Вопросы к экзамену по курсу «Педагогика»
Общая педагогика
1. Предмет, задачи, структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.
2. Методология педагогической науки. Уровни методологического знания.
3. Методы научно-педагогического исследования.
4. Аксиологические основы педагогики.
5. Основные категории педагогической науки.
6. Факторы формирования и развития личности ребенка.
7. Характеристика основных подходов к воспитанию (личностный, деятельностный, системный, индивидуальный).
8. Характеристика педагогического/образовательного процесса.
9. Учащийся как объект и субъект педагогического процесса.
10. Основные положения «Конвенции о правах ребенка».
11. Личность современного учителя. Профессиональные качества педагога.
12. Сущность процесса воспитания, его движущие силы и характерные особенности.
13. Целеполагание в педагогике.
14. Педагогические основы самовоспитания личности.
Теория обучения (дидактика)
1. Дидактика, задачи и основные категории. Связь дидактики с основными науками и отраслями педагогики.
2. Сущность процесса обучения, его психолого-педагогические основы. Структура процесса обучения.
3. Функции процесса обучения, его закономерности и принципы.
4. Мотивация учебно-познавательной деятельности.
5. Содержание образования. Концептуальные основы к отбору содержания образования.
6. Понятие содержания образования. Государственный образовательный стандарт и его обеспечение в условиях современной школы. Универсальные учебные действия.
7. Понятие содержания образования. Базисный и школьный учебный план.
8. Понятие содержания образования. Характеристика учебных программ.
9. Понятие содержания образования. Характеристика школьных учебников.
10. Требования к современному учебнику.
11. Характеристика дидактических принципов.
12. Понятие метода обучения и методического приема.
13. Классификация методов обучения.
14. Характеристика словесных методов обучения. Выбор и правила их применения.
15. Характеристика наглядных методов обучения. Выбор и правила их применения.
16. Характеристика практических методов обучения. Выбор и правила их применения.
17. Характеристика активных методов обучения. Выбор и правила их применения.
18. Характеристика методов контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
19. Метод проектов. Реализация метода проектов в условиях современной школы.
20. Урок – основная форма обучения. Типология и структура уроков.
21. Культура современного урока.
22. Общая характеристика средств обучения.
23. Диагностика обученности школьников. Контроль и оценка учебно-познавательной деятельности школьников.
24. Подготовка учителя и учащихся к уроку.
25. Дидактическая игра как средство обучения.
26. Иллюстративно-объяснительное обучение.
27. Проблемное обучение.
28. Программированное обучение.
29. Блочно-модульное обучение.
30. Развивающее обучение.
31. Основы личностно-ориентированного обучения.
32. Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса.
33. Разнообразные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Внеурочная деятельность по предмету.
34. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.
35. Оценка и отметка в учебно-познавательном процессе. Виды и критерии оценки учебно-познавательной деятельности учащихся. Проблемы оценки в современной школе.
36. Инновационные образовательные процессы.
37. Требования к личности и профессиональной компетенции современного педагога.
Теория и методика воспитания.
1. Сущность процесса воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
2. Закономерности и принципы воспитательного процесса.
3. Воспитательный процесс как система. Базовые теории воспитания и развития личности.
4. Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания.
5. Методы организации деятельности и стимулирования поведения учащихся в учебно-воспитательном процессе; психолого-педагогические требования к их применению.
6. Методы формирования сознания учащихся.
7. Педагогическое взаимодействие в воспитании.
8. Коллектив как объект и субъект воспитания. Структура, признаки и функции коллектива.
9. Формирование базовой культуры личности в образовательном процессе.
10. Актуальные проблемы нравственного воспитания. Цель, задачи, содержание и методы нравственного воспитания.
11. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.
12. Задачи и содержание физического воспитания. Здоровый образ жизни детей.
13. Система эстетического воспитания школьников с учетом их возрастных особенностей.
14. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
15. Семья как основа развития ребенка. Сущность семейного воспитания, методы воспитания детей в семье.