МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУВПО «ЧГПУ»)
Профессионально-педагогический институт
Всероссийская студенческая олимпиада
По методике профессионального обучения
ТУР II
Теоретический конкурс
ДОКУМЕНТЫИ МАТЕРИАЛЫДЛЯ ЭКСПЕРТОВ (КЛЮЧ)
ВАРИАНТ II
Челябинск, 2011
Второй тур олимпиады
по дисциплине «Методика профессионального обучения»
ВАРИАНТ – II
В задании «1» впишите односложные ответы
1. К основным категориям дидактических целей относят:
1.1. ………………...
1.2………………….
1.3. …………………
1.4………………….
1.5………………….
1.6………………..
Ответ:
1.1. знание
1.2. понимание
1.3. применение
1.4. анализ
1.5. синтез
1.6. оценка
В заданиях со 2 по 4 выберите и укажите несколько правильных ответов
Выберите правильную трактовку понятия «метод кейсов (case study)».
А. Метод кейсов (case study) – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей – навыки групповой работы.
Б. Метод case-study впервые появился в 1989 как метод бизнес-обучения в Кембриджском университете.
В. Метод кейсов (case-study) или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
|
Г. Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.
Д. Метод case-study впервые появился как метод профессионального обучения в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета.
Ответ: А, В, Г
Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «метод обучения»?
1) внешнее выражение процесса обучения;
2) способ достижения конкретной дидактической цели;
3) совокупность знаний, умений, навыков;
4) способ передачи предметного содержания;
5) пути применения средств
6) способ взаимодействия педагога и обучающихся;
7) форма реализации процесса обучения;
8) способ осуществления воспитания и развития;
9) способ контроля учебной деятельности;
Ответ: 2, 4, 5, 6
4. Тестирование - один из наиболее эффективных методов оценки знаний обучающихся. К достоинствам метода относятся:
А. субъективность оценки при тестировании;
Б. оперативность, быстрота оценки;
В. простота и доступность;
Г. пригодность результатов тестирования для компьютерной обработки.
Ответ: Б, В, Г
В заданиях с 5 по 7 выберите один правильный ответ
5. Классическая теория тестов опирается на теорию корреляции, главными параметрами которой являются:
А. критичность и валидность;
Б. надежность и валидность;
В. лаконичность и валидность.
Ответ: Б. – надежность и валидность.
6. Проблемное обучение – это:
|
А. система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Б. такое изучение содержательной учебной информации по той или иной области знаний, которая вызывает в сознании обучающегося познавательные задачи и проблемы, напоминающие научный поиск.
В. целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки.
Ответ: Б.
Чем отличается деятельность специалистов одного профиля, но разного уровня профессионального образования (техника и инженера)?
А. Значимостью деятельности для экономики
Б. Аспектами рассмотрения трудовой деятельности
В. Степенью интеллектуальности труда, наукоемкости деятельности, функциями, сочетанием в структуре деятельности репродуктивных и творческих действий, сложностью алгоритма деятельности
Ответ: В
В заданиях с 8 по 14 выявите соответствие
8. Выявите соответствие
А. Схема − | А. условное графическое изображение чего-либо на бумаге. В обучении он обеспечивает декомпозицию отображаемого объекта и на определенных этапах процесса обучения дает разные срезы информации об объекте изучения. |
Б. Таблица − | Б. изложение, описание чего-либо в самых общих, основных чертах, без деталей и подробностей. |
В. Диаграмма − | В. наглядно изображающий с помощью кривых количественные показатели развития, состояния объекта, явления и процесса: изображение линиями свойств и законов явлений во всех тех случаях, когда таковые могут быть определены числами. |
Г. График − | Г. графическое изображение соотношений каких-либо величин. |
Д. Чертеж − | Д. перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в определенном порядке по графам. |
|
Ответ: А. – Б.; Б.-Д.; В. – Г.; Г. – В.; Д. – А.
9. Содержательная учебная информация (СУИ) может изучаться на четырех уровнях усвоения, что в значительной степени влияет на выбор и применение методов, средств и организационных форм обучения. Выявите соответствие:
Уровень усвоения знаний | Содержательная учебная информация (СУИ) |
А На ознакомительном уровне − | А. обучающиеся применяют полученные знания при решении практических и производственных задач. |
Б. На репродуктивном уровне − | Б. у обучающихся формируются общие представления об изученной СУИ по данной области знаний. |
В. На уровне умений и навыков − | В. обучающиеся свободно, самостоятельно применяют полученные знания в разнообразных учебных и учебно-производственных ситуациях; деятельность их носит поисковый характер. |
Г. На творческом уровне − | Г. обучающиеся осознанно и прочно усваивают СУИ, способны четко ее воспроизвести. |
Ответ: А. – Б.; Б. – Г.; В. – А.; Г. – В.
Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет три группы методов.
Выявите соответствие
Группы методов профессионального обучения | Методы профессионального обучения |
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности обучающимися: | 1. а) устный; б) письменный в) практический. |
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: | 2. а) словесные, наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной информации); б) индуктивный и дедуктивный методы (логический аспект); в) репродуктивные и проблемно-поисковые методы (аспект мышления); г) методы самостоятельной работы и индивидуальной работы под руководством педагога (аспект управления учением). |
3. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: | 3. а) формирования интереса к учению; б) формирования долга и ответственности в учении; в) предъявление требований; г) поощрение; д) опора на жизненный опыт обучающихся |
Ответ: 1. – 2.; 2. – 3.; 3. – 1.
11. Установите соответствие:
1. Образование − | 1. Целенаправленный и планомерный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, направленный на передачу и усвоение знаний, умений, навыков и способов деятельности |
2. Обученность – | 2. Конструкция отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности преподавателя и учебной деятельностью учащихся по усвоению знаний и способов деятельности; внешняя сторона организации учебного процесса, связанная с количеством обучаемых, временем, местом обучения, а также порядком его осуществления |
3. Обучение − | 3. Процесс и результат овладения обучающимися системой знаний умений, навыков и способов деятельности в определенной области науки, результат которого соответствует заданным государственным целям и фиксируется соответствующим документом |
4 Форма обучения − | 4. Достигнутый уровень усвоения знаний, умений и навыков, развития психических процессов, качеств личности. |
Ответ: 1. – 3.; 2. – 4.; 3. – 1.; 4. – 2.
12. Установите соответствие:
1. Тесты подстановки. | 1. Задания этого вида тестов не содержат подсказок. Они требуют от обучающихся самостоятельного ответа (решения): воспроизвести формулировку, дать определение термину. |
2. Конструктивные тесты. | 2. Они могут иметь в задании разнообразные виды информации – словесный текст или формулу, в которых пропущены составляющие части контролирующей информации. Получив такое задание, обучающийся должен воспроизвести в памяти и заполнить пропущенные места, а также выполнить другие указания, содержащиеся в задании. |
3. Тесты опознания. | 3. Они содержат ответы, из которых обучающийся должен выбрать один или несколько. Эталон такого теста представляет собой соответственно один или несколько правильных ответов. В тестах на различение могут содержаться “помехи”, которые создаются наличием ряда дополнительных ответов. |
4. Тесты различения. | 4. Они предлагают определение общности или различия в изучении объектов. Причем сравниваемые свойства или параметры обязательно фигурируют в задании. |
5. Тесты классификации. | 5. В них обучающемуся задается вопрос, требующий альтернативного ответа: “да” или “нет”, “является” или “не является”, “относится” или “не относится”, “входит” или “не входит” и т.п. Одна из альтернатив является эталонной. В задании обязательно фигурирует объект, о свойствах или характеристиках которого обучающийся должен иметь представление. |
Ответ: 1. – 2.; 2. – 1.; 3. - 5.; 4. – 3.; 5. – 4.
13. Установите соответствие между терминами и определениями, которые используются в макетах ФГОС (НПО, СПО и ВПО):
Термины | Определения |
1. Основная образовательная программа – | 1. Совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержании. |
2. Направление подготовки – | 2. Способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. |
3. Профиль специальности – | 3. Совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования |
4. Компетенция – | 4. Совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки. |
5. Модуль – | 5. Усвоенные знания, умения и освоенные компетенции. |
6. Зачетная единица – | 6. Часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания. |
7. Результаты обучения – | 7. Мера трудоемкости образовательной программы. |
Ответ: 1. – 3.; 2. – 4.; 3. – 1.; 4. – 2.; 5. – 6.; 6 – 7; 7. – 5.
14.Установите соответствие:
1. Дефиниция - | 1. Слово или сочетание слов, используемое для обозначения предметов в пределах той или иной науке. |
2. Категория - | 2. Логически оформленная мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов или явлений, позволяющие отличать эти предметы и явления от смежных с ними |
3. Определение - | 3. Предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности и познания |
4. Понятие - | 4. Логический прием позволяющий отличать изучаемый объект от других объектов; производить формулировку его свойств, способов построения, возникновения, употребления; формировать значение вновь вводимого выражения, уточнять значение уже зафиксированного в языке выражения |
5. Термин (в науке) - | 5.Краткое определение понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления, толкование слова |
Ответ: 1. – 5.; 2. – 3.; 3. – 4.; 4. – 2.; 5. – 1.