуникации (период первой мировой войны) обобщенно называют теорией «магической пули». Основная идея: сообщения масс-медиа принимаются всеми членами аудитории одинаково и такие стимулы вызывают мгновенные и непосредственные отклики.

Г. Лассуэлл: сила воздействия пропаганды ассоциируется с уязвимостью сознания человека, а не с характеристиками конкретных сообщений. Любой экономический кризис или политический конфликт потенциально опасны, поскольку приводит к массовому психозу и усугубляют подверженность индивидов пропагандистскому воздействию (Гитлер во время экономического кризиса в Германии).

Впоследствии Лассуэлл отказался от идей, свойственных концепциям "магической пули": успешная пропагандистская кампания должна иметь длительную, тщательно проработанную стратегию, в процессе которой необходимо создавать определенные символические образы и учить людей связывать с ними требуемые эмоции; в результате могут быть выработаны коллективные или эталонные символы. (Георгиевская ленточка в России, роза в Украине, цветок яблони в Беларуси)

Уолтер Липпман. Средний человек не способен самостоятельно ориентироваться в общественном мире и принять разумные решения относительно своих поступков. Контроль за сбором и распространением информации нужно передать интеллектуальной элите, которая с помощью научных методов отделяла бы факты от вымысла и принимала правильные решения о том, кто должен получать ту или иную информацию.

Дж. Дьюи. Возражал против передачи контроля элите. Выступал в защиту общественного просвещения и образования как самого эффективного гаранта демократии. Считал, что люди способны защитить себя от пропаганды, если научить их навыкам критического мышления.

III. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТОВ КОММУНИКАЦИИ (ЭМПИРИЧЕСКИЙ И КРИТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ)

1. Оба подхода заставили отказаться от идеи, что СМИ влияют на аудиторию одинаково, мгновенно и напрямую.

Эмпирический: 1920 г. - исследования воздействия кинофильмов на детей. Первичные результаты исследований свидетельствовали о сильном влиянии фильмов на публику. Однако эти выводы не подтвердились в ходе исследований других средств массовой коммуникации и их аудитории. По мере накопления данных становилось ясно, что концепции «магической пули» ошибочны и для проведения более реалистических исследований необходимы новые теории массовой коммуникации.

1930 г. – в центре внимания исследователей убеждение аудитории. Были проведены исследования аудитории, анализ содержания и специфики подхода.

П. Лазерсфельд создал типологию эффектов - немедленные, краткосрочные, долгосрочные и институционные (общественные институты, группы влияния после просмотра агитации решили вступить в партию, важны в рамках общества), а также указал возможные причины этих эффектов - отдельные блоки текстов (радиопередача), жанр («мыльная опера»), экономическая и социальная структура средств массовой коммуникации (частная или общественная), технологическая природа канала коммуникации.

Масс медиа всегда уступают образованию, возрасту, опыту, мы больше поверим человеку, который действительно разбирается в проблеме, чем СМИ.

1940 г. - полевой эксперимент (избирательная кампания)

Вывод: самое важное воздействие ММ - они укрепляют в избирателях уверенность в правильности уже сделанного выбора.

Открытие роли лидеров мнения. ЛМ существуют на всех уровнях общества, влияют на людей, подобных себе, считаются самыми знающими в своей области. ЛМ есть в разных группах.

Модель привратника

Модель многоступенчатого потока информации: МК доходит до людей не в виде гигантской волны, а в несколько этапов, информация просачивается между подгруппами населения.

Теория ограниченных эффектов (начало 50-х гг.): власть медиа не столь велика, как представлялось ранее. Люди пытаются разными способами ускользнуть от влияния медиа.

Эксперименты К. Ховланда: пропагандистские сообщения, рассчитанные на всех, в целом дают незначительный эффект. Сила воздействия увеличивается за счет конкретизации содержания в расчете на определенные социодемографические группы аудитории. Например, сообщения, предлагающие альтернативные точки зрения, лучше воздействуют на более образованную аудиторию.

После окончания 2-й мировой войны – Программа коммуникационных исследований (Цель: изучение установок аудитории).

Результат исследования изменения установок – идея.

Когнитивное соответствие, когнитивный диссонанс и селективные процессы: люди выбирают сообщения, соответствующие оценкам и убеждениям их ближайшего окружения. Т.е., человек стремится сохранять свои убеждения, избегая сообщений, которые могут их изменить.

Когнитивное соответствие - тенденция поддерживать и возвращаться к состоянию когнитивного баланса.

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера: любая информация, не соответствующая убеждениям человека, вызывает диссонанс, от которого необходимо избавиться. Люди стараются не менять свои знания о себе и окружающем мире.

Селективные процессы - это способы приведения противоречащих сведений в соответствие друг с другом. Они действуют как сложные механизмы фильтрации, отсеивающие ненужные данные.

Виды избирательности:

1. Селективная экспозиция – стремление людей иметь дело с теми сообщениями, которые соответствуют их мнениям и интересам.

2. Селективное запоминание – люди стремятся лучше и надолго запомнить ту информацию, которая соответствует их убеждениям.

3. Селективная перцепция – умственная и психологическая переделка сообщения, чтобы привести его в соответствие с убеждениями и установками человека.

Исследование: 1950-е гг., опрашиваемым (белым американцам) была предъявлена картинка (драка в вагоне поезда, белый и чернокожий, у белого нож). В результате большая часть сказала, что нож был у чернокожего.

Теория ограниченного эффекта охватывает ряд других теорий, согласно которым ММ играют очень ограниченную роль в жизни людей и всего общества.

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД:

1. Теория функционального анализа

Сторонники направления (Чарльз Райт Миллз, Роьерт Мертон) пытались понять, какие структуры ММ или разновидности содержания ММ функциональны, а какие дисфункциональны.

Понятие дисфункции: если функция способствует выживанию системы, ее адаптации к окружающей системе, то дисфункция дает обратный результат.

Общество находится в "равновесии" тогда, когда функциональные действия преобладают над дисфункциональными, т.е. негативные эффекты ММ уравновешиваются позитивными.

Функции МК: информационная, интерпретационная, обеспечивающая преемственность господствующей культуры, развлекательная, мобилизирующая людей на активные действия при проведении различных кампаний.

Недостаток ф. анализа: не позволяет точно сказать, функциональны масс-медиа или нет. Основной вывод: если современное общество не распадается, значит, оно находится в равновесии, т.е. негативные эффекты ММ уравновешиваются позитивными.

2. Селективная (1960, Джозеф Клаппер), или теория подкрепления.

Масс-медиа усиливает существующие установки и шаблоны поведения людей. СМК не подрывают социальные устои, а дают людям больше оснований продолжать верить и поступать так, как они уже делают.

3. Теория социального научения

Люди имитируют увиденные ими модели поведения, эти модели можно подкреплять и сделать их нормой поведения. Была доработана в 1960 г.

Современная теория социального научения: зрители получают символические репрезентации поведения, эти образы обеспечивают их информацией, на основе которой аудитория строит свое поведение.

Медиаперсонажи иногда оказывают влияние на поведение самим фактом своего появления на экране. Заимствуя модели поведения, зритель эффективно учится и моделям поведения, и способам решения проблем.

Социальное научение проходит через:

1. Научение через наблюдение

2. Подавление (на экране человек видит, что героя наказывают за плохое поведение)

3. Растормаживание (стимулирование положительного поведения)

4. Исследование агрессивных стимулов (продолжение ТСН)

Общепризнанной считается связь насилия в медиа и агрессивности аудитории (но характер этой взаимосвязи до конца не исследован).

Но ММ показывает насилие в драматическом контексте, этот контекст несет информацию или сигналы, которые подсказывают зрителям, когда и против кого оно уместно.

5. Теория активной аудитории (вызов ТСН и схеме "Стимул-реакция")

Зрители активно и сознательно пытаются понять телевизионное содержание.

6. Теория обретения пользы и удовлетворения (разновидность т. активной аудитории). Разработали Герта Герцог и Уилбур Шрамм, пытались ответить на вопрос: чем руководствуется индивид, выбирая из того, что ему предлагают СМК. Исследовали книги, мыльные оперы, ежедневные газеты, поп-музыку и кино.

У. Шрамм - дробь выбора = ожидание награды/необходимые усилия

Люди соизмеряют меру награды, которую они ожидают от средства коммуникации или сообщения с тем, какое усилие нужно приложить, чтобы эту награду получить.

В результате исследования того, почему люди используют медиа и какую пользу (вознаграждение) они получают, были выделены следующие виды использования ММ:

1. Информация - поиск информации о релевантных событиях, поиск советов, удовлетворение любопытства и общего интереса или самообразование.

2. Личная идентификация - поиск подкрепления личных ценностей, поиск моделей поведения, самоанализ.

3. Интеграция и социальная интеракция - отождествление с другими и обретение чувства принадлежности, замена общения, содействие и поддержание контактов с семьей, друзьями

4. Развлечение

7. Теория игры (Уильям Стивенсон)

Взаимодействие людей с ММ происходит в 2 формах:

1. Общественный контроль, проявляется в глубоких внутренних ценностях и убеждениях, к которым относятся религия, традиции, политическая ориентация. Если медиа оказывают влияние на эти ценности, то только в сфере общественного мнения. Это влияние ограничено.

2. Конвергентная селективность: возможность выбирать новые или нестандартные способы поведения, причуды, которые дают индивидам возможность получать удовольствие и быть в определенной степени свободными от общественного контроля. (Реклама - пример КС). Если базовые утверждения изменить сложно, то в формировании конвергентных (сиюминутных) желаний ММ играет большую роль.

Люди ищут в коммуникации удовольствие, аудитория вовлекается в "субъективную игру", когда потребление медиа приносит личное (субъективное) удовлетворение. Медиа содержание повторяется ежедневно наподобие детской игры, которая проигрывается снова и снова с легкими вариациями и не требует особых усилий ("коммуникативного удовольствия").

Медиа выступают в качестве буфера против проблем реального мира, которые в противном случае могут вызвать в людях тревогу.

Т.о., главная функция МК - помогать людям играть в субъективную игру, получать удовольствие, забывать о жизненных проблемах, показывать им более светлую сторону жизни.

ММ должны влиять на традиции, нормализовывать правила поведения, давать людям общие темы для разговоров, способствуя процессу социализации.

ММ должны "раскачивать лодку", быть в первых рядах реформирования. В периоды изменения в обществе МК заменяет прежние убеждения аудитории новыми ценностями (революция в Украине).

8. Спираль молчания (Элизабет Ноэль-Нойман): из опасения оказаться в изоляции люди скрывают свое мнение от окружающих, стараются не распространяться о своих взглядах, если считают, что находятся в меньшинстве. Медиа, как правило, представляют одну или, в лучшем случае, 2 стороны проблемы, исключая другие, отчего люди еще больше затаиваются, не давая медиа обнаружить и зафиксировать противоположные точки зрения.

Этот страх служит началом спирали и затем все увеличивается. СМК играют большую роль в определении того, какое мнение является доминирующим, поскольку возможности нашего прямого наблюдения ограничены маленьким процентом наблюдения.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МК (последняя треть 20-го века)

1970-1980 гг. - переход к исследованиям того, как культуры самоорганизуются, как люди вырабатывают общие понятия и оказываются ими связанными, как взаимодействие медиасистем с культурой влияет на самоопределение последней.

Отличие этой теории от других - систематическая обработка и оценка теории ведется не исключительно на основе количественных эмпирических исследований, в нем используются качественные методы, они высвечивают существенные различия в явлениях.

Ведущий пропагандист культурологических теорий - Джеймс Кери, противопоставлял их парадигме ограниченных эффектов.

Главное различие: теории ограниченных эффектов сосредоточиваются на процессе передачи точной информации от основного источника к пассивным получателям, тогда как в центре внимания культурологических теорий - повседневные ритуалы, с помощью которых люди структурируют и интерпретируют свой опыт.

1. Теория ритуала: функция МК - не распространение сообщения в пространстве, а поддержание общества во времени; не передача информации, а представление общих убеждений.

Например, реклама автомобиля содержит и укрепляет характерные для американской культуры ценности.

2. Теория социального конструирования реальности (Питер Бергер, Томас Лукманн, Альфред Шютц): опыт реальности для индивидов - это непрерывно осуществляемый ими процесс социального конструирования, а не просто принятие того, что навязывает неискушенной публике власть и элита.

Аудитория не является пассивной. Члены аудитории активно принимают и хранят элементы информации, они эту информацию активно обрабатывают, переделывают и запоминают только то, что удовлетворяет из потребности. (ср. с теорией массового общества)

Альфред Шютц: люди живут без особых усилий, так как у них сложился запас социальных знаний, с помощью которого они быстро понимают, что происходит вокруг, и соответственно ведут себя.

Типификация - одна из самых важных форм имеющихся у них знаний.

Типификации позволяют быстро классифицировать наблюдаемые объекты и действия и, соответственно, строить собственные действия. Похожие на стереотипы, типификации облегчают интерпретацию опыта, но в то же время вносят элемент предвзятости.

3. Теория культивации (Джон Гербнер)

Результаты исследования телевидения в 1960-1970-е гг. позволили сделать следующие выводы:

1. ТВ общедоступно, поэтому оно является основным культурным оружием общества. ТВ является главным творцом синтетических культурных моделей (развлечение в сочетании с информацией) для самой разнородной массовой аудитории, включая большие группы людей, которых система МК никогда ранее не охватывала.

2. ТВ - это средство социализации и окультуривания. Люди оперируют категориями историй, которые им рассказывают, историй о том, что происходит, как происходит, что делать, и телевидение рассказывает их в новостях, сериалах и рекламных объявлениях. Отголоски теория социального конструирования реальности и призывы воспринимать телевидение как ритуал, а не как средство передачи сообщений.

Процесс культивации происходит 2-мя способами:

1. Магистральный. Чаще наблюдается у тех, кто проводит перед экраном много свободного времени. ТВ символы становятся всевластными и подавляют другие источники информации и идей об окружающем мире. Содержание представлений индивида о социальной реальности более соответствует ТВ-реальности, нежели событийной.

2. Через резонанс. Зрители видят на экране то, что больше всего соответствует их собственным повседневным реальностям. Эти люди получают "двойную дозу" культивации, так как то, что они видят на экране, находит отклик в их реальной жизни.

 

ТЕМА 2. СЕМИОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

1. Семиотический подход к анализу массовой коммуникации.

2. Миф как средство формирования значений.

3. Семиотические коды, реализуемые в средствах массовой коммуникации.

4. Тексты СМК как структура повествования.

СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ МК

Задача семиотического анализа - исследовать то, что передается посредством медиа, т.е. особенности содержания сообщения.

Семиотика как наука о знаках охватывает несколько предметных областей.

Изначально семиотика была ориентирована на изучение языка, а затем семиотическую методологию стали применять для анализа знаковых систем в целом. Материалы МК активно изучаются с использованием семиотического подхода на протяжении последних 30-40 лет.

Идея использования лингвистических подходов и анализу других сфер реальности основывается на следующих предположениях:

1) социальные и культурные явления представляют собой не просто материальные объекты или события. Их суть неразрывно связана со значением и, следовательно, со знаком.

2) эти объекты являются не вещью в себе, а определяются через систему или сеть отношений с другими, вписываются в ряд подобных или отличных от них объектов.

Знаки и ключевые отношения между ними являются одними из ключевых понятий семиотического анализа. Знак представляет собой наименьший элемент коммуникации внутри языковой системы. Знаком может быть слово, фотография, звук, образ на телеэкране.

Текст (печатный, аудио/видеоматериалы) - совокупность знаков. Значение текста образуют знаки и система связывающих их отношений. Обычно эта система не очевидна и может быть выведена или извлечена непосредственно из анализа текста.

В процессе семиотического анализа основное внимание уделяется системе знаков, составляющих текст. При этом происходит условное отделение формы от содержания (по Соссюру: означающее - материальный носитель, например, видеообраз; означаемое - ментальная концепция, с помощью которой знак что-либо обозначает и понимается представителями той или иной культуры).

Значение определяется посредством соотнесения с другими знаками в системе. Так, "богатый" имеет значение только при наличии "бедного". Т.е. значение часто определяется через систему отношений.

МИФ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЙ

"Миф - это коммуникативная система, сообщение... миф - это форма". Ролан Барт

Миф - важнейший феномен в истории культуры и древнейший способ принимания действительности.

Концепция мира принадлежит французскому ученому Ролану Барту.

Согласно Барту, миф представляет собой текст, историю, с помощью которой в конкретной культуре понимаются различные стороны реальности и природы.

Барт: именно посредством мифа человек оказывается погруженным в сферу идеологии (мировоззрение, которое формируется исходя из конкретных социальных интересов).

Идея "двуединства" процесса формирования значений: с одной стороны, взаимодействуют знаки в тексте, с другой - культурный и индивидуальный опыт людей. Создатели мифов ищут форму в СМК под нужные мифы.

Миф - вторичная семиотическая система.

Язык - 1. Означающее 2. Означаемое 3. Знак (стрелочка к означающему в мифе)

Миф - 1. Означающее 2. Означаемое 3. Знак.

Миф - это целостное, самостоятельное и сложное культурное образование. Миф объясняет и санкционирует существующий социальный и космический порядок в том его понимании, которое свойственно данной культуре.

Мифологическое сознание так объясняет человеку его самого и окружающий мир, чтобы поддерживать этот установившийся порядок. Миф побуждает человека думать в определенных категориях, замечать и оценивать лишь те аспекты действительности, которые признаются им в качестве значимых, интерпретировать мир лишь с определенного угла зрения.

К. Леви-Строс изучал правила организации мифа (брака, родства) в архаических, примитивных обществах: им присущи общие глубинные схемы/бинарные оппозиции.

Бинарные оппозиции - врожденные бессознательные феномены мышления, обусловливающие логическую организацию человеческой психики.

К. Леви-Строс: структуры мышления и социальной жизни не зависят от индивидуального сознания и выбора. Через миф происходит трансляция своеобразных закодированных посланий от культуры к индивиду.

Национальное сознание по своей природе мифологично. Миф лежит в основе мировоззрения человека и выступает важным механизмом консолидации общества.

Национальный миф призван конструировать общность в этническом и социальном отношении. Он гарантирует идентичность коллективного субъекта и его связь с определенной территорией. НМ - система идей и образов, через которые определенный народ осознает себя и видит свое место в истории. Каждая культура обладает своей уникальной ролью в мировой истории. Это проявляется в мифическом восприятии истории нации, ее судьбы предназначения и в мифической интерпретации "национального" характера.

Характеристики мифа:

1. Упрощенное видение (простое каузальное толкование событий) - реальные социальные и политические проблемы заменяются упрощенным представлением о вечной борьбе 2 мифологизированных сущностей, отношения строятся по принципу "мы-они". В текстах МК важное место отводится оппозиции «свои – чужие».

2. Вневременной характер (К. Юнг) - при малейшем прикосновении к нему человек испытывает переживание вечного.

3. Соединение рационального и иррационального.

4. Аксиоматичность мифа. Эффективность воздействия мифа связана с его заранее заданной истинностью. Мифологическое не проверяется. Если ему нет соответствия в действительности, то действительность следует подгонять под миф, а не наоборот. Советские фильмы послевоенного периода, когда в фильме много еды, все счастливы.

5. Неверифицируемость из-за автономности существования, не зависящей от отдельного человека.

6. Миф - это, как правило, повторение того, что уже случалось ранее.

7. Мифы узнаваемы (это не новая информация, а реализация уже известной схемы). Современный миф часто описывает совершенно будничные события. При этом он активно опирается на нетипичные ситуации, внедренные в современность (сказка о золушке, рассказ о победителе олимпиады из глухой деревни, о фермере и т. д.). Миф Элиаде - каждый популярный роман представляет собой типичную борьбу добра и зла, героя и негодяя. Повторяемость схем мифа у разных народов и в разные времена говорит о его универсальности.

Миф - психологически доступный всем ответ на проблемы общей значимости. Миф о герое, о заговоре, об артефакт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: